Легендарный высокогорный каток «Медеу» отмечает свое 50-летие

Нынешней зимой каток «Медеу» отметит свое 50-летие, и впервые за всю историю здесь все лето был лед. Конечно, не на всей площади ледового поля, а на небольшой части арены, которая была укрыта от палящего солнца. Каждую неделю я предлагала туристам, приехавшим в трехдневный тур в Алматы, покататься на коньках под куполом, и это был час прохлады и счастья!

Легендарный высокогорный каток «Медеу» отмечает свое 50-летие

«Медеу» — крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля, которая занимает 10,5 тысячи квадратных метров. Он является государственным памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения.

Выстроенный полвека назад каток считается визитной карточкой Алматы. Во время Универсиады 2017 года я работала здесь в качестве спортивного журналиста и встречала людей, которые, тайком утирая слезы, касались руками льда, потому что в свое время они выступали на «Медеу», потом привозили сюда своих воспитанников, и даже когда конькобежный спорт ушел под крыши ледовых стадионов, помнили о ледовой арене среди гор Заилийского Алатау. А сегодня, сопровождая туристов, я слышу рассказы людей из разных уголков СНГ об открытках с видами урочища Медеу и фотографиях, где на фоне легендарного катка запечатлены их родители. То есть каждый, кто приезжал в Алматы, считал необходимым отметиться в этом знаковом месте.

Все началось гораздо раньше

На самом деле история катка началась раньше, задолго до появления благоустроенного стадиона. В те годы большинство сборов и соревнований в Советском Союзе по конькобежному спорту проходило в Сибири, где морозы на долгие месяцы сковывают лед, но спортсмены из КазССР не раз отмечали, что у них дома лед более быстрый. Тогда на алматинском стадионе «Спартак» залили каток, где многие конькобежцы смогли превысить собственные рекорды. Так и родилась идея строительства катка на берегу реки Малой Алматинки, которая берет начало в ледниках самого северного хребта Тянь-Шаньских гор — Заилийского Алатау.

Из воспоминаний тренера по конькобежному спорту М.У. Хвана: «В декабре 1948 года вышло постановление о массовом развитии физической культуры и завоевании советскими спортсменами мирового первенства по важнейшим видам спорта. Все мировые рекорды в конькобежном спорте были установлены на высокогорных катках — Скво-Велли, Даллас. Если мировой рекорд на 500 метров был 41,9 секунды, то рекорд СССР был 43 секунды. Нужна была площадка для тренировок в среднегорье. Константин Кудрявцев был чемпионом и рекордсменом СССР, одним из ведущих тренеров страны, который стоял у истоков становления советского конькобежного спорта. Он искал место для такого катка в Закарпатье, на Урале и Кавказе, а нашел в Заилийском Алатау. Воду из Малой Алматинки направили через рукав на расчищенную площадку, залили лед, подровняли его, сделали разметку и организовали первый старт. Появился результат, и весть об этом разнеслась по всей стране, а за рубежом удивились: мол, в Союзе установили рекорд среди степей. Я учился на последнем курсе в физкультурном институте имени Лесгафта в Ленинграде».

Так звезды сошлись в одной точке, и в 49-м было начато строительство 400-метровой площадки. Каток открылся 5 февраля 1951 года, и в этот день на девственном льду «Медеу» конькобежка Софья Кондакова установила два мировых рекорда. Естественный каток просуществовал 17 зимних спортивных сезонов, и за это время здесь было установлено 47 мировых рекордов. В талой структурированной воде, которую брали из Малой Алматинки, нет примесей, и, как только припекало солнце, лед становился особенно скользким. Так «Медеу» с естественным льдом стал явлением в конькобежном спорте.

Величайшее изобретение нашего времени

Из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: «Хосе Аркадио Буэндина заплатил 30 реалов. Бритоголовый великан с обросшим шерстью телом, медным кольцом в ноздре и тяжелой железной цепью на щиколотке сторожил сундук, похожий на те, в каких пираты хранят свои сокровища. Когда великан поднял крышку, из сундука потянуло пронизывающим холодом. Внутри не было ничего, кроме огромной прозрачной глыбы, набитой несчетным числом белых иголок; упав на них, вечерний свет разлетелся на тысячи разноцветных звезд.

— Это самый большой в мире бриллиант.

— Нет, — поправил его великан, — это лед.

Хосе Аркадио положил ладонь на лед и держал ее так несколько минут. И сердце его, соприкоснувшееся с тайной, сжалось от страха и восторга... Заплатив еще пять реалов, Хосе Аркадио Буэндиа торжественно возложил руку на глыбу, как свидетель, дающий показания в суде, кладет ее на Библию, и воскликнул:

— Это величайшее изобретение нашего времени».

Борис Яглинский приехал в Алма-Ату из Киева в 1958 году и первым делом посетил урочище Медеу. Тогда молодой инженер еще не знал, что ему предстоит построить на месте старого катка новый, с искусственным льдом...

Из воспоминаний Б.П. Яглинского: «Это был совершенно неблагоустроенный каток, но он уже имел имя. Название «Медеу» прозвучало на многих языках мира, и причиной такого триумфа послужило то, что на его льду с первых дней его существования устанавливались мировые рекорды».

Яглинский был назначен главным инженером строительства спорткомплекса «Медеу» и стал соавтором проекта конструкции ледового поля. В 1972-м был возведен высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом. Строительство катка объявили ударной комсомольской стройкой, в ней участвовало более 1300 человек. Учитывая высокую сейсмичность региона, его конструкция спроектирована как монолитная. Быстрый лед, кристаллизовавшийся из талой ледниковой воды и обласканный горным солнцем, позволил советским конькобежцам отвоевать у зарубежных соперников немало громких побед. Тогда «Медеу» и прозвали «фабрикой рекордов».

— «Медеу» — не архитектурное, но техническое сооружение, и Госпремия СССР была присуждена создателям стадиона за решение технических проблем, — напомнил Яглинский. — Но надо признать, что Арыстан Кайнарбаев и Владимир Кацев создали прекрасный архитектурный облик объекта, который являлся образцом спортивного строительства. Я был главным инженером, и перед нами стояла задача создать условия для получения высококачественного льда, а персонально я был озадачен условиями долговечности катка. Требовалось, чтобы искусственный лед был такого же качества, как естественный лед «Медеу», и чтобы держался в течение трех-четырех месяцев в году. Это было достигнуто за счет разработки специальной системы охлаждения, размещения трубных батарей для создания одномерного температурного поля, и результаты этого решения подтвердили мировые рекорды, которые спортсмены стали устанавливать после ввода катка в эксплуатацию. Вторая задача — это создание долговечной конструкции, и 24 сезона «Медеу» просуществовал без капитального ремонта, а это беспрецедентный срок службы.

Борис Павлович Яглинский сохранил фотографии, буклеты и книгу отзывов гостей «Медеу» образца 70-80-х годов. Листая пожелтевшие страницы, читаем и гордимся людьми, которые заложили первый камень в фундамент славного катка.

«Самый прекрасный ледовый каток в мире. Вы снова завоюете большинство рекордов мира» (Джоржд Хеслер, почетный секретарь ИСУ. Швейцария).

«Лед стадиона очень хорош, он удивительный, особенно когда светит солнце. Я думаю, что стадион лучший в мире» (Гуннар Эккер, тренер. Норвегия).

«Ледовый стадион — лучший в мире, он хорошо расположен в ущелье, защищенном от ветров. Лед очень хорошего качества. Великолепный архитектурный ансамбль, все здесь способствует высоким результатам. Браво создателям за великолепное сооружение!» (Жан Эклинг, судья. Франция).

Медеу — имя собственное

Когда я говорю туристам, что урочище Медеу названо в честь Медеу Пусурманова, они удивляются. Вот если бы в урочище создали музей, где была бы отражена история этого места... К тому же однажды известная в прошлом конькобежка Людмила Воронина подарила для музея свои коньки...

Кстати, она снялась в эпизоде фильма «Ангел в тюбетейке». Тогда режиссер «Казахфильма» Шакен Айманов пришел на тренировку и сказал девушкам, что хочет снять город так, чтобы однажды в нем провели зимние Олимпийские игры. Выходит, это давняя мечта алматинцев. Так вот, Воронина сыграла спортсменку, которая упала во время соревнований, и трибуны разочарованно загудели, а актриса Амина Умурзакова, искавшая невесту для своего сына и подогретая стаканчиком коньяка, решила, что им такая невеста очень даже подойдет. Среди архивных документов хранится прошение волостного третьего аула Верненского уезда Малоалматинской волости Медеу Пусурманова губернатору Семиречья, где изложена просьба предоставить «место на постройку деревянных домов возле ущелья Кiм асар» рядом с дачей генерала Колпаковского. Ответ: он и его родичи могут «возводить жилье и хозяйственные постройки без всякого разрешения администрации». Выходит, уважали Медеу Пусурманова в Верном! Он поселился близ ущелья Ким асар, где построил нескольких деревянных домов. Впоследствии в одном из них была открыта первая в республике Лесная школа. В 1930 году комиссар и писатель Д.Фурманов отдал приказ об открытии в урочище первой зоны отдыха с кумысолечебницей в здании бывшей Лесной школы.

В горах паслись стада Медеу Пусурманова. На сайте elim сказано: «Вместе с тем нет оснований принимать Медеу за простого оседлого скотовода. Человек, достаточно просвещенный для своего времени, Медеу свободно общался и пользовался авторитетом среди своих знаменитых современников, таких как генерал Г. А. Колпаковский, архитектор и зодчий А. П. Зенков, ученые Н. Г. Моисеев, Э. О. Баум и другие видные чиновники г. Верного. Его единомышленниками и друзьями были купец И. Габдулвалиев, М.Жумабайулы, отец Д. Кунаева, А. Жиенкулов, дед известной танцовщицы С. Жиенкуловой, купец Н. Пугасов и другие».

Medey myz aidyny — самый посещаемый спортивный объект в стране, а урочище Медеу остается наиболее популярным местом отдыха алматинцев и гостей города. Отправляясь в Малое Алматинское ущелье, где находится означенное урочище, знайте, что на «Медеу» проходили сборы, республиканские, всесоюзные и международные соревнования. Лет 70 назад в березовой роще ходили непуганые косули, паслись козы и коровы. Здесь всегда играли в хоккей, тренировались конькобежцы и фигуристы.

Сохранилась работа алматинского театрального художника Сергея Калмыкова «Медео», сохранились фотографии тех времен, когда на катке работали профессиональные фотографы.

А еще Медеу — это узловая станция, откуда в разные ущелья уходят пути-дороги туристов, альпинистов, скайраннеров, горнолыжников и сноубордистов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру