Серик ИБРАЕВ
На минувшей неделе президентский профессиональный спортивный клуб (ППСК) «Астана» представил своего нового перспективного члена Любовь Андрееву, ставшую единственной девушкой, которая вошла в типично мужское подразделение клуба — Astana Motorsports.
Цель команды и Любы — пробиться в «Формулу-1». Со следующего года Андреева будет уже постоянно выступать в «Формуле-3» — младшей серии «формульных» гонок, под брендом «Астана». Для достижения королевских гонок «Астана» отводит ей пять лет. Соответствующий план уже есть.
— Для президентского клуба «Астана» это событие очень важно. В состав нашего подразделения входит новый пилот в новой скоростной гоночной категории на платформе «Формулы», — говорит представитель ППСК «Астана» бронзовый призер «Дакара-2012» в категории грузовиков Артур Ардавичус. — В Казахстане Любовь Андреева в своей категории является лучшим пилотом, она неоднократная чемпионка страны по картингу. Как известно, в автоспорте нет деления на мужчин и женщин. И когда ребята с ней соревнуются в картинге, многих, конечно, нервирует, что девчонка их обгоняет. Но теперь картинг остается только в целях тренировки. Со следующего года Любовь будет выступать лишь в «формульных» соревнованиях. Аналитики нашего клуба «Астана» разработали пятилетний план ее выхода в самую быструю гоночную серию «Формула-1». Люба — сильная девушка, она будет достойно представлять клуб и страну на международной арене.
За рулем с девяти лет от роду
— В первую очередь, хотел бы выразить слова благодарности управлению физической культуры и спорта акимата Алматы, а также президентскому клубу «Астана» и лично Артуру Ардавичусу, — рассказывает менеджер Любови Андреевой ее отец Даниил Андреев. — На нас возлагается большая ответственность. Теперь мы будем выступать в российской серии автогоночных машин под брендом «Астана». Со следующего года серия станет называться «Формула мастерс», это подразделение «Формулы-3» по международной классификации. С командой «Астана» мы связываем всю дальнейшую нашу деятельность и постараемся оправдать надежды и доверие.
— Даниил, расскажите, пожалуйста, как все начиналось...
— Наш путь начался в детстве, с картинга, Люба им занимается с девяти лет. Случайно получилось, ведь сам я когда-то картингом занимался профессионально и предложил ей. Она села и поехала. Понравилось! В детстве она любила с машинками возиться, с куколками вообще не играла. Другие смотрели Nickelodeon, а она — Discovery.
— Мама была не против?
— Нет. С 11 лет Любу я растил один.
— Вы ее тренировали лично?
— Я лично ее не тренировал. Тренер Любы — мой хороший друг Александр Геннадьевич Жуков, директор автодрома «Сокол», что близ Алматы. Он ее тренирует с детства.
— Сильно переживаете за дочь? Все-таки опасный вид спорта…
— Мы сами выбрали этот путь. Я считаю, что у каждого человека своя судьба. Любой вид деятельности таит в себе опасности. По городу ездить на машине страшнее, чем в «Формуле» по безопасным трассам. А вообще сердце, конечно, сжимается, она ведь у меня единственная.
— Когда поняли, что Любовь — перспективная спортсменка?
— Она поехала первую гонку и сразу выиграла, это было в 2006 году, в девять лет, здесь, в Казахстане, среди мальчиков. В 2007 году Люба уже выиграла Кубок Казахстана, и пошло-поехало. У нее стало получаться, и получаться хорошо.
— Какие качества Вы бы у нее отметили?
— Она очень спокойная, собранная. работоспособная, упорная. Это не я хотел, чтобы она выступала в «Формуле». Ее инициатива, у нее было сильное желание. Я ей говорил, что денег у нас нет. Но это ее не остановило. А еще у нее есть чутье и, главное, трудолюбие. В любом спорте нужно трудиться, автогонщик — это очень тяжелая физическая и умственная работа.
Водительские права? А зачем?
— Деньги — главная составляющая успеха?
— Нет, финансы не главное. Талант нужен, накат, хотя без денег тоже никуда. Затраты, конечно, большие получаются. Например, картинг. Нормальный стоит от пяти тысяч евро. Ну а чтобы конкурентно ехать, нужна машина дороже. Цена последней машины Любы — более 10 тысяч евро. Это, конечно, сумма…
— В какой-то момент не возникало желания все бросить из-за нехватки средств?
— Мы живем этим. Когда есть цель, то деньги, они как инструмент. И, как правило, этот инструмент находится.
— Насколько известно, у Любы водительских прав нет. Интересно, как она легковыми машинами управляет?
— Отлично! Спокойно ведет машину. Ну а права будут. Она собирается на них учиться, в ноябре пойдет на курсы. Зато у нее имеется международная лицензия — в Казахстане не так много людей с такой лицензией.
— Были моменты, когда она говорила, что бросит автоспорт?
— Я же ее силком не заставлял. Но говорил: «Будешь плохо ездить, пойдешь на бальные танцы». Она отвечала: «Не хочу на бальные танцы, буду ездить!». А так, конечно, нельзя сказать, что Любе легко. Бывало ей тяжело и морально, и физически. Ремнями ключицы перетирала, мозоли «нарабатывала» постоянные.
Адреналин как компонент успеха
— Что нужно сделать, чтобы попасть в «Формулу-1»?
— Для этого нужно преодолеть большой путь, ступенька за ступенькой — «Джи-пи-3», «Формула Рено-3» и так далее. Это очень непросто. Необходима одержимость.
— В мае 2014 года Любовь дебютировала в «Формуле-3» в Казани на одной из самых сложных гоночных трасс Kazan Ring, где заняла достойное пятое место. Но все же пятое. Это не смущает?
— Было у нее уже и 4-е место. Сейчас она на 7-й позиции в общем зачете из 13 человек. Осталось проехать два этапа — в Смоленске и Сочи, и затем будут подведены итоги. Нет, это очень даже неплохо. Ее места в последних гонках свидетельствуют о том, что она в отличной форме и успешно конкурирует с очень сильными соперниками.
— Как ее встречают в России?
— Шикарно. В Казани все телекомпании к нам подбежали. Люба — единственная девушка на этих соревнованиях. В Москве она три часа автографы раздавала и фотографировалась на фоне болида цвета казахстанского флага. В Москве 50 тысяч народу собралось посмотреть на старты.
— Наверное, Ваша дочь любит быструю езду?
— Конечно! Автоспорт — это, в первую очередь, адреналин. На картинге на нашем картодроме она развивала скорость до 135 километров в час, на «Формуле» — 212 километров в час при средней скорости в 130.
— Что Вы думаете о ее перспективах?
— Время покажет, не могу ничего сказать. Все упирается во время и деньги, будет нормальное финансирование, она дойдет до «Формулы-1».
«Я гонщик, а не женщина или мужчина!»
Как уже сказал ее отец Даниил, Любовь Андреева — спокойная, рассудительная девушка. Но во время пресс-конференции показалось, что она не просто спокойная, а обладает суперолимпийским спокойствием. Наверное, таким и должен быть супергонщик. И наш первый вопрос:
— Остается ли у Вас время на образование?
— В этом году я окончила школу — 11 классов. Сейчас учусь дистанционно в Московском технологическом институте.
— Есть ли у Вас хобби?
— Я на гитаре играю, сочиняю песни на английском языке и пою.
— Скажите, пожалуйста, тяжело ли Вам физически? И каждая ли девушка способна выдержать такие нагрузки?
— Не каждая, думаю. Но я выдерживаю. Нужно постоянно тренироваться, развивать свое тело. Физическую форму я поддерживаю с помощью картинга. Кроме того, я бегаю и езжу на велосипеде.
— Легко ли быть лучшей среди мужчин?
— Когда садишься непосредственно в гоночную машину, ты в первую очередь гонщик, а не женщина или мужчина. Безусловно, многие знают, что в автогонках в основном принимают участие мужчины. Но я не только готова бороться с ними на равных, но и побеждать их.
— Вам нравится скорость?
— Теперь она часть моей жизни.
— Какое значение для Вас имеет приглашение президентского клуба «Астана»?
— Став частью Astana Motorsports, я уже ощущаю огромную поддержку со стороны команды. Я очень счастлива, что именитые гонщики могут поделиться со мной опытом и многому меня научить. И я приложу все усилия, чтобы не только моя мечта, но и надежды, возлагаемые на меня командой, смогли оправдаться. Ведь моя главная цель — добраться до «Формулы-1».
фото Елены ГОНЧАРОВОЙ.