Под нашими спортивными знаменами
Отметим, что у пионеров пионерские значки были уже не такими заветными, как звездочки у октябрят. Истины ради нужно сказать, что их вообще-то не носили с таким рвением, как октябрятские звездочки — большинству хватало одних галстуков.
Однако по количеству носимых значков подросток-пионер явно превосходил «дитенка-октябренка». А самыми распространенными и ценимыми заслуженными значками у школьной детворы среднего возраста являлись, конечно же, спортивные.
Физкульт-культ в СССР («Чтобы сердце и душа были молоды!») не только располагал развернутой системой подготовки массовых спортсменов, но и обладал к тому же жесткой многоступенчатой иерархией, место в которой определялось, по крайней мере на начальных этапах восхождения, единственно твоими личными достижениями. И отмечалось соответствующими официальными знаками.
Выходя на беговую дорожку, гимнастический помост, ледовый каток, стадион и т.п., всякий начинающий спортсмен пионерского возраста (подгоняемый честолюбивым тренером) сразу же стремился быть замеченным и попасть в обойму, чтобы поскорее начать увлекательное восхождение по ступеням мастерства. Каждая из которых была четко выверена своими сантиметрами, секундами, килограммами и количеством выигранных матчей.
И вот, наконец, в твоей «зачетной книжке» появлялась первая надпись, утверждавшая твое первое достижение, украшенная первым присвоением. Третьего юношеского разряда. Отныне маленький значок с бегущим человечком занимал законное место на твоей груди, изрядно окрепшей и еще более раздувшейся от гордости.
Смотрите, завидуйте!
В идеале при условии определенных способностей и наличии толкового тренера с этого самого момента подобные значки (с бегущим человечком) начинали свое последовательное мельтешение на твоем школьном пиджачке или пропахшей потом олимпийке. Так что к окончанию школы, пройдя через шесть ступеней, ты мог украсить себя гордым значком первого взрослого.
А еще грудь юных советских физкультурников украшали совсем уж специальные значки — «Юный стрелок», «Юный турист», «Юный радист» и т.д. и т.п.
И хотя все изобилие «значковой культуры» СССР далеко не исчерпывалось физкультурой и спортом, именно спортивные составляли наиболее заметную основу всего явления. К этому приучались и привыкали сызмальства.
Кроме прочего, наличие таких значков (подкрепленное соответствующими справками) считалось хорошим подспорьем при поступлении в институт. Каждый советский вуз всегда испытывал потребность в пополнении своих спортивных команд новичками взамен тех, кто получал диплом и убывал по распределению.
Кому-то из «не жителей» СССР того времени может показаться, что я сгущаю значение спорта в жизни страны полувековой давности и что-то утрирую. Однако я пережил и испытал все это на самом себе.
Вот вам ссылка на сборник «Казахстан спортивный», выпущенный в 1969 году. Тут как раз о положении дел с массовостью спорта в нашей республике в те годы: «В XII юбилейной Всеказахстанской Спартакиаде, посвященной 50-летию Советского государства, принял участие каждый пятый житель республики. Сегодня физической культурой занимаются 2 785 969 человек, что составляет 22,4 процента к числу населения республики… Только за 1967 год подготовлено 540 613 спортсменов-разрядников, в том числе 599 кандидатов в мастера спорта и 6013 спортсменов I разряда».
Как ни крути, но более чем полмиллиона значкистов-разрядников составляли заметную прослойку в казахстанском обществе.
А про личное... Среди тех значкистов-разрядников был и я со своими друзьями и одноклассниками.
Знак «ГТО» на груди у него
Но самым распространенным в СССР был другой спортивный значок. «ГТО» («Готов к труду и обороне») — также многоуровневый и многоступенчатый. Значок этот, несмотря на массовость, не стыдились постоянно носить на видном месте.
Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке. Знак «ГТО» На груди у него. Больше не знают О нем ничего.
Надеюсь, что читающая публика все еще помнит Самуила Маршака, чье имя поколения 1960-70-х (и более «ранешние») узнавали еще в детсадовском возрасте вместе с именами других знаменитых детских писателей — Корнея Чуковского, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Агнии Барто, Сергея Михалкова и т.д.
У героя стихотворения Маршака, кстати, имелся вполне реальный прототип.
О чем стихотворение? О скромности сильного человека. Совершившего, в общем-то, героический поступок, спасшего человека, но считавшего это чем-то в порядке вещей, человеческим долгом. Ну, совершил и совершил. Вытащил из огня девочку. И пошел себе дальше своей дорогой. Слившись со многими такими же.
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков —
Каждый
К труду-обороне
Готов!
Стихотворение, написанное еще в 1937 году, так и называлось «Рассказ о неизвестном герое». А суть? А суть в том, что таких неизвестных героев со знаком «ГТО» на груди вокруг было множество. Они, кстати, вынесли на себе чуть позже самую страшную войну XX века. И многие из них, из неизвестных, стали самыми известными героями Великой Победы.
При этом знак «ГТО» свое дело сделал. Потому как давался не за одни только мускулистые торсы. Его нужно было заслужить. Что, в общем-то, юноши и девушки 1930-х умели делать столь страстно, что им можно только позавидовать. Уж что-что, а проявить подлинный героизм — как в труде, так и на войне — те люди умели.
Чемпион «ГТО»
Комплекс «ГТО» (и «БГТО» — «Будь готов к труду и обороне») появился в СССР еще в 1931 году. Однако в 1972-м он получил новый импульс, был значительно переработан и усовершенствован и вновь занял свое заметное место в жизни советского общества. Тогда же, кстати, появилась развернутая возрастная градация, разделившая всех сдающих на пять групп сверстников. В самую младшую входили подростки и юноши (а также и девушки!) от 10 до 20 лет. В старшей (от 50 до 60) можно было встретить и людей пенсионного возраста (пенсионерами в СССР мужчины становились в 60, а женщины в 55 лет).
Любопытно, что «Многоборье ГТО» стало вполне себе самостоятельным видом спорта. Правда, не олимпийским, однако достаточно значимым для Советского Союза, где проводились регулярные многоуровневые состязания, начинающиеся «на местах», в школах-вузах, на фабриках-заводах и в колхозах-совхозах, и завершающиеся чемпионатами союзных республик и страны. Так что среди спортсменов-«гэтэошников» появились даже собственные мастера спорта.
И Казахстан, верный своим спортивным традициям, не отставал от прочих. С 1974 года у нас проводились республиканские чемпионаты по многоборью «ГТО». Они выдвигали из сотен тысяч «низовых» участников отдельных спортсменов, которые отправлялись на старты в Москву. И не просто так, прокатиться в столицу нашей Родины. Например, кустанаец В. Анзер был пятикратным чемпионом СССР. Блистала на высшей ступеньке пьедестала и О. Сбитная из Целинограда.
Всего же в 1988 году (с которого все пошло на спад) значки «ГТО» в Казахской ССР получили 1 919 455 человек!
Хотя, честно говоря, уже в 1970-е знак «ГТО» на грудь вешали всем, кто только выходил (по своей воле, а также и без оной) на стадион сдавать нормы. За саму попытку награждали серебром. А за какие-то достижения — золотом.
Любопытно, что в создании этого значка принял участие казахстанец Евгений Михайлович Колокольников — художник и легендарный альпинист, один из первых заслуженных мастеров спорта в республике.