Немец, перец, колбаса...

В каждой детской дразнилке есть взрослая правда

Именно так — немец, перец, колбаса — меня иногда дразнили еще в Алма-Ате недобрые детсадовцы или злые одноклассники.Именно так — немец, перец, колбаса — меня иногда дразнили еще в Алма-Ате недобрые детсадовцы или злые одноклассники.

В каждой детской дразнилке есть взрослая правда

Если честно, до сегодняшнего дня я никогда не задумывалась над тем, откуда появилась эта дурацкая дразнилка. Ну, то есть, ее этимология. Долго рылась в интернете, ничего не нашла. Нет, конечно, нашла много интересного.

Светлана ФЕЛЬДЕ

Немецка душа, ливерная или сырокопченая

Например, из дразнилки этой можно сделать название ресторанчика — как это сделали в Ростове. Или снять фильм — как Познер. Или написать книгу — 560 страниц, в суперобложке с суперназванием «Немецкая душа». Авторы книги — Теа Дорн, журналистка из Гессена, телеведущая, автор нескольких театральных пьес с детективным сюжетом и полный тезка оперного классика Рихард Вагнер, который родился и вырос в Румынии среди этнических немцев. В книге тоже много про немцев и колбасу. Нет, даже не так. Авторы вообще главным «аксессуаром» немецкой души считают колбасу. А иначе вроде и нельзя, ведь более 1500 сортов колбасы и колбасных изделий продается сегодня именно и только в Германии: вареная, сырокопченая, ливерная, кровяная, ветчина, сосиски, сардельки...

Что правда, то правда — традиционный завтрак или ужин в Германии трудно представить без нарезанной колбаски, обычно нескольких сортов и видов: вареной, ветчины, сервелата, чесночной, ливерной, кровяной... И те туристы-иностранцы, которые частенько ассоциируют с Германией, прежде всего, белые баварские колбаски и берлинские жареные сосиски под соусом карри, явно преуменьшают местный ассортимент. В каком уголке Германии вы ни окажетесь, в меню любого ресторанчика обязательно обнаружите какое-нибудь местное «колбасное» блюдо. Для настоящего немца региональные колбасные особенности неотделимы от так называемой «малой родины».

Каждой земле — свою колбасу

Например, «хлеб со шкварками» — так называется традиционный вид кровяной колбасы в Вестфалии, Мюнстере и соседних с ним регионах. «Möpkes», то есть шкварки, затем кровь, соль, пряности и обязательно размоченный хлеб или мука — вот что входит в рецептуру колбасок, которые обычно подают с картофельным пюре, обжаренными яблоками, нарезанными кружками, и луком. Или едят просто — с хлебом, но обязательно с ржаным.

«Копченая из угря» — название этой колбасы (она популярна на севере Германии) обманчиво: в дословном переводе Aalrauchmettwurs означает «копченую колбасу из рубленого фарша угря». На самом деле речь идет не о рыбе, а о «чистой» колбасе. С угрем эту колбасу объединяет лишь одно: способ копчения. Таким способом на морском побережье на севере Германии консервировали скоропортящуюся рыбу. Позже жители ганзейских городов стали и колбасу коптить так же.

Хитроумные гессенцы, решив однажды взяться за дело основательно, изобрели своеобразный комплексный обед: из мяса с гарниром они стали готовить Kartoffelwurst. Хотите попробовать? Килограмм отварного картофеля, два килограмма свиной брюшины и два килограмма мяса из лопатки пропустить через мясорубку, посолить, добавить молотый мускат, перец, измельченный чеснок и наполнить этой массой кишки. Картофельные колбаски бывают отварными и жареными в гусятнице или сотейнике — кому какие нравятся.

«Мешок» из Ансбаха — еще один вариант колбасы. Для приготовления так называемого «спрессованного мешка» или «спрессованной головы» мясники из франконского Ансбаха берут свинину, свиную голову и нежирную брюшину. Перемолотый фарш смешивают с отваренными шкварками, рубленой зеленью и тмином и плотно набивают им подготовленный желудок или льняной мешок.

Берлинцы знают толк в языке. Zungenwurst, или языковая колбаса — настоящий деликатес, который готовят из маринованных свиных язычков, отварного шпика, крови, шкварок, с добавлением ароматных трав и особого вида майорана из Тюрингии. Любят здесь и особенно нежные сорта ливерной колбасы, с разными, порою довольно экзотическими добавками: от розового, почти не острого перца до трюфелей и различных сортов меда.

«Сервелат» — этот хорошо известный всем сорт относится к категории деликатесных сырокопченых колбас. Первоначальное, итальянское название Cervello означает «мозг». Когда-то в эту колбаску действительно добавляли мозг, который сегодня заменили жирной свининой. Классический сервелат, кстати, несмотря на видовую классификацию, изначально не коптили, а обваривали кипятком.

«Зельц», как утверждают археологи, — одно из древнейших колбасных изделий. Первые упоминания о нем относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Немецкий Sülze — это в «классическом» виде разновидность холодца. Но виноделы Пфальца питают особенно нежную любовь к сложным разновидностям этого блюда.

Если вы в Берлине похвалите картофельную колбасу гессенцев, вас могут неправильно понять. Не поколотят, конечно, но косо посмотрят — в каждой земле страшно гордятся именно «местным деликатесом».

Колбаса и горчица, пиво и калач — что еще нужно для счастья?

Думаю, что кроме футбола, на котором немцы просто помешаны, для счастья им не надо больше ничего. Ну образно, конечно, говоря. Хотя в своей любви к колбасе и грильному сезону — он как раз в самом разгаре в Германии — немцы иногда доходят до странностей. Например, хорошо помню, что пару лет назад я побывала на чемпионате Германии по грилю. Организатором этого соревнования было Немецкое общество German Barbecue Association e.V.

Тогда 33 команды из четырех стран-соседок (Германии, Швейцарии, Нидерландов и Бельгии) собрались в немецком городе Гота, чтобы сразиться на шампурах. Главным «спортивным снарядом» отважных рыцарей ножа и вертела были гриль или барбекю.

Участники чемпионата жарили, соревнуясь за звание лучшего в двух категориях: профессионалов и любителей, каждая команда должна была представить на конкурс по четыре блюда, которые подавались судьям в так называемых «анонимных ящиках», чтобы исключить предвзятость. Объелась я тогда на этом чемпионате сосисок и колбасок и прочего лет на сто вперед. Вкусно было, не спорю, но лучше нашего шашлыка — нет, не было.

Ты у меня одна, сосисочка моя

Еще один факт безумной любви немца к колбасно-сосисочным изделиям. В Берлине пару годков назад открылся Музей сосиски-карри. Я как раз была в Берлине по случаю и попала на открытие.

Что такое сосиска-карри и с чем ее едят? Итак, знакомьтесь. Она — кроваво-красная, ароматная, хрустящая. Ее можно купить и съесть в любом немецком городе. Ей посвящают книги, песни, стихи, полотна — не шучу. Была как-то на одной вечеринке, где художники выставляли картинки с сосисками, а поэты читали стихи, ей посвященные.

Приготовить ее просто — берется сосиска, обжаривается со всех сторон на обычной сковороде или на гриле. Режется на компактные кусочки и поливается соусом. Основа соуса — томатная паста или кетчуп плюс порошок карри. Детали могут варьироваться, но сосиска обязательна, как и означенная в названии блюда пряность. В качестве гарнира — обыкновенная булочка из пшеничной муки или картошка фри.

Немцы жить не могут без сосиски-карри. Без нее не обходится ни один праздник, ни один футбольный турнир, ничего без нее не обходится. Статистика гласит: сосиску-карри в Германии употребляют в пищу в среднем 800 миллионов раз в год. На Берлин приходится 70 миллионов. При входе в музей висело тогда электронное табло, символически подсчитывающее, сколько сосисок-карри съели немцы с момента открытия экспозиции.

Больше всего мне тогда понравился диван — он стоял в центре экспозиции и был сделан в виде сосиски. Удобный такой диванчик, я приземлилась на него и посмотрела документальный сюжет о том, из чего и как прозводят сосиску.

Несколько подпортили лично мне тогда впечатление от сосисочного праздника демонстранты у входа в музей. Кто-кто, естественно, вегетарианцы. В розовых поросячьих костюмчиках и с транспарантами на тему «Живешь сам, дай жить другому». Вот вегетаринцам как раз больше всего и не нравится символ колбаски как символ Германии и как главный аксессуар немецкой души. Все вегетаринцы страны надеются на то, что в скором времени Неметчина перестанет употреблять мясные продукты почти полностью.

Хочу котлетку из риса

Поводов, правда, для такой надежды у них мало. Пока — по крайней мере. Жители Германии не намерены отказываться от мясных блюд. На столе более чем у половины немецких мужчин хотя бы раз в день должно быть жаркое или колбаса. Каждая третья немка тоже не готова пополнять ряды вегетарианцев. Особой популярностью, например, у немецких мужчин пользуются стейки, жаркое из свинины, шницели, салями и ветчинно-рубленая колбаса. Добрая половина опрошенных представителей сильной половины человечества (53,9 процента) заявила, что не может обойтись и дня без вышеперечисленных деликатесов.

Более умеренный аппетит в поедании мяса проявили дамы — лишь каждая третья немка (29,9 процента) отметила, что она хотя бы раз в день должна заправиться мясным. Но — и это факт — вегетарианцев становится все больше. Теперь они попадаются буквально на каждом шагу почти. На днях меня пригласили на вечеринку по поводу регистрации брака. Вечеринка проводилась в свободной и демократичной атмосфере — длинные столы с подсвечникам, сделанными из простых банок, столы установлены в саду хозяина дома, то есть новоиспеченного мужа. В разных углах сада — два огромных гриля. И грильных дел два мастера, приветливо улыбающиеся. Я направилась к наиболее симпатичному. Он поинтересовался, уверена ли я в своем выборе. Конечно, тут же ответила я.

За свои слова нужно отвечать, поэтому мужственно доела котлетку из риса и сосиску из спаржи. Оказалось, что невеста жениха — веганка. Даже не вегетарианка. И почти все ее подружки — из той же оперы. Было интересно, кстати, узнать от них, что в Германии уже есть супермаркеты для веганов, не употребляющих в пищу вообще ничего, где есть жиры животного происхождения. Такие магазины для меня, как ночные клубы — я даже не знаю, где их искать. Адрес у подружек невесты не стала узнавать.

Последняя приготовила жениху праздничное блюдо — «ежиков». Традиционно их готовят из свиного фарша, основательно посыпанного солью и перцем. Чего ради любви не сделаешь — жених мужественно проглотил три «ежика», сделанных из рисовых вафель, протертых помидоров и пряностей!

О пользе сорняков, или Одинокий мясоед

— Представляешь, — стонала в телефон приятельница, отправившаяся на свидание с мужчиной, которого нашла на сайте знакомств, — он полчаса рассказывал мне о пользе сорняков. Это же кошмар. Он хочет, чтобы его спутница тоже только травку с поля щипала...

Свыше 17,6 тысячи человек, потребляющих продукты животного происхождения, а также более 6,3 тысячи вегетарианцев и более тысячи веганов, зарегистрированных сейчас или в прошлые годы на сайте Gleichklang.de, были подключены к участию в исследовании на тему о том, что должен есть его избранник. И вот какие оно дало итоги: 51 процент одиноких респондентов-вегетарианцев признались, что больше открыты знакомству с вегетарианцами и веганами. Среди опрошенных веганов доля таковых составила 85 процентов.

А 55 процентов респондентов-веганов настроены и вовсе радикально: они не хотят строить прочные отношения даже с теми, кто ведет вегетарианский образ жизни. В то же время доля одиноких мясоедов, мечтающих о романтических отношениях с вегетарианцем или веганом, ограничивается лишь 2,9 процента.

Но любовь, как известно, не выбирает. На днях приятельница, ну та, что на свидание ходила, пригласила меня в гости к своему кавалеру. Мы вместе с ней отправились в магазин за покупками для гриля. Сезон ведь. Я бодро затопала к мясному отделу. Приятельница меня остановила. Из магазина мы вышли с пакетом сырой кукурузы и мешком кабачков — грильный сезон потенциального жениха будет открыт именно этим набором.

Так что любовь немцев к мясу — она не всесильна.

 

фото Талгата ГАЛИМОВА. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру