В спортивных барах Казахстана запретили трансляции матчей чемпионата мира-2018 по российским каналам

16.06.2018 в 12:46, просмотров: 1458

В случае показа юридические лица нарушают Закон об авторском праве и смежных правах. Смотреть ЧМ-2018 в публичных местах, к которым относятся кафе и рестораны, разрешают только по телеканалам Qazaqstan и QazSport, выкупившим эксклюзивные права на вещание по Казахстану. Впрочем, далеко не все заведения спешат следовать закону.

14 июня матчем Россия - Саудовская Аравия стартовал чемпионат мира, и теперь нас ждет целый месяц необычайного футбольного приключения в России. Для футбольных болельщиков Кубок мира - большой и неповторимый праздник.

Есть мнение, что мировое первенство по футболу по популярности, финансам и влиянию на социум превосходит даже летние Олимпийские игры. Мимо такого события мало кому удастся пройти. Тем более что казахстанцы смогут увидеть все 64 матча Кубка мира, но... только по телеканалам Qazaqstan и QazSport.

В публичных местах трансляции поединков Кубка по российским телеканалам запрещены по Закону об авторском праве и смежных правах. В этот закон часто вносили изменения, и, как и во всяком законе, наверняка в нем можно найти лазейку. Не погружаясь в юридические дебри, отметим, что в нем есть пункт, согласно которому международные законы имеют приоритетное значение. Другими словами, за нарушение авторских прав наказывают и у нас.

Причем штраф начинается от 100 месячных расчетных показателей (от 240 тысяч тенге, или $716). Вот что говорил по этому поводу директор телеканала Qazsport Павел Цыбулин: «Спортивным барам запретят транслировать матчи чемпионата мира по футболу по российским телеканалам. Немаловажный момент: юридически на каждом подобном мероприятии наша телерадиокорпорация защищает как свои права, так и права наших партнеров, на этот раз это ФИФА (Международная федерация футбола). Подобная практика у нас уже была во время чемпионата Европы по футболу 2016 года. Хотим предупредить, что мы оповестили соответствующие службы в нашей стране, чтобы во всех крупных городах следили за соблюдением законности показа. Матчи чемпионата мира по футболу в общественных местах могут быть показаны только по двум телеканалам - Qazaqstan и Qazsport. Любой другой телеканал - это нарушение закона. Напомню, что два года назад были неприятные случаи в разных городах, когда мы фиксировали, составляли административные протоколы, дело доходило до суда, и мы выигрывали».

Однако не все заведения спешат выполнять закон.

- Несмотря на то, что нас два года назад оштрафовали за показ по российским каналам матчей ЕВРО-2016, мы транслируем Кубок мира-2018 по российским каналам, - делится с нами инкогнито администратор одного из ресторанов Алматы. - Мы вынуждены учитывать пожелания наших гостей, которые чуть ли не ультиматумом ставят условия: мол, по нашим телеканалам смотреть у вас не будем. Наверное, увидеть поединки по казахстанскому телевидению люди бы тоже приходили, но их было бы гораздо меньше. Тем более, насколько известно, конкуренты готовы рисковать ради своих клиентов.

Чемпионат мира - особенное соревнование. И даже граждане, которые равнодушны к игре, волей-неволей, в силу обстоятельств, окажутся вовлеченными в это действо.

Безусловно, закон есть закон, он в любом случае должен соблюдаться. И тем не менее подискутировать о целесообразности некоторых существующих правил вполне допустимо, а сейчас еще и уместно.

Телевизионная трансляция любого спортивного мероприятия, например, футбольного матча, - это коммерческий продукт. Видео-то везде одно, а вот аудиокомментарии могут отличаться. Но они составляют немаловажную часть этой самой футбольной трансляции, и по существу можно говорить не об одном продукте, а о нескольких, конкурирующих между собой, которые предлагают нам, зрителям, различные телекомпании, сопровождающие трансляцию матча голосами комментаторов.

Конкуренция здесь заключается в харизме и профессионализме последних. И телезритель, который платит деньги, вполне вправе этими самыми деньгами голосовать - выбирая именно тот продукт, который ему больше нравится.

Короче, все то же самое, что и в супермаркете, где потребитель из всего ассортимента колбас или булок хлеба покупает те, что пожелает. Аналогия, казалось бы, абсолютно корректная.

Но нет. Когда речь идет не о хлебе, а о зрелищах, мы, получается, лишены этого выбора. Потому что в «супермаркете» под названием «Чемпионат мира по футболу по телевизору» законно можно купить лишь одну «булку хлеба».

Сейчас, впрочем, не о том, справедливо ли это, когда за нас решают и тем самым нас лишают выбора. А о том, что когда возникает подобная ситуация, буквально тут же, «за углом супермаркета», образуется черный рынок, где с некоторым риском, но все же можно будет выбрать что пожелаешь.

И найдутся люди, которые воспользуются этим выбором. Это, конечно, не по правилам, но, как говорится, таков футбол. Люди хотят лучшее, и бороться за них надо все-таки качеством самого предлагаемого продукта. В данном случае - футбольного комментария: эмоционального, остроумного, эрудированного... И тогда люди, то есть телезрители, к тебе потянутся. А запретами, как представляется, никому и никогда ничего добиться не удавалось.