Пристрастия советскои детворы

Перышки, этикетки, фантики и масса других занятных штук

Безразличный ко всему окружающему ребенок — повод для обращения к психиатру. Независимо от того, на какую эпоху приходилось и в каком обществе протекало его детство. И советская детвора — не исключение. Неугомонная изобретательность и неуемная энергия были у ребятишек в крови.

Перышки, этикетки, фантики и масса других занятных штук

Трансформация влечений

Если читать типовые воспоминания нынешних 60-летних, может показаться, что основное свободное время их пионерской молодости проходило в спортивных секциях, технических кружках, музыкальных студиях.

Было! Государство культивировало такие возможности. В современном Казахстане, кстати, хватило воли не похоронить все это наследие и даже развивать традиции внешкольного образования далее.

Новое от старого отличается разве что материальностью отношений и степенью свободы детворы. В старые времена отпрыски сами решали, чем заниматься в свое свободное время. Даже самые маленькие обустраивали свой досуг, не особо заботясь участием старших. Родители если и отводили кого-то на кружок или в секцию, то часто лишь один раз: для того, чтобы показать дорогу. Самостоятельный карапуз на улице или в общественном транспорте никого не смущал и особо не волновал.

Такова была оборотная сторона той вынужденной свободы («осознанной необходимости»), которую несла юным гражданам страна всеобщей занятости пап и мам, у которых попросту не было возможности для мелочной опеки и тотального контроля отпрысков. Вот и приходилось, чтобы не отстать от сверстников, поспевать за товарищами.

Но у школьников 1960-70-х годов существовали и внесистемные страсти, которым они также придавались более-менее самостоятельно. И очень часто такие влечения крутились вокруг собирательства и коллекционирования чего-либо.

Чего-либо — это чего? Список типовых предметов детского собирательства из эпохи социальной унификации и товарного дефицита не будет великим. Однако может удивить тех, кто там не жил.

Этикетки

Спичечные этикетки. Часто их собирали вместе с коробками. Благо спички в то время не только хранились на самом видном месте в каждом доме, но и всенепременно присутствовали в каждых брюках. В том числе и в школьных. И вопрос случайного прохожего: «Закурить есть?», если только он не был провокационной прелюдией к драке, чаще звучал: «Спичек не найдется?». (А вот газовые зажигалки, которые являлись предметом собирательства позже, еще не появились.)

Кстати, пачки из-под сигарет и папирос также имели коллекционное значение полвека назад. Но невеликий ассортимент зелья советских курильщиков, даже включая импортный (болгарский) продукт, не отличался разнообразием.

В типовых табачных отделах гастрономов количество марок курева вряд ли превышало один десяток. Хотя курили в СССР много.

Но пили еще больше. Отсюда еще одна локальная группа юных коллекционеров — собиратели винных этикеток. Хотя и здесь азарту также препятствовала не блиставшая разнообразием и пристрастием вин основа. Потому вместе с винными часто собирали и вполне безвинные наклейки на всякие лимонады и ситро.

Фантики

Куда более массовый и естественный класс юных коллекционеров являли собиратели конфетных фантиков. Вернее, собирательницы. Этот вид коллекционирования целиком и полностью оставался привилегией школьниц младших классов.

Вот тут промышленность позволяла разыграться! Число «единиц хранения» заметно увеличивалось с каждым праздником. Особенно новогодним, когда вожделенные кульки и пакеты от Деда Мороза, вручаемые на утреннике в школе или в ведомстве, где работали родители, приносили двойную радость. Ведь перед тем, как фантик занимал свое место в коллекционной стопке, его нужно было освободить от содержимого. Что, впрочем, проделывалось без особого промедления и угрызения (если, конечно, не попадался какой-нибудь залежалый грильяж). Да и всегда рядом оказывался тот, кто готов был оказать в этом деле свою безвозмездную помощь.

Еще один момент пополнения коллекции какими-то редкостными экземплярами был связан с командировкой кого-нибудь из родителей в столицу нашей родины или любой иной областной центр Советского Союза. Кондитерские фабрики существовали в разных местах страны и везде производили что-то свое, особенное.

А вот проникавшие иногда с далекого Запада (для нас — из ГДР или Чехословакии) обертки от жвачки (ее поштучно привозили в качестве детских подарков туристы) самостоятельной коллекционной ценности не имели. Хранились они скорее в мемориальном качестве, в память о том, что когда-то довелось попробовать настоящую жевательную резинку (а не какую-то там смолу с деревьев или асфальта). Время жвачки еще не пришло.

Мальчишки и девчонки...

Вообще детское собирательство несло в себе ярко выраженное гендерное различие. То, чем занимались девочки, было зазорно для пацанов. И наоборот. Однако, по ощущениям, мальчишки могли считаться более заядлыми и системными коллекционерами. Как по накалу устремлений, так и по разнообразию предметов собирательства.

Одним из увлечений мальчишек из 1960-х оставалось коллекционирование оловянных солдатиков. Их еще выпускала игрушечная промышленность СССР. Как обычно, массово. Так что это не было каким-то элитарным увлечением для отдельных ценителей. Хотя из-за успехов большой химии дорогое олово очень скоро было повсеместно заменено на пластмассу, что сильно обесценило как самих солдатиков, так и их коллекции. Солдатики особо ценились за то, что ими можно было как обладать, так и играть.

Зато девочки в те времена часто становились обладательницами весьма солидных коллекций открыток. Это еще один пласт страстного собирательства, для которого не требовалось никаких напряжений и затрат. Важно было лишь внимательно отслеживать содержимое почтовых ящиков, особенно в праздничные периоды, когда каждый день приносил что-то новое для твоей коллекции. Более ухищренные подбирали тематические коллекции, квинтэссенцией которых становились кумиры советского кино.

Позже многие девочки-открыточницы переключились на коллекционирование календариков, в большом количестве издаваемых опять же в преддверии каждого Нового года. Воистину советские девчонки были гораздо хитрее простодушных пацанов. И праздновали с особым чувством, и не доставали кошельки родителей постоянными запросами купить что-то для коллекции.

Какие перышки!

А вот еще один совершенно утраченный предмет массовых собраний коллекционеров-школьников той поры — собирание перышек. Этот тип коллекционирования был напрямую связан с учебным процессом в младших классах.

В 1960-е годы школьное чистописание осваивалось с помощью самого изощренного орудия — перьевой ручки. Перо ручки менялось, как только затуплялось и начинало драть тетрадные листки и расточать запрещенные кляксы. Вот разнообразными перьями для таких ручек и могли похвастаться иные обладатели.

Впрочем, в данном варианте страсть к собирательству была напрямую сопряжена еще и с азартом игры — игра в перышки царствовала в те годы во всех «мертвых пространствах» рядом со всеми советскими школами. Суть состояла в том, чтобы поддеть своим и перевернуть перо противника. Перевернул — забирай. Так что коллекции перышек являлись очень непостоянными и часто концентрировались у тех, кто в совершенстве владел техникой игры.

Еще три вида школьного коллекционирования тех лет, плавно преодолевшие все эпохи и легшие в основы многих солидных взрослых коллекций, — нумизматика, фалеристика и филателия.

И если серьезное отношение к старым монетам вряд ли подкреплялось достойными собраниями советских школьников, то увлечение марками и значками — статьи особые. Они напрямую соединяли поколения и поддерживались государством. (Про это поведаю как-нибудь позже.)

PIKOмания из демократической Германии

С родины жвачки, из братско-демократической Германии, поступал еще один предмет вожделения, куда более серьезный и дорогой, нежели всякие этикетки-фантики. Железные дороги Piko Modellbahn.

Появившийся в Союзе в середине 1960-х (тогда этот «конструктор» состоял из маленького паровозика, двух-трех вагонов и кругового железнодорожного полотна, по которому состав бегал до полного истощения заряда батарейки), в 1970-х PIKO имел свои отделы в крупных универмагах Москвы и Ленинграда. И завозился даже на такие окраины, как наша Алма-Ата.

В Алма-Ате его ловили в ЦУМе или «Детском мире». Расширявшийся производителем ассортимент предполагал возможность коллекционирования. Кстати, многие из тех, кто подсел на эти немецкие игрушки в цветущем возрасте, увлеченно занимаются собирательством до самых седин. Железные дороги были увлечением пацанов, никакой замены для девочек не существовало. Ничего подобного нынешним мирам Синди-Барби в те времена в СССР не отмечалось в принципе. Потому, если наши сверстницы и собирали кукол, то такие коллекции редко пленяли воображение изобилием предметов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру