Всему свое время
Согласно данным Комитета правовой статистики при генпрокуратуре, в первом полугодии 2025 года в Казахстане было зарегистрировано 15 698 ДТП, что на 54 процента больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В результате этих происшествий пострадали 22 346 человек, из которых 955 погибли. Также отмечается, что в большинстве эпизодов, 12 046 случаев, виновниками ДТП являются водители легковых автомобилей.
«Особенно тревожная ситуация — на трассах республиканского значения: 1401 ДТП, 355 погибших, 3146 пострадавших. Лидеры по числу происшествий Алматинская (404 ДТП), Акмолинская (126) и Жамбылская (121) области», — говорится в сообщении ведомства.
Разрыв действительно большой, однако брать данные за абсолютную величину не совсем верно уже потому, что как в МВД, так и в других структурах любят менять метод сбора и обработки статданных. Это и дает такой сильный перекос. Конечно, это не говорит о том, что ситуация обратная. Отрицательная динамика есть, и это хорошо прослеживается по новостным сводкам о происшествиях.
Стоит отметить, что за последние 10 лет многие междугородные трассы и магистрали стали на порядок лучше и безопаснее. Появилось много участков с разделительными отбойниками, что также повысило уровень комфорта при передвижении по стране. На многих участках был значительно повышен скоростной режим. Например, на трассах Астана — Щучинск и Астана — Павлодар — до 140 километров в час, Шымкент — Кызылорда — до 110 и т.д., что также позволило улучшить показания трафика.
Но, увы, некоторые водители пренебрегают соблюдением ПДД, что нередко приводит к массовым ДТП с погибшими и ранеными. Главным инструментом в борьбе с лихачами являются стационарные комплексы видеонаблюдения. Однако их локации хорошо известны. Это дает возможность избегать наказания путем оттормаживания в радиусе действия камер и превышения вне видимости радаров.
Как следствие, с начала текущего года на многих скоростных участках страны начали действовать системы, которые определяют «среднюю скорость» автомобиля. Сбрасывать скорость, а потом «газовать» теперь бессмысленно.
Следующим нововведением текущего года стала установка электронных знаков ограничения скорости, значение которых можно менять удаленно. В ноябре текущего года, когда страну накрыл циклон, на многих автомагистралях скорость была снижена со 140-110 до 80-60 километров в час. Конечно, многие водители приняли это ноухау в штыки, обозначив в качестве главного аргумента, что автолюбитель мог попасть на скоростной участок до смены скоростного режима и, сам того не желая, нарушил скоростной режим. Но, как заверили в МВД, такие сценарии исключены, поскольку система «умных» дорожных знаков синхронизирована с системой определения «средней скорости». Другое дело, если водитель, следуя по скоростному участку, где прежде действовал режим «110», увидел, но проигнорировал знак «80» — в этом случае штраф неизбежен. К слову, большое число таких нарушений было выписано в середине ноября. Сетовали автолюбители и на то, что пониженные ограничения не снимают, несмотря на то, что буран прошел и дорога как бы стала безопасной.
Здесь нужно понимать, что, даже если магистраль кажется сухой и чистой, это не дает права разгоняться до тех же «140», поскольку дальше по ходу движения может быть совершенно иная дорожная обстановка. КазАвтоЖол постоянно мониторит состояние трасс, и впредь скоростной режим будет устанавливаться с учетом реальной обстановки на том или ином участке. Поэтому лучше не «летать» на загородных трассах, что называется, по памяти, а обращать внимание на знаки.
Подлый секундомер
В продолжение усиленных мер безопасности начиная с конца ноября на казахстанских трассах стали наносить красные сигнальные полосы, обозначающие край проезжей части. Это нововведение призвано повышать бдительность водителей. Красные полосы обозначат участки, где чаще всего происходят тяжелые аварии.
«Мы нанесли красную сигнальную полосу на обочину впервые в республике. Она уже работает на участке Караганда — Каркаралы, где ранее произошла тяжелая авария с пятью погибшими. Полоса хорошо заметна в темноте и под снегом», — уточнил замначальника ДП Карагандинской области Жаскайрат Каиров.
Нововведения появились не только на трассах, но и в городах. В числе наиболее ярких стоит отметить изменение циклов работы светофоров, что важно знать как водителям, так и пешеходам.
В частности, с прошлой недели в Астане был изменен режим работы светофоров на семи перекрестках. По информации прессслужбы ДП столицы, теперь красный сигнал включается одновременно для всех направлений на четыре секунды, что позволяет безопасно завершить маневр и освободить перекресток.
«Один из примеров — пересечение улиц Караменды би Шакаулы и Земляничная, где до изменений было зарегистрировано 28 дорожно-транспортных происшествий (столкновения при повороте налево со встречным транспортом). После корректировки режима светофора данный вид ДТП не фиксируется», — отметили в полиции.
На наш взгляд, эти четыре секунды можно назвать золотым временем. Данный опыт нужно мультиплицировать не только на территории всей столицы, но и по всей стране. Увы, культура дорожного движения в Казахстане оставляет желать лучшего. Конечно, она не такая хаотичная, как в 2000-х, но еще совсем далека от идеала. Нарушают как водители, так и пешеходы, где самым главным и опасным нарушением является попытка проскочить перекресток в момент смены сигнала светофора.
Пожалуй, один из наиболее ярких примеров — ДТП, произошедшее в Алматы в 2022 году, когда в центре города столкнулись два автобуса. Тогда из-за того, что один из водителей решил проскочить даже не на желтый, а фактически проехал на красный, погиб один и пострадало более 20 человек. Интервал в четыре секунды призван если не исключить полностью, то значительно сократить число подобных ДТП.
Здесь сразу сделаем небольшое отступление. Нередко косвенная вина за ДТП на перекрестках лежит на МВД совместно с Центром управления (ЦУП АСУДД). Именно под их «дирижерство» осуществляется работа светофоров и таймеров на перекрестках. Многим водителям знакома крайне неприятная ситуация, когда, подъезжая к светофору, таймер показывает 10 секунд работы «зеленого», но совершенно неожиданно на пятой-седьмой секунде «зеленый» начинает моргать и загорается «красный». Что делать водителю — дать по газам и попытаться проскочить или вдавить тормоз в пол и молиться, чтобы никто «не прилетел» сзади? Верного ответа нет — оба сценария создают аварийную ситуацию! Даже при движении со скоростью 40 километров в час остановочный путь (не путать с тормозным) при идеальных дорожных условиях составляет 11-12 метров... При 60 километрах в час увеличивается втрое.
Непосредственно в Алматы применяются два способа управления светофорами: автоматический и ручной. Первый — прерогатива ЦУП АСУДД, где по отработанным циклам в зависимости от погоды, времени суток и загрузки артерии все светофоры города работают как единый организм. Если совсем грубо, то они цикличны и работают в одном ритме ровно до того момента, пока в процесс не включается МВД. То есть «ручной» режим — «желтое мигание» — исключительно компетенция полицейских.
Журналисты не раз обращались с вопросом о некорректной работе таймеров и в МВД, и в ЦУП. В большинстве своем после перекладывания ответственности между ведомствами и списывания на специфику «умных светофоров» ответ всегда сводится к одному: «Таймер не являются информацией, на основании которой участник движения обязан принимать решение о проезде перекрестка».
И действительно, согласно ПДД, нужно руководствоваться только сигналами светофора. Только в данном случае это выглядит как насмешка над автолюбителями. Сами поставили информирующий прибор, и сами же руководствоваться им не советуют. В МВД и ЦУПе знают о проблеме, однако никаких действий за многие годы так предпринято и не было.
Понятно, что циклы могут меняться и система будет отдавать приоритет одному потоку, сокращая время на перпендикулярном. Но ведь это не случайное событие, а прописанный сценарий, который хранится в базах ЦУПа. Повторимся, он работает каждый день циклично. В городе есть множество светофоров, на которых секундомеры работают постоянно некорректно. Что мешает «сдвинуть» цикл секундомера с тех же 35 секунд отсчета до 30, но сделать так, чтобы смена цвета происходила на нулевой секунде — непонятно.
Очевидно, эта маленькая деталь могла бы сократить число аварийных ситуаций в разы, однако уполномоченные органы упорно этому сопротивляются, всякий раз находя нелепые отговорки. Возможно, следует внести изменения в ПДД и «легализовать» таймер? Правда, в этом случае ответственность МВД и ЦУПа будет не косвенной, а непосредственной, за что придется отвечать.
Честная разметка
Оставим вопрос, который уже набил оскомину, и перейдем к так называемым ноу-хау. Главной темой новостных изданий текущей недели значится «вафельная разметка», штрафы за которую уже начали приходить автолюбителям. Экспериментировать с такой разметкой в стране начали еще в 2010-х. Она появлялась и исчезала в разных городах страны, однако дальше пилотных проектов дело не заходило. Некоторые перекрестки Алматы разрисовали желтой сеткой еще летом, а с 20-х чисел прошлой недели «полетели письма счастья».
Несмотря на узнаваемость этого «искусства», далеко не все водители знают, как вести себя, оказавшись на «вафле», и в каких случаях стоит ждать штрафа. Есть сухая и пугающая формулировка ПДД: запрещено выезжать на перекресток, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться и создать препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. Штраф — три МРП (11 796 тенге). Является ли наезд на желтую линию гарантированным штрафом, пояснили в Sergek Group.
«Смысл фиксации не в том, чтобы реагировать на любое касание разметки, а в том, чтобы отсекать ситуации, когда водитель реально блокирует перекресток. Если автомобиль стоит так, что фактически не создает препятствия для движения транспорта в поперечном направлении и поперечный поток может проехать, такое событие не рассматривается как завершенное нарушение, даже если часть автомобиля еще находится в пределах разметки», — сообщили в Sergek Group.
В компании добавили, что на перекрестках с «вафельной» разметкой были добавлены дополнительные камеры, которые должны покадрово отслеживать движение. Резюмируя, можно выделить главное — штраф будет зафиксирован в том случае, если система определит два условия: выезд на загруженный перекресток и создание препятствия для движения транспорта в поперечном направлении.
В теории покидание перекрестка на мигающий «желтый» или «красный» не должно считаться нарушением, что в реалиях крупных городов более чем актуально. Ведь нередко желающие проскочить тянутся вереницей до последнего момента, делая тем самым участников со встречного потока (тех, кто делает левый поворот) «злостными правонарушителями».
Обещания обнадеживают, но как будет работать система на самом деле — покажет ближайшее время.