— Все уже хотели стрелять, особенно Марат, — говорит Байбусинова. — Сейчас, слава богу, у нас шесть воздушных пистолетов и две винтовки.
Зауреш Байбусинова входила в ту знаменитую сборную Казахстана по пулевой стрельбе 1990-2000-х годов, которая блистала на международных соревнованиях. На счету Зауреш золото и бронза Азиатских игр, бронза чемпионата Азии, золото чемпионата мира среди полицейских, золото и серебро этапов Кубка мира и множество наград международных турниров по стрельбе из пневматического пистолета.
Мастер спорта международного класса Байбусинова принимала участие в Олимпийских играх 2008 года. С 2019 года она стала тренером и сразу же начала работать с паралимпийцами.
— Когда я была в сборной, у нас постоянно проводились собрания, на которых порой атмосфера накалялась, — рассказывает Зауреш. — Результаты требовались, соревнований было много. На тренировках с паралимпийцами я стараюсь не шуметь (улыбается). С ними нужна деликатность.
Вообще, стрелки — особый народ. Редко увидишь темпераментного стрелка. Как правило, они умеют владеть своими эмоциями. Хотя внутри у них разыгрываются целые драмы.
— Во время стрельбы сердцебиение сильно учащается. А если добавляются сильное волнение, мандраж, то голова перестает работать. Нужно уметь владеть собой. Стрельба — это в первую очередь борьба с самим собой, — говорит Байбусинова.
Пулевая стрельба всегда была на ведущих ролях в казахстанском спорте. Наши пулевики становились призерами Олимпийских игр, чемпионами мира. Эстафету подхватили и парастрелки. В 2024 году на Паралимпиаде в Париже Еркин Габбасов показал второй результат в пулевой стрельбе из пневматической винтовки стоя с дистанции 10 метров. Он уступил только мировому рекордсмену Паку Джинхо из Южной Кореи.
На Паралимпиаде в Париже знаменосцем сборной Казахстана была Севда Алиева, которая выступала в стрельбе из пневматического пистолета с 10 метров. Хорошие результаты показала и пистолетчица Айсулу Мукашбекова.
— У стрелков сборной Казахстана плотный международный календарь, — рассказывает Зауреш Байбусинова. — В этом году у них четыре этапа Кубка мира, Кубок Азии в Таиланде, в феврале был командный чемпионат Казахстана, Кубок РК. Они все время в разъездах в отличие от парастрелков.
Наша же секция начинающая, поэтому стартами мы не избалованы. Я сама жду с нетерпением, когда же ребята смогут проверить свои силы. Ближайший наш старт, к которому мы усиленно готовимся, — это Спартакиада Республики Казахстан среди параспортсменов, которая состоится с 12 по 17 июня в Астане.
Марат Машетов готовится к своей первой Спартакиаде. На тренировке он сосредоточен и серьезен. В алматинской секции парастрелков именно Марат больше всех хочет соревноваться.
— Мне 33 года, я из Алматы. На коляске уже более 20 лет — упал с крыши и сломал позвоночник, — рассказывает Марат. — В секции только полгода, раньше спортом никогда не занимался. Моя цель — стать чемпионом, занять первое место на Спартакиаде. Главное — терпение и ждать выстрела.
— Я девочка на коляске, — улыбается Алтынай Ыскакова. — Мне 34 года, родом из Алматы. Попала в аварию более 10 лет назад. Помимо пулевой стрельбы занимаюсь шитьем этношапанов, работаю таргетологом. Я долго выбирала, каким видом спорта заниматься, и остановилась на пулевой стрельбе. Мне очень нравится. Поняла: чтобы добиться результатов в стрельбе, надо не пропускать тренировки, и тогда будет результат.
— Хочу выиграть золото на Спартакиаде, — говорит 37-летняя Гульжан Кажынова. — Наверное, все спортсмены стремятся к прогрессу и высокому результату. Надеюсь, у меня все получится
— Алтынай, Гульжан с Маратом начали тренироваться в прошлом году, — рассказывает Зауреш Байбусинова. — В Алматы есть реабилитационный центр «Ерзи». Я поехала к ним, пригласила заниматься пулевой стрельбой. Предупредила, что орудия нет, но Алтынай и Гульжан согласились. А вот Марат сразу хотел стрелять (улыбается). По очереди по полчаса учились держать пистолет, занимались, как говорят, в стеночку. Девчонки — левши. Поначалу тренировались с пистолетом с правой рукояткой. В декабре пришло новое оружие, и мы заказали специальные леворукие рукоятки. С тех пор тренируемся полноценно.
— Ребята молодцы! Ответственно подошли к делу, — продолжает Зауреш. — Теперь они члены секции пулевой стрельбы Алматинского клуба для людей с ограниченными возможностями. В этом клубе развивают много видов спорта. Мы, пулевики, новенькие, поэтому на Спартакиаду выезжает несколько человек. Хорошо, что в пулевой стрельбе из пистолета женщины и мужчины выступают отдельно. А у винтовочников женщин и мужчин хотят объединить. Хотя мужчины, конечно, стреляют лучше. Правда, есть женщины, которые из винтовок стреляют наравне с мужчинами. Кстати, сейчас и мужчины, и женщины делают по 60 выстрелов за выступление. Раньше мы стреляли по 40 раз, а мужчины по 60. Это очень непросто. На серию выстрелов из воздушного пистолета с десяти метров полагается 75 минут. Получается, что каждый выстрел — как отдельный старт. Можно пять раз попасть в десятку, а за другие пять выстрелов «занырнуть» так, что серия будет провалена.
— Стреляем только из пневматического оружия, хотя во всем мире паралимпийцы стреляют и из малокалиберного оружия — с 25 и 50 метров. У нас такого оружия нет, мы стреляем из воздушных пистолетов и винтовок с 10 метров, пока так готовимся, — вздыхает Зауреш.
В Алматинской секции пулевой стрельбы Алматинского клуба для людей с ограниченными возможностями (так официально называется секция) также тренируется Самат Мендиканулы. Он слабослышащий. Готовится к Сурдлимпийским играм, которые пройдут в ноябре 2025 года.
— Я ветеран СОБР спецназа «Арлан», сейчас в резерве, — рассказывает Самат. — У меня проблемы со слухом, перепонок с обеих сторон нет, последствия контузии. После службы в армии устроился в 1990-х годах в ОМОН, потом стал спецназовцем, в ходе операций были ранения. Я имею большой опыт в стрельбе из огнестрельного оружия — автоматов, пистолетов, снайперских винтовок. Но здесь все по-другому. Нет отдачи от оружия. К стрельбе нужно подходить тонко. Можно сказать, ювелирная точность требуется. Обязательно нужна дыхательная тренировка. Без вдохов и выдохов тяжело стрелять метко. Но я учусь, тренируюсь. Хочу победить на Олимпиаде. По пистолетам Казахстан должен быть первым.
— Самат — новичок в нашей секции. Но у него есть опыт стрельбы, — рассказывает Байбусинова. — Надеюсь, у него все получится на Сурдлимпиаде.
— Не скучаете по выступлениям?
— Конечно, пострелять и «постреляться» с ними хочется. Одно дело рассказывать про ощущения, другое дело — прочувствовать самому, каково это — соревноваться. Теория и практика — разные вещи.
— Встречаешься с кем-нибудь из прошлой сборной Казахстана?
— В тире вижу Юлию Дришлюк (чемпионка Азиатских игр и многократный призер), она тренер ДЮСША, и Юрия Владимировича Мельситова (чемпион Азиатских игр). Юрий Владимирович уже давно работает тренером, воспитал множество чемпионов. Все, с кем я стреляла, уже на тренерской работе. Нынешнюю сборную Казахстана полностью омолодили.
Когда бываю в Астане, встречаюсь с Галиной Ивановной Корчмой и Ольгой Довгун (чемпионка мира и Азиатских игр). Ольга — главный тренер сборной Казахстана по пулевой стрельбе.
— Что думаете о перспективах ваших подопечных на Спартакиаде?
— Ребята просто жаждут выступать. Я стараюсь их успокоить, говорю: «Вы же новенькие, надо набраться сил. Это же не пробежать, не сыграть, это стрельба!» Время покажет. Не всем, конечно, становиться чемпионами, но мы будем стремиться. Цель у нас есть, будем ее достигать.
Отрадно, что в Алматы и Казахстане в целом для людей с ограниченными возможностями создаются спортивные секции. Однако не все так легко. По словам Зауреш Байбусиновой, ее группу переселяют на второй этаж тира.
— Не представляю, как мы будем на колясках подниматься на второй этаж, — возмущается Байбусинова. — Ну ладно, один раз кто-то поможет, но кто будет постоянно поднимать людей на колясках. Теперь ищем помещение. Задача усложняется тем, что нам нужен специальный заезд для колясок. Так что, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто может нам помочь.