Приятные мелочи
Так устроен человек, что ему все время чего-то не хватает. Не может он насытиться тем, что есть, и просто наслаждаться теми благами, которые ему доступны. Сейчас автомобильная промышленность переживает настоящую революцию. Спасибо Илону Маску, который пробил непреодолимую стену, выстроенную нефтяными магнатами еще в прошлом веке, и впустил в мир электромобили. Этот процесс совпал с тотальной экологизацией и повсеместным внедрением зеленых технологий, что в итоге привело к электромобильной лихорадке. Многие страны заявили о скором запрете машин с классическими ДВС, и даже автомобильные гиганты один за другим начали говорить о смене фарватера, уходя от классических авто к исключительно электромобилям. Но за последний год ситуация кардинально изменилась, поскольку к столь радикальным переменам мир оказался не готов. Проблемных моментов оказалось гораздо больше, чем многим бы хотелось, и от амбициозных планов отказалось большинство из тех, кто об этом так громко заявлял.
Машинам с ДВС быть в гибридном или полноценном варианте. Они продолжат существовать еще не одно десятилетие точно. Между тем этот самый технологический рывок, который позволил вывести на рынок новый тип авто, в корне изменил понимание того, какой должна быть современная машина. Отделкой салона из натуральной кожи и 500 лошадками под капотом сегодня уже никого не удивишь. Если в 2000-х такие характеристики были присущи лишь элитным гиперкарам, ориентированным исключительно на зажиточных людей, то сегодня многие китайские машины из категории общедоступных показывают аналогичные характеристики разгона. Сегодня каждая вторая способна разогнаться до сотни за шесть-семь секунд.
Поэтому теперь вся борьба за клиента сфокусирована не столько в мощности силовой установки, сколько в дополнительных ассистентах, которыми может похвастаться та или иная модель. Пожалуй, самая обсуждаемая и спорная из них — автономность.
Есть такая опция, как круиз-контроль. Она позволяет поддерживать определенную скорость без участия водителя. Выставил 80 километров в час, отпустил педаль газа, и рули себе спокойно. Затем появились системы активного круиз-контроля, которые сами разгоняются или оттормаживаются, если на пути возникает помеха. Удобно? Конечно! Но и подобные опции сейчас уже являются архаизмом.
И это действительно так, поскольку сегодня многими моделями авто можно управлять с помощью смартфона. Допустим, если тебя поджали на парковке так, что не открыть дверь, то это уже не проблема. Посредством брелока или смартфона машина может выкатываться вперед на несколько метров без водителя. Наиболее продвинутые системы предоставляют еще больший комфорт — они способны довезти человека из точки А в точку Б, причем даже по городским пробкам. Фантастика? Отнюдь! И, как говорилось выше, такой уровень сервиса доступен для среднего класса.
Безопаснее человека
Но, увы, эти самые технологии, которые созданы для того, чтобы человек не переутомлялся за рулем, иногда приводят к тому, что водитель расслабляется гораздо больше дозволенного.
Недавно в КНР произошел курьезный случай. В китайском городе Чунцине двое пьяных мужчин попытались добраться до дома с помощью электрокроссовера Avatr 11, который оснащен комплексом водительских ассистентов. Владелец задал маршрут, и машина поехала по направлению к дому. Только вот незадача — во время поездки нетрезвый владелец автомобиля уснул. Avatr оснащен вторым уровнем автономности. То есть, несмотря на техническую возможность добраться из точки А в точку Б, водитель обязан постоянно следить за дорогой, держать руки на руле. Опций «пьяный водитель» и «спящий водитель» не предусмотрено.
Таким образом, поскольку уснувший водитель не подавал никаких «признаков жизни», система посчитала, что ему стало плохо, и Avatr плавно остановил автомобиль, включив аварийку. Возможно, об этом инциденте никто и не узнал бы, если бы бездушная железяка запарковалось где-нибудь у обочины. Но остановился автомобиль в туннеле, чем моментально привлек внимание. Прибывшие полицейские разбудили мужчин. Теперь незатейливому водителю грозит не только штраф, но и лишение свободы сроком до полугода.
Курьез или ситуацию можно трактовать однозначно? С одной стороны, владелец авто был пьян и сидел на месте водителя, что в теории могло привести к ДТП. С другой — он доверил все управление автоматике и как бы угрозы окружающим не представлял.
На самом деле вторая версия является заблуждением. Для того чтобы понять почему, нужно разобраться с допусками, которые есть у той или иной технологии.
Саму систему деления автомобилей по степени развитости разработало SAE (Международное сообщество автомобильных инженеров) еще в 2014 году. Всего существует пять уровней. Нулевым уровнем с «примитивными» на сегодняшний день технологиями считаются авто, оборудованные хотя бы одним из электронных помощников, таких как система автоматического экстренного торможения, датчики слежения за слепыми зонами и т.д. То есть старый добрый дедовский «Жигуль» не попадает даже в нулевую категорию.
Для первого уровня автомобиль должен оснащаться одной из двух систем: либо активным круиз-контролем, автоматически поддерживающим дистанцию до едущего впереди автомобиля, либо системой удержания в полосе, то есть автоматическим рулением.
Для второго уровня обязательно должны быть и активный круиз-контроль, и система удержания в полосе. Уже этот уровень, но только в теории, позволяет перемещаться из точки А в точку Б без участия человека. Такой системой оснащено большинство современных автомобилей. Но при этом водитель должен держать руки на руле. Это, опять же, в теории, которую автовладельцы уже давно научились обходить стороной.
Дело в том, что для продолжения движения система должна «чувствовать» причастность водителя к вождению. Во многих случаях это реализовано за счет встроенных в руль датчиков давления. Как оказалось, эту систему легко обмануть.
В сети можно найти много роликов, где водители крепят небольшую бутылку воды к «баранке», чего оказывается достаточно, чтобы система считала, что человек держится за руль и следит за дорогой. Увы, но в том же интернете также много видео, в которых подобные ухищрения заканчиваются ДТП. Дело в том, что система второго уровня несовершенна и может допускать ошибки. Например, не распознать столб или не заметить бордюр. Именно поэтому здесь требуется участие человека. На этом больше всего достается пионеру технологии Tesla, у которого этот самый ассистент второго уровня именуется как Autopilot. А это, по мнению NHTSA (Национальное агентство по безопасности дорожного движения США), вводит людей в заблуждение, даже несмотря на то, что в инструкции по эксплуатации Tesla говорится, что водитель должен держать руль.
Такая проблема действительно есть. Но опять же — здесь ключевую роль играет человеческий фактор. Если водитель отрешился от процесса и во время передвижения смотрит в смартфон, а не на дорогу, то рано или поздно авария может произойти.
Справедливости ради здесь следует сделать небольшую ремарку. В ноябре текущего года компания Tesla опубликовала данные по ДТП, в которые попадали ее электромобили, выделив авто без систем активной безопасности и с ними. По данным компании, в среднем по США машина проезжает до попадания в незначительную аварию 178 тысяч миль. Результат обычной Tesla без каких-либо ассистентов водителя — 268 тысяч. Tesla с комплексом активной безопасности проезжает 667 тысяч миль. А Tesla с включенными ассистентами, но под контролем водителя — 986 тысяч. Другими словами, если не злоупотреблять технологиями и действовать по инструкции, то передвигаться с их помощью более чем в пять раз безопаснее, чем на «голой» машине.
Ждать недолго
Системы третьего уровня автоматизации считаются гораздо более сложными и продвинутыми и уже допускают вложение без непосредственного участия. То есть держать руки на руле здесь не обязательно. Правда, только в определенных условиях, например, на загородных трассах. При этом водитель обязан оставаться на своем месте и следить за дорогой. Тут за человеком наблюдают камеры, встроенные в салон авто, и если машина заподозрит, что человек надолго оторвал взгляд, то сначала даст предупреждение, а потом и остановит автомобиль. За автопилотом остается право в любой момент подать сигнал об утере контроля над дорогой, и в таком случае водитель должен быть готов и обязан мгновенно взять управление на себя. Массовая установка автопилотов третьего уровня только начинается, но первые серийные автомобили уже ездят по дорогам некоторых мегаполисов.
Первыми запустили интеллектуальную систему в 2021-м японцы на Honda Legend. Чуть позже, в 2022-2023 годах, на рынках Германии и США появились Mercedes-Benz S-Class и EQS. Сейчас пока крайне мало автомобилей, которые могут похвастаться действительно умной и безопасной системой, которую при этом называть автопилотом по-прежнему следует в кавычках.
Четвертый уровень автономности. Первоначально к этому уровню относились машины, в которых сохраняются традиционные органы управления, но автопилот способен полностью брать управление на себя. При этом допускается, что в определенных условиях автопилот может все же не справляться и передать управление водителю. Но не мгновенно, как в случае с автопилотом третьего уровня. В теории автопилот должен припарковать машину и только после этого заявить, что дальше он управлять не может.
Автомобилей с полностью серийным четвертым уровнем автопилота пока нет в широкой продаже, но есть прототипы и даже тестовые парки роботакси, например, Waymo, работающие в ограниченных зонах. Например, такси в Сан-Франциско, которые демонстрируют четвертый уровень автономности, способны оказывать услуги только в пределах определенной части города. То есть, если во время поездки смените адрес на пригород, то «робот» откажется везти.
И, наконец, пятый уровень автономности. Его-то и можно назвать полноценным автопилотом. По градации система полностью заменяет человека за рулем, то есть в машинах такого уровня не будет органов управления вообще. Пожалуй, только на таких автомобилях можно будет ездить и в состоянии алкогольного опьянения, и без водительских прав, и вообще не умеючи управлять каким-либо транспортом, поскольку человек в машине к ее управлению не будет иметь никакого отношения. Такие прототипы, конечно же, уже есть, но, по прогнозам автоэкспертов, появление в массовом сегменте ожидается ближе к 2030 году.
Современные технологии удивляют, однако не стоит ими злоупотреблять, поскольку они еще не совершенны. Да, сегодня можно вбить адрес, обмануть «умную» систему и добраться до точки назначения на заднем сиденье своего автомобиля. Такой контент шокирует и позволяет хайпануть, однако эта минутная слава в лучшем случае закончится арестом и штрафом, в худшем — ДТП со смертельным исходом.