Главный байкер Казахстана о своей шляпе, культуре байкеров и предстоящих дорогах

02.10.2019 в 06:12, просмотров: 739

Любители мотоциклетной субкультуры провели масштабный праздник — закрытие мотосезона, кульминацией которого стал пробег колонны по центральным улицам Алматы. Значит ли это, что теперь железных «коней» поставят на консервацию?

Главный байкер Казахстана о своей шляпе, культуре байкеров и предстоящих дорогах

В минувшие выходные, 28 сентября, на площадке одного из крупнейших ТРЦ Алматы собрались мотоциклисты разных мастей. Здесь можно было увидеть и роскошные «Харли-Дэвидсон», и спортивные «Эндуро», и простенькие «Явы». Мотоциклы уже давно перестали быть экзотикой, и вливание в круги байкеров не требуют больших средств. Согласно данным сайта продажи автотранспорта, мотоцикл «ИЖ Планета-5» в отличном состоянии можно приобрести за 300-350 тысяч тенге. При этом самый дорогой лот составил 21 миллион тенге. Другими словами, выбор есть и у тех, кто просто хочет чувствовать силу ветра, и у тех, кто ищет во всем эксклюзивность и индивидуальность.

На шоу нам удалось взять интервью у самого знаменитого байкера Казахстана Дмитрия Петрухина — человека, который на протяжении двух десятков лет пропагандирует и активно продвигает мотоциклетную культуру.

— Дмитрий Иванович, какими наиболее яркими событиями запомнился мотосезон 2019?

— Для меня не существует закрытия сезона! В непогоду байк стоит во дворе, но на Новый год я традиционно переодеваюсь в Деда Мороза, езжу в детские дома, дарю подарки, поздравляю с праздником, проезжаю по городу. Сейчас некоторые байкеры тоже так поступают, благо, погода позволяет.

В целом мотосезон прошел отлично. Весной я уехал в очередное кругосветное путешествие и вернулся лишь к 1 сентября, проехав 25 тысяч километров. Был в Берлине у Рейхстага, в Чечне, на Украине, в Мурманске — удалось побывать у Северного Ледовитого океана. Сейчас планирую отправиться в города Юго-Восточной Азии и страны ниже экватора. Были как увлекательные приключения, так и не очень приятные встречи. После того, как я попал в тюрьму в Тунисе, местные органы власти изъяли у меня диск с видео- и фотоматериалами. Поэтому из путешествия сохранилось лишь то, что я выкладывал в интернете, остальные фото- и видеоработы мне не вернули. Так что есть стимул вновь прокатиться по дорогам Африки и Австралии, чтобы собрать материалы и все показать нашим казахстанцам.

— Что такое байк: средство передвижения или в первую очередь образ жизни?

— За последние годы ситуация радикально изменилась. Если в начале 2000-х годов у нас было 100-200 единомышленников, то теперь мотоциклисты исчисляются тысячами. И здесь важно провести грань. С одной стороны, сейчас мотоцикл уже стал больше средством передвижения, чем хобби. На нем можно гораздо быстрее добраться на работу или перемещаться по центральной части города в течение рабочего дня, минуя пробки. Притом мотоциклист — это не только брутальный байкер в кожаной куртке, но и тот же доставщик пиццы в брендированной одежде. Мопед — это ведь тоже двухколесное моторное транспортное средство. Так скажем, младший брат мотоцикла, которого нельзя выбрасывать за круг исчисления. При этом есть люди, которые с особым трепетом относятся к мотоциклетной теме. В Алматы, Нур-Султане и других крупных городах уже появилось много экземпляров ручной сборки, немало уникальных «машин». В таких случаях, понятно, мы говорим именно об образе жизни. Такие байки и байкеры всегда притягивают внимание даже далеких от мотосреды людей.

— Какую активность проявляют мотоклубы для продвижения своей культуры в стране?

— В этом году наши ребята провели несколько байкерских фестивалей. Самый громкий был организован на Капшагае, куда приехало много иностранцев. Россия, Узбекистан, Кыргызстан — уже два года байкеры Средней Азии регулярно ездят в гости друг к другу, я думаю, что это хороший тон.

Есть байкеры, которые ездят исключительно внутри страны, путешествуют по городам. Надо сказать, что это непросто, однако ими двигает идея пропаганды. Они не ставят для себя цель промчаться по всему Казахстану на немыслимой скорости, чтобы потом просто расставить флажки на карте. Скорее, наоборот, они делают длинные остановки в многолюдных местах, притягивая тем самым внимание окружающих, разъясняя культуру грамотного вождения.

— Сложно ли научиться безопасно водить мотоцикл?

— У нас есть хорошие инструкторы, которые обучают вождению. Но отнюдь не все используют возможность получить грамотные навыки. Есть такая категория людей, которые считают, что если они научились ездить на велосипеде, то можно смело садиться за руль мотоцикла.

Еще в 90-х мы собирались узким кругом и с небывалым рвением изучали литературу. У нас на руках были редкие в те времена экземпляры книг иностранных авторов, в которых содержалась не только матчасть по управлению мотоциклом, но также упражнения и советы по нарабатыванию навыков безопасного вождения. От умения различать на глаз типы дорожного покрытия до опасностей, не заметных глазу.

— Продолжая тему современных курсов вождения... Насколько они доступны? Быть может, именно в цене кроется нежелание отдельных мотоциклистов развиваться дальше?

— Отнюдь! Действительно дорого обходятся курсы экстремального вождения, когда обучают стантрайдингу — это элементы шоу, когда мотоциклист ездит на од- ном колесе, когда на ходу встает на байк. В свою очередь, курсы повышения квалификации дешевле обучения базовым навыкам в автошколе: двухмесячный курс обходится в 45-50 тысяч тенге. Не думаю, что эту сумму можно считать баснословной, особенно если речь идет о ценнейшем опыте, способ- ном сохранить жизнь. Сегодня в свободном доступе много мотоциклов и не меньше желающих на них кататься, увы, порой без соответствующей подготовки. Отсюда и удручающая статистика по числу ДТП с мотоциклистами.

— Ваша шляпа... Она уже давно стала вашей визитной карточкой и не перестает быть предметом для дискуссий. Некоторые оппоненты выступают с критикой, ссылаясь на нарушение ПДД. Что вы думаете по этому поводу?

— Я скажу следующее. Когда ты едешь по США (не считая 15 штатов) или Канаде, полицейским совершенно безразлично, что на голове байкера: шлем, шляпа, панама или кепка. Главное правило мотоциклиста — он должен быть в очках. Если глаза не защищены, то в них может попасть камень или даже насекомое, что приведет к потере контроля за дорогой и к аварийной ситуации. В Европе нет ни одной страны, где за мотоцикл можно садиться без шлема. В Азии также — большого акцента на шлем никто не делает. Что касается моего головного убора, то шляпу я надеваю исключительно, когда перемещаюсь по городу. Как только я переезжаю за его черту, то убираю ее в бокс и надеваю шлем.

Я ни в коем случае не ставлю себя в пример казахстанским байкерам. Шляпа — это индивидуальный образ, стиль моей жизни. А на ком действительно стоит заострять внимние, так это на бунтарях, которые ездят без номеров (ГРНЗ), нарушают ПДД, позволяют себе грубить полицейским.

— Культура среди отдельных водителей по отношению к байкерам, увы, оставляет желать лучшего. Что необходимо сделать, чтобы интегрировать европейскую, или западную модель равноправия в вопросе выбора транспортного средства?

— Увы, у нас эта культура очень сильно отстает, и должно пройти еще много лет, прежде чем мы поднимемся до уровня развитых стран. Сейчас, можно сказать, только зародилось новое поколение водителей. Еще есть люди, у которых сложился стереотип, что мотоциклист — это хулиган. В 90-х это, возможно, было справедливо, сейчас — нет. Также появилось поколение байкеров, которые подходят к выбору транспортного средства сознательно, у которых, помимо мотоцикла, есть и машина. Такие люди никогда не будут подрезать на своем автомобиле других участников движения. Наличие машины не дает преимущество ни перед байкером, ни перед велосипедистом или самокатчиком. Есть четкие правила дорожного движения, которые все должны соблюдать, и должна быть культура вождения, к кото- рой мы медленно, но все-таки движемся. Во многих развитых странах мира отношение к байкерам очень трепетное.

— Что байкеру делать зимой? Не возникает ли желание сдернуть брезент и прокатиться с ветерком?

— Здесь каждая ситуация частная. Одни ставят на консервацию и не трогают байки до весны. Другие катаются до тех пор, пока не ляжет снег. А в Алматы такой период длится всего пару месяцев. Есть байкеры-адреналинщики, и, чтобы как-то компенсировать недостаток ярких эмоций, в зимний период они занимаются активным отдыхом. Это катания на лыжах и сноубордах, игры в пейнтбол, скалолазание, альпинизм. У каждого свое хобби, которое помогает «перезимовать».

— Ваши пожелания мотособратьям в день закрытия сезона...

— Выезжая на дорогу, каждый водитель должен помнить о том, что как его самого, так и остальных участников дорожного движения дома ждут родные и близкие. Если каждый будет держать эту мысль в голове, то и на дороге будет сохраняться идиллия, — заключил Дмитрий Петрухин.

Закрытие прошло ярко и красочно, у всех гостей была возможность не только полюбоваться красивыми мотоциклами, но и окунуться в атмосферу акустического урагана, ведь на соседней площадке выставили свои проекты любители автозвука. Но это уже совершенно другая история.