«Убежать» от заразы можно

Эксперты убеждены, бег — лучший щит от коронавирусной инфекции, который способен обеспечить не только физиологическую, но и психологическую защиту. Только защиту эту нужно еще «заработать».

«Убежать» от заразы можно

Коронавирусная пандемия не может длиться вечно, однако и ее завершения пока не видно, что означает сохранение тех ограничительных мер, в которых мир живет уже более полугода. Отсюда вытекает логическое заключение, что нет практического смысла строить для себя иллюзионные барьеры, после преодоления которых только и можно начинать заниматься спортом.

Алматинский марафон как одно из самых массовых мероприятий страны хорошо известен не только в Казахстане, но и во всем мире. Однако COVID заставил организаторов полностью перекроить формат соревнований, поскольку под запретом находится самое сердце мероприятия — массовость, позволяющая делиться впечатлениями, а где-то и добиваться лучших результатов. Но и в таких жестких рамках спортивный дух Алматы продолжает жить.

В минувшие выходные прошел очередной забег Алматинского марафона, который, конечно, отличается от предыдущих, но доказывает, что даже в текущих условиях можно бегать без рисков и опасений. Об особенностях нового бегового формата в эксклюзивном интервью рассказала Лидия Сагановская, PR-менеджер корпоративного фонда «Смелость быть первым».

— Лидия, расскажите, как бег влияет на организм, и действительно ли он может помочь в борьбе с коронавирусной инфекцией?

— Бег в целом полезен для организма — это было известно еще до начала пандемии. Если смотреть глубже, то можно выделить три ключевых направления.

Во-первых, бег развивает сердечную мышцу, что позволяет улучшить кровообращение, а значит, организм лучше насыщается кислородом не только во время бега, но и после тренировок.

Во-вторых, бег развивает легкие. Как известно, COVID-19 может сопровождаться пневмонией и поражением именно этого органа. Поэтому бегуны в плане защиты имеют определенное преимущество перед теми, кто находится в стороне от спорта. Даже если они заболеют, то справиться с болезнью будет проще. Это касается не тех «бегунов», которые сегодня сидели на диване, а завтра побежали, чтобы получить защиту, а тех, кто тренируется регулярно и правильно. Бег, как и любой вид спорта, требует четкой техники, не зная которой, можно навредить своему организму. Поэтому мы всегда рекомендуем новичкам, чтобы они начинали тренировки под присмотром тренеров. В Алматы много беговых клубов, некоторые из которых обучают новичков бесплатно.

В-третьих, бег — это такой вид спорта, который позволяет вырабатывать гормон счастья эндорфин. Ведь коронавирус — это не только физическое поражение организма, но и эмоциональное, и моральное. Например, когда пошла первая волна заражений, многие люди не знали, что происходит, не видели полной картины и не понимали, как действовать. Следом начались заражения в кругу близких, сложности и даже сокращения на работе — все это давит на человека. А, как известно, все болезни идут, что называется, от нервов, то есть из головы. Когда человек начинает переживать и нервничать, все это сразу сказывается на организме. В свою очередь беговые нагрузки помогают отвлечься и побыть наедине с собой, разобраться в мыслях и перезагрузиться. Любые циклические виды спорта полезны для работы мозга, бег не исключение, он поддерживает иммунитет.

Люди, которые бегают постоянно, не обращают внимания на время года и климатические условия. Современная экипировка позволяет заниматься круглогодично.

— Как изменилась активность людей за прошедшие полгода?

— В первые месяцы локдауна было непросто. К новому спортивному сезону многие люди подходили в определенной физической форме: они готовились к участию в больших соревнованиях, у многих были планы выезда на ультрамарфоны и другие международные старты. То есть люди были натренированы, и терять эту форму было как минимум обидно. Поэтому они продолжали бегать дома.

Те, у кого нет беговых дорожек и велостанков, бегали в подъездах по лестничным маршам или по территории частного дома. При этом люди активно участвовали в челленджах из разряда «пробеги по квартире N километров». Одни пробегали 10 километров, другие реализовывали дистанции 21 и даже 42 километра на балконе. В самом начале энтузиазм был на высоком уровне. Чуть позже появились онлайн-забеги, которые уже «шли в зачет», то есть за них можно было получить медаль. А пополнение «медальницы» — это один из важных пунктов по работе с организмом с точки зрения психологии.

— Численность участников в прошедшем полумарафоне составила чуть более двух тысяч человек на всю страну. Прежде почти идентичное число собирали одни только алматинские старты. Почему так? Бежать одному скучно?

— Сейчас люди уже хотят проведения обычных стартов, а поскольку многие могут уже свободно передвигаться по городу, естественно, соблюдая нормы индивидуальной защиты, формат онлайн уходит на второй план. Конечно, в нем есть свои преимущества, но он не дает той атмосферы нетворкинга, встречи с другими бегунами, сокомандниками, шоу-программы — всего, что составляет ощущение настоящего соревнования. Ты не видишь соперника впереди, не чувствуешь поддержку волонтеров и зрителей. Это, конечно, в формате онлайн трудно передать.

Второй важный момент заключается в том, что для большинства такие старты — так называемые «отчетники». То есть, занимаясь в клубах или самостоятельно, люди готовятся к определенному результату и на соревнованиях стараются преодолеть дистанцию за определенное время.

Существует годовой календарь мероприятий, которого стараются придерживаться как профессионалы, так и любители. Однако в этом году такой возможности нет. Ни «Алматы Марафон», ни «Экстремальная атлетика», ни другие организаторы по всему миру не могут заранее предоставить календарь ивентов, поскольку никто не знает, что будет дальше. Какие у нас будут опции и в целом возможности для жителей Алматы и Казахстана? Будет ли очередной локдаун?!

Поэтому бегут, по сути, те, кто может это сделать в конкретный день. Ведь существует масса других соревнований. Например, на прошлой неделе прошел Караганда-Марафон, в котором приняли участие многие алматинцы и жители других городов. Естественно, в режиме онлайн, не посещая Караганду. Но если человек неделю назад пробежал полную дистанцию, то спустя семь дней встать на алматинский старт не получится.

Как минимум с точки зрения тренировочного процесса это неправильно, поскольку после максимальной выкладки организму нужно время для восстановления. Сейчас люди выбирают удобные для себя старты, при этом не цепляясь за место/город их проведения.

— Чем хуже/лучше виртуальный забег по сравнению с классическими масс-стартами?

— Как уже говорилось, формат онлайн удобен тем, что ты не привязан к конкретным месту и времени. Ты можешь пробежать забег, находясь в командировке в другой стране, причем даже в удобные для себя часы, и не ждать массового старта. Ты не переживаешь, что твой самолет не успеет прилететь до начала соревнований или произойдет форс-мажор, из-за которого придется пропустить старт. Ты сам планируешь свое участие. Это, конечно, удобно. Однако есть и нюансы — при длительной дистанции ты не можешь рассчитывать на точки воды от организаторов, волонтеров, болельщиков и медиков. Обо всем нужно заботиться самому. Это воспитывает определенную самостоятельность у спортсменов-любителей и детальное планирование всех нюансов забега. Многие бегуны стали претендовать на призовые места, которые не могли получить на обычных стартах, так как там всегда соревнуются между собой сильные спортсмены и они не пускают на пьедестал менее опытных бегунов. Онлайн-формат без денежного приза более продвинутым бегунам не так интересен. И еще нюанс, которым пользуются многие бегуны — можно за один день пробежать сразу несколько онлайн-стартов и получить несколько разных медалей. При обычных стартах так сделать, конечно, не получится.

— Но ведь в таком формате можно и слукавить: скажем, не пробежать 21 километр, а проехать его на электросамокате...

— Действительно. У нас уже есть такой опыт «разоблачений». Изначально мы прописываем в регламенте соревнований, что можем запросить треки с тренировочных забегов. Как правило, в тех беговых программах, которые записывают трек бегуна, отображается не только дистанция, но и темп бега. Мы знаем, как организм среднестатистического бегуна ведет себя на определенных отрезках дистанции, и, если видим подозрительные данные, то связываемся с бегунами и проясняем все моменты.

Были выявлены и велосипедисты, и самокатчики, но самые «продвинутые бегуны» даже не выходили из дома и просто нарисовали свой трек на карте с помощью фоторедактора. Конечно, мы не проверяем всех досконально, изучаются данные тех, кто вошел в топ-3. Есть и другие инструменты для вычисления, но пусть этот момент останется за кадром. Скажу одно — просто накатать забег и получить призовое место не получится.

— Очередные ужесточения вновь закрывают города Казахстана. Сейчас уже очевиден факт, что черта нормализации ритма города отодвинулась еще дальше. Какой выход из сложившейся ситуации, говоря о беге и популяризации беговой культуры, видите вы?

— Это, конечно, будет откат назад к тому периоду, когда люди вынуждены вставать на беговые дорожки, бегать внутри частных территорий или на лестничных маршах. Но здесь прежде всего нужно понимать, что бег нужен не для медали, не для того, чтобы выложить в сторис фото с нагрудным знаком, а для себя самого. Все беговые старты находятся на открытом воздухе практически на неограниченном пространстве. Я считаю, что в этих условиях можно весь процесс выстроить без риска заражения: социальная дистанция при разминках, ношение масок до и после старта. Все это контролировать можно. Мы убеждены, что польза и укрепление иммунной системы от бега значительно выше, чем риски заразиться. И чем больше в городах Казахстана будет людей, вовлеченных в спорт, тем меньшее число заболевших с тяжелыми последствиями будет по стране. Это касается не только COVID, но и других заболеваний, которые никуда не делись. Спорт — это сила.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру