Вступай в ВТО - экономь на авто!

Казахстанцы ждут от вступления страны в ВТО позитивных изменений на рынке

Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE провело опрос граждан Казахстана на тему «Вступление Казахстана в ВТО». Как оказалось, две трети населения ждут перемен к лучшему, а вот для 26% казахстанцев вступление в ВТО - сюрприз. 

Казахстанцы ждут от вступления страны в ВТО позитивных изменений на рынке

Среди аргументов в пользу вступления Казахстана в ВТО значилось снижение цен на импортные товары. По итогам опроса 32% респондентов считают, что цены незначительно уменьшатся, 20% уверены в том, что цены останутся прежними, 18% опрошенных настроены более оптимистично и считают, что цены значительно уменьшатся, в то время как 17%, напротив, ожидают увеличения цен.

Высказались казахстанцы и о перспективах, которые откроются для отечественных производителей после вхождения в ВТО. 37% респондентов считают, что это откроет казахстанским компаниям двери на новые рынки. 25%, напротив, уверены в том, что товары местных производителей окажутся неконкурентоспособными. 24% участников исследования считают, что после вступления Казахстана в ВТО отечественные производители будут вынуждены оптимизировать расходы и снизить цены на товары. 14% опрошенных уверены, что для казахстанских компаний ситуация не изменится.

Через четыре года после вступления в ВТО Казахстан должен будет открыть для стран-участниц ВТО доступ к госзакупкам. По мнению 38% казахстанцев это повысит конкуренцию и, как следствие, качество услуг, выполняемых в рамках госзакупок. 28% опрошенных уверены, что такие меры негативно отразятся на отечественных компаниях, так как они не смогут конкурировать по цене и качеству с зарубежными участниками рынка. 20% настроены более оптимистично и считают, что открытие доступа к госзакупкам позволит сделать процесс госзакупок более прозрачным и честным, в то время как 14% считают, что ничего не изменится.

Респонденты ожидают позитивных перемен на рынке, а именно повышения клиентоориентированности рынка бизнес-услуг, снижения цен и повышения качества обслуживания, а также появления новых рабочих мест для казахстанцев. В то же время 19% опрошенных уверены, что открытие рынка для иностранных компаний вытеснит отечественные организации с рынка. А 23% считают, что ситуация станет понятна только после того, как иностранные компании начнут работу на нашем рынке.

Напомним, в понедельник завершилась 20-летняя история переговоров по вступлению Казахстана в ВТО. В Женеве президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и генеральный директор Всемирной торговой организации Роберто Азеведо подписали протокол о присоединении республики к этой организации. Впрочем, до открытия казахстанских границ нам еще следует ратифицировать этот протокол. И сделать это следует до конца октября.

Долгожданное вступление Казахстана в ВТО вызвало в народе разброд и брожение. Одни радовались, что отечественный бизнес научится выживанию в конкурентных рыночных условиях. Другие печалились, что казахстанская конкурентоспособность не выдержит импортного качественного давления. И приводили в пример ситуацию с отечественным бизнесом, находящимся “на грани фола” на фоне российского падения.

Особенно ярко это прослеживается на примере отечественного автопрома. Появление дешевых российских автомобилей (за счет разницы курса нацвалют) привело к стагнации казахстанского автопроизводства. В дело пришлось вмешаться правительству, обеспечив субсидирование ставки на автокредиты отечественных авто.

Народу, конечно, курсовая разница только в радость - смогли машины купить. Но то, что народу в радость, для промышленности минус. Потому как здесь приходится выбирать: либо прилагать усилия по снижению стоимости автосборки (что производители делать не хотят по причине чрезмерных внешних долгов), либо снижать себестоимость за счет перевода производства на кризисные рельсы. Но и об этом пока речь тоже не идет. Разве что сотрудников ряда автокомпаний постепенно начинают отправлять в отпуска без содержания.

С вступлением в ВТО ситуация на рынке усугубится по причине снижения таможенных ставок на ввозимые автомобили. “На данный момент средние ставки импортных пошлин на новые транспортные средства составляют 27,9 процента. После вступления Казахстана в ВТО уровень ставок снизится до 13,3 процента, при этом ежегодно импортные пошлины будут снижаться на 0,5-0,6 процента и в итоге достигнут среднего уровня 10,8 процента”, - сообщили в пресс-службе министра Казахстана по делам экономической интеграции. Причем ставки будут снижаться не только на новые авто, но и на подержанные: с нынешних 25 процентов ставка снизится до 15 процентов, но не менее 0,6 евро за один кубический сантиметр объема двигателя. На автобусы и грузовые автомобили импортная пошлина будет составлять около 10 процентов от стоимости товара. В ведомстве также напомнили, что нулевая ставка на ввозимые электромобили, действующая в данное время, просуществует в Казахстане лишь до 31 декабря 2015 года. С 1 января импортную пошлину поднимут до 5 процентов, и лишь в течение 5 лет ставка вновь снизится до нулевой.

Конкурировать на этом фоне отечественным производителям будет весьма сложно. Особенно с учетом того, что в ближайшие годы они лишатся льготы по возможности не платить импортные таможенные пошлины при ввозе частей и компонентов для сборки. (Впрочем, это предусмотрено не только нормами ВТО, но и обязательствами в рамках ЕАЭС.)

Зато отечественному АПК повезло. Многолетние переговоры по субсидированию сельского хозяйства завершились полной победой казахстанских переговорщиков. Они смогли добиться для нашей страны права применения самой большой по ВТО процентной ставки субсидий - 8,5 процента от стоимости валового продукта. (Такую ставку госсубсидирования среди государств - членов ВТО имеет только Китай.)

А вот льготы по возврату до 70 процентов НДС для сельхозпереработчиков отстоять не удалось - это противоречит нормам Всемирной торговой организации. Единственное, что удалось выбить, - это переходный период до 1 января 2018 года. Это означает, что в предельно короткие сроки, за пару лет, казахстанская сельхозпереработка должна пересмотреть свой взгляд на “рыночные отношения” и стать конкурентоспособной. Хотя бы для отечественного производителя.

Еще один важный плюс ВТО, о котором не преминули упомянуть и президент Казахстана, и представители бизнес-сообщества, - облегчение доступа к инвестициям. При этом Казахстан уже сообщил, что освободит инвесторов от оплаты корпоративного, подоходного и земельного налогов на 10 лет, а от налога на имущество - на 8 лет. Кроме того, Назарбаев подтвердил, что Казахстан будет возвращать инвесторам до 30 процентов капитальных затрат.

Стоит добавить, что эти льготы будут введены вместе с отменой льготы по освобождению от уплаты импортной таможенной пошлины и НДС в СЭЗах. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру