При содействии Каркена Ахметовича в сборной СССР все больше становилось атлетов из Казахской ССР, завоевавших множество наград на самых крупных международных спортивных форумах, в Казахстане строили спортивные стадионы, в том числе и знаменитый высокогорный каток «Медеу».
И сегодня профессиональный спорт в республике с его большими традициями, берущими начало в тот бурный и интересный период времени, развивается на основании мощного фундамента, заложенного в свое время выдающимся организатором и просто хорошим отзывчивым человеком Каркеном Ахметовым.
— Я помню, как в ноябре 1959 года был на приеме у второго секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР вместе с Каркеном Ахметовым, — вспоминает Май Ундеевич Хван, первый в Казахстане мастер спорта СССР по конькобежному спорту, заслуженный тренер СССР и Казахской ССР, профессор Казахской академии туризма и спорта, автор научных работ по методике подготовки спортсменов, которому в этом году исполнится 90 лет. — В тот момент Ахметов только приступил к своим обязанностям председателя спорткомитета. Мы рассуждали о том, как необходимо развивать казахстанский спорт, и в процессе беседы Каркен Ахметович узнал, что я являюсь заслуженным тренером СССР, а в Казахстане звания заслуженного тренера Казахской ССР просто нет, так как не было полномочий его присуждать. Он очень сильно удивился этому факту. И в результате через два года, в 1961-м, Казахская ССР получила право самостоятельно присуждать звание заслуженного тренера Казахской ССР.
В спорткомитет Каркен Ахметович пришел с комсомольской работы. У него уже был большой опыт организационной работы. Молодой специалист в 1950-1955 годы трудился первым секретарем Октябрьского райкома ЛКСМ Казахстана, в 1955-1959 годах являлся вторым секретарем Карагандинского обкома ЛКСМ Казахстана. В то время такие позиции могли занимать только настоящие лидеры.
Да и жизненного опыта у Каркена Ахметовича было достаточно. Родился он в Павлодарской области, познал все тяготы сиротства, трудился с 14 лет на стройках Караганды в тяжелых условиях в непростое, послевоенное время.
Однако спорт для Каркена Ахметовича стал совершенно новым направлением в трудовой деятельности.
— Перед тем как выстроить свою работу в спорте, поставить задачи, Каркен Ахметов встречался со специалистами, узнавал у них о том, как лучше развивать спорт в Казахстане, — рассказывает Май Ундеевич. — Он был очень смелым человеком, настоящим новатором, который упорно шел к своей цели.
— В 1959 году «Кайрат» отправился в первую зарубежную поездку в КНДР, — рассказывает легендарный казахстанский комментатор, игрок «Кайрата» 1959-1964 годов Диас Ильясович Омаров. — Каркен Ахметов тогда только возглавил спорткомитет. И он сразу же отправился с нами, чтобы лучше узнать команду и познакомиться с футболистами. В то время «Кайрат» курировал Центральный комитет партии, и хотя мы показывали не такие уж высокие результаты, отношение к нам со стороны Ахметова и других руководящих работников было теплым. Футболисты его уважали, ходили к нему на прием, чтобы решить какие-то личные вопросы. И я хорошо помню, что великих казахстанских спортсменов всегда награждали в перерывах матча «Кайрата». А тогда почти на каждую игру «Кайрата» 30-тысячный Центральный стадион заполнялся до отказа.
В 1956 году впервые в СССР состоялась I летняя Спартакиада народов СССР. Это было масштабное многоступенчатое соревнование. Вначале выявляли лучших в селах, городах и областях. Сильнейших спортсменов отбирали в сборные своих республик. И кульминацией спартакиад являлась финальная часть, которая, как правило, проходила в Москве. Конечно, в ЦК КП Казахской ССР выступлению на спартакиадах уделялось огромное значение. В нашей республике не все виды спорта находились на высоте. И тогда Каркен Ахметов принимает решение приглашать в Алма-Ату талантливых тренеров из Москвы и других регионов.
Например, легендарного наставника «Динамо» по хоккею с мячом и на траве Эдуарда Фердинандовича Айриха в Алма-Ату в 1964 году пригласил Каркен Ахметов. Это было попадание в самую точку. «Динамо» стал большим клубом в СССР и Европе.
— Когда мы впервые выиграли бронзовые медали чемпионата СССР в 1967 году, Каркен Ахметов на награждении в Оперном театре в Алма-Ате поздравил нас с этим успехом и сказал, что дни побед «Динамо» самые светлые в его жизни, — вспоминает легендарный хоккеист алматинского «Динамо», многократный чемпион СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов Борис Чехлыстов. — Но потом добавил, что надо стремиться к более высоким достижениям. При Ахметове команда «Динамо» как раз начала набирать чемпионские обороты. Он принимал участие в ее возрождении. Ахметов был очень грамотным человеком, хорошо разбирался в нюансах спорта.
Каркен Ахметов дал развитию спорта в Казахстане огромный толчок. Под его руководством в Казахской ССР стала зарождаться так называемая спортивная пирамида, в которой детский, юношеский, молодежный, взрослый спорт являлись звеньями одной цепи.
Эта пирамида и поныне продолжает действовать в Казахстане. Многих вчерашних и сегодняшних заслуженных тренеров и спортсменов воспитала и вырастила система подготовки профессиональных спортсменов, заложенная Каркеном Ахметовым. Его учениками являются Аманча Акпаев, Темирхан Досмухамбетов, Тимур Досымбетов, возглавлявшие в свое время казахстанский спорт.
Сейчас, наверное, подобное трудно представить, но в то время двери квартиры Каркена Ахметовича всегда были открыты для спортсменов и тренеров, для которых он был как отец и старший друг.
— Любителям спорта хорошо известно, что Гусман Косанов является первым казахом, ставшим призером Олимпиады, — вспоминает чемпион и рекордсмен СССР по легкой атлетике, обладатель Кубка Европы Амин Туяков. — Однажды Каркен-ага, самолюбие которого, видимо, задевало то, что наш соотечественник — олимпийский медалист — живет в Москве, спросил меня: «У Гусмана есть мысли возвратиться на Родину?». Я сказал, что он вернется, если дадут квартиру. Каркен Ахметов подготовил квартиру возле Центрального стадиона и в 1962 году перевез Гусмана в Алма-Ату. В свою очередь и я, став в 1963 году чемпионом Спартакиады народов СССР, обратился к Каркену-ага с просьбой помочь получить квартиру. Он не отказал и мне. Таким образом, вслед за Гусманом я тоже получил жилье. Когда я завершил спортивную карьеру, Каркен Ахметов, несмотря на то что занимал уже другую должность, помог мне устроиться тренером в спортивный интернат.
В те времена в сборную Советского Союза попадали не только сильнейшие. Огромное значение имели и связи в столице СССР — в Москве. Конечно, ребят с периферии, коей являлась Казахская ССР, в главную команду Советского Союза брали неохотно. Своих, московских, парней хватало. Подковерная борьба за место в сборной СССР шла с использованием всех методов. Наставники команд Украины, Белоруссии, других братских республик СССР предпринимали все возможное, чтобы их воспитанники и ученики надели футболку с гордой надписью на груди «СССР».
Каркен Ахметович благодаря своей настойчивости, силе убеждения и открытости в общении помогал нашим великим казахстанским спортсменам выйти на международную арену.
В составе сборной СССР казахстанцы на Олимпийских играх в Риме-1960, Токио-1964, Мехико-1968 и Мюнхене-1972 играли заметные роли, завоевывали награды различного достоинства.
В период руководства спорткомитетом Казахской ССР Каркен Ахметов много сделал для того, чтобы построить высокогорный каток «Медеу» — жемчужину Алма-Аты и кузницу мировых рекордов.
Каркен Ахметов очень многое сделал для блага казахстанского спорта. Если бы люди, занимающиеся сейчас вопросами спорта, брали с него пример, наш спорт мог бы серьезно продвинуться вперед.
Впрочем, о Каркене Ахметовиче Ахметове сегодня вспоминают очень редко. Его имя носит республиканский колледж для одаренных в спорте детей в Алматы, висит табличка на доме, в котором жил Ахметов в столице Казахской ССР. Но нет даже улицы, названной в честь великого организатора казахстанского спорта, который оставил большой след в нашей истории.