Новый ценовой виток

После февральской ценовой “терапии” казахстанцев уже не удивляет новый всплеск стоимости товаров на различных прилавках страны.

 И даже 50-процентный скачок цен на проезд в общественном транспорте был воспринят столичными жителями как что-то должное. Несмотря на то, что с учетом теневой составляющей и при десятикратном повышении стоимости проездных билетов перевозчики будут терпеть убытки. Учитывая, что при сложившейся ситуации на топливном рынке ценники на АЗС также неминуемо могут устремиться ввысь, все это еще далеко не предел

После февральской ценовой “терапии” казахстанцев уже не удивляет новый всплеск стоимости товаров на различных прилавках страны.

Ботагоз Омар

Совсем недавно старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что во избежание топливного кризиса в Казахстане необходимо поэтапное повышение стоимости нефтепродуктов для создания благоприятных условий для их импорта из России. Причем рост должен быть на уровне не менее 15 процентов.

“Это позволит обеспечить относительно стабильную работу “прежней схемы” с РФ вплоть до завершения модернизации казахстанских НПЗ”, - поделился он своей точкой зрения с агентством “Интерфакс-Казахстан”.

Он отметил, что “КазМунайГаз Онимдери” пытается сдерживать тенденцию нехватки топлива за счет закупок себе в убыток российских нефтепродуктов для надежного обеспечения внутреннего рынка и сглаживания ценовой разницы. “Однако продолжающийся рост стоимости нефтепродуктов в России на фоне их фиксированной стоимости в Казахстане (последний раз розничные цены директивно поднимались осенью 2013 года) серьезно усложняет ситуацию”, - подчеркнул Артем Устименко.

Несмотря на отмену Казахстаном ограничений на импорт отдельных категорий нефтепродуктов, оптовые участники рынка из-за ценового дисбаланса фактически не в состоянии осуществлять закупки. При этом в России отмечается сокращение свободных экспортных объемов по светлым нефтепродуктам ввиду технологических проблем на ряде российских НПЗ.

И так как государство устанавливает предельные цены только на розничную реализацию нефтепродуктов марок Аи-80 (89 тенге), Аи-92 (115 тенге), дизтопливо (115 тенге), ценники более элитных сортов топлива постепенно идут вверх. Так, в Астане на ряде автозаправок “Ойл” стоимость бензина Аи-95 поднялась со 138 до 150 тенге. Руководство ТОО “Ойл” отказалось комментировать по телефону это повышение.

В Алматы стоимость высокооктанового горючего поднялась на 5-8 тенге. Так, на сети автозаправок Royal Petrol бензином АИ-98 можно заправиться за 165, АИ-96 - за 153 тенге. Бензин марки АИ-92 по-прежнему в дефиците, его разливают только по талонам.

В то же время до реорганизации министерств экс-министр нефти и газа (а ныне - первый заместитель министра энергетики) Узакбай Карабалин обещал, что предельные цены на бензин и дизтопливо не изменятся с 1 августа и “наверняка они сохранятся до конца месяца”.

Тем временем с 31 августа в Астане подорожает проезд с 60 до 90 тенге (стоимость месячного проездного изменится с прежних 5800 до 7500 тенге). В качестве причин повышения указывается рост стоимости дизельного топлива с 75 до 115 тенге (53,3 процента), 80-кратный рост затрат перевозчиков на запасные части и комплектующие изделия.

Кроме того, столичное управление транспорта и автомобильных дорог в качестве аргумента приводит тот факт, что, по официальной статистике, средняя заработная плата жителя Астаны повысилась с 2008 года с 89,6 до 158,9 тысячи тенге в месяц (на 77,3 процента).

В то же время, несмотря на то, что после девальвации цена на предметы первой необходимости, на одежду, технику и продукты поднялась на 10-30 процентов, по официальной статистике, с начала этого года инфляция в Казахстане составила 4,9 процента. Об этом на недавнем брифинге в СЦК сообщил председатель Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК Алихан Смаилов.

“У нас в целом цены поднялись с начала текущего года на 4,9 процента. Это в целом по корзине. А в корзину, как известно, входят как продовольственные, непродовольственные товары, так и платные услуги. Но на некоторые продовольственные товары, в первую очередь фрукты и овощи, у нас рост цен был выше, чем на другие товары и услуги, а по некоторым было снижение цен, к примеру, на огурцы и помидоры”, - отметил глава статкомитета.

Он добавил, что самый существенный рост цен зафиксировали за этот срок на лук репчатый - на 72 процента, морковь - на 65, картофель - 45, сахар-песок - 22, свеклу - на 21 процент.

Также выросли цены и на ряд непродовольственных товаров. Например, моющие и чистящие средства подорожали на 8,5, бытовые приборы - на 8 процентов, а автомобили - в среднем на 13,5 процента.

Так гласит официальная статистика, но в реальной жизни, как правило, картина несколько иная. Приведем один пример: сегодня яблоки в Астане можно приобрести в среднем за 350 тенге. Подчеркнем, в летний сезон. Тогда как до девальвации на столичном рынке в зимнее (!) время их можно было приобрести за 200-250 тенге (а в ряде случаев и за 160).

Астана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру