Одна из глав книги посвящена промышленности. До революции промышленная продукция в городе вырабатывалась из местного сырья для местного рынка. В годы советской власти здесь работало более трехсот заводов и фабрик, комбинатов и фирм. Завод тяжелого машиностроения экспортировал свою продукцию. «Завод «ХХ лет Октября» специализировался на выпуске комбинированных металлорежущих станков для токарных, сверлильных, долбежных работ, станков для сельских мастерских», — сказано в книге. Работали завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, металлообрабатывающий, литейно-механический, электромеханический, вагоноремонтный, хлопкопрядильный, кирпичный, шиноремонтный, приборо-ремонтный, обувная фирма «Джетысу», хлебокомбинат, меховой, табачный, мясоконсервный, молочный, полиграфический комбинаты и другие.
В большой стране были популярны стиральные машинки «Алма-Ата», большим спросом пользовались наша керамика и ковры. Кондитерская фабрика была основана на базе эвакуированных в войну Московской и Харьковской фабрик. А название фабрики «Сувенир» говорит само за себя — художественные промыслы стали новой отраслью промышленности. «Около 80 изделий алма-атинских предприятий были представлены на присвоение Государственного знака качества. На заводах и фабриках Алма-Аты интенсивно внедрялась научная организация труда».
Переезжаем в новые квартиры!
В то время город раздается вширь, поднимает этажи своих жилых кварталов ввысь, «дедовские постройки в его центральной части уступают место новым многоэтажным ансамблям». Скупые статистические данные свидетельствуют, что в Алма-Ате в среднем на каждый день приходится тридцать новоселий, то есть это пятьдесят тысяч новоселов в год.
Отстраивается проспект Ленина (ныне проспект Достык), на площади Абая построен самый большой в республике Дворец культуры. А ведь еще недавно на проспекте Абая «зеленели огороды да проходила трасса Головного арыка, подававшего воду для полива всех садов и огородов города». Слава Богу, Головной арык радует нас и сегодня, а в арыках вдоль улиц жарким летом течет холодная вода.
Спортивный центр — это Дворец спорта с искусственным льдом, Центральный стадион, здание института физкультуры, плавательный бассейн. Рядом сейсмостойкое здание цирка и Дворец бракосочетаний. Что еще планируют построить в Алма-Ате архитекторы?
Алма-Атинская высотная телевизионная башня задумана как уникальное сооружение из металла высотой в 350 метров и весом четыре тысячи тонн. Конструктивно башня представляет собой восьмигранную иглу диаметром более десяти метров, подпираемую двумя своеобразными ногами. Внутри этой двуногой иглы предусмотрен ствол для нескольких скоростных лифтов.
Группа архитекторов трудится над проектом телекинокомплекса Казахского телевидения, в комплекс войдут съемочный, аппаратно-студийный, звукомонтажный, а также вспомогательные цеха для производства декораций, обработки пленки и так далее. Будут «бассейны для подводных и надводных киносъемок. Планируется возвести 14-этажную гостиницу для киноактеров, серию многоэтажных домов для рабочих, инженеров, техников и служащих будущего телекомплекса».
Но в сейсмоопасном регионе строительство высотных сооружений неуместно... «В прошлом здесь не раз случались катастрофические землетрясения, и в Алма-Ате строились дома не выше пяти этажей. И все же высотное строительство захватило город. Специалисты провели микросейсмическое районирование территории города, выделили участки, наиболее удобные по сейсмическому строению земных недр для нового строительства».
Первоначально Казахский Промстройниипроект Госстроя СССР провел исследования и разработал серию проектов многоквартирных домов и крупных промышленных объектов, таких как хлопчатобумажный комбинат. «В Алма-Ате впервые среди всех сейсмических районов страны были заложены здания в 8-11 этажей. Был построен экспериментальный корпус, исследователи подвергли его воздействию искусственного землетрясения. Это помогло установить так называемую пространственную жесткость и прочность несущего каркаса из сборного железобетона, а также позволило найти наиболее экономичные решения основных конструктивных элементов будущего здания — балок и прогонов».
Эксперименты продолжались в течение двух лет. Полученные данные легли в основу проектирования мощных индустриальных объектов для сейсмических районов страны. Вывод был таким: «В сейсмических районах большой устойчивостью обладают крупнопанельные жилые дома с хорошо замоноличенными стыковыми соединениями.
Это объясняется меньшим весом таких зданий, лучшей сопротивляемостью их к сдвигающим и растягивающим напряжениям в стенах. К тому же крупнопанельные дома обладают более высокой пространственной жесткостью и прочностью».
Ветер, которого нет
Синеватая дымка в воздухе, с горы Кок-Тобе видна сизая завеса. Город плохо продувается потоками воздуха, стекающими с гор, и лишь в долинах Большой Алматинки, Весновки и Малой Алматинки в летний зной вас обдувает ветерок. Вот почему в речных долинах ведется интенсивное жилищное строительство.
Растет число автомобилей и труб, выбрасывающих в атмосферу выхлопные газы и дым. «Взят курс на уменьшение загрязнения воздуха различными выбросами. В городе создана служба общественного контроля за чистотой атмосферы, уменьшается количество мелких квартальных котельных. Группа сильно дымящих предприятий вынесена за городскую черту. Наконец, к Алма-Ате подошел крупный газопровод «Сияние Алатау», несущий экономичное и удобное топливо из братского Узбекистана».
Сотрудники Казахского научно-исследовательского гидрометеорологического института задумывались над тем, как доставлять в город горный воздух. Установленные на пересечении крупных магистралей высокие трубы могли бы решить эту задачу. «В этих трубах образуется «тяга» — более теплый воздух, обладающий меньшим удельным весом, устремляется ввысь, унося с собой дымы и выхлопные газы, а на его место (ведь природа не терпит пустоты!) устремляется чистый горный воздух, который из-за более низких температур обладает повышенным удельным весом».
Рассматривался и другой вариант, по принципу каскада гидроэлектростанций, построенных на Большой Алматинке, когда поток воды накатом устремляется вниз по деривационному трубопроводу к гидротурбинам. А что, если проложить подобную трубу для воздуха? «Как следует из физических законов, более тяжелый горный воздух должен ринуться по ней вниз, чтобы вытеснить нагретый городской воздух. Только диаметр таких воздуховодов должен быть много большим, чем у труб гидроэнергетического каскада».
В книге описана даже идея пробить ущелье в Заилийском Алатау. По нему тоже пошел бы свежий воздух, да не из какой-нибудь жаркой пустыни, а с киргизского горного озера Иссык-Куль. «Казахстанские метеорологи научились рассеивать густые туманы, вызывать искусственным путем атмосферные осадки. Можно верить, что также успешно решат они и проблему ветра для Алма-Аты».
Поистине иллюзия и надежда умирают последними. Однако воз и ныне там.
На десять лет вперед
Планирование было отличительной особенностью тех лет, когда на каждом столбе и на каждом заборе висели объявления: «Требуются рабочие руки».
Книга «Город мой Алма-Ата» была издана в начале 70-х, а каким город станет через десятилетие? Автор вошедшей в этот сборник статьи «Новоселья в нашем городе» журналист В. Ганжа приводит диалог двух пожилых, но еще очень спортивно-подтянутых алмаатинцев, которые спорят, куда лучше поехать — на Капчагай или на Иссык-Куль. Но в чем проблема, если полчаса до Капчагая и полчаса до берега киргизского озера? В этом месте вы понимаете: либо чего-то не знаете, либо пропустили что-то важное, либо автор ударился в фантазии — и перечитываете абзац. Ведь даже до берега Капчагая добраться за тридцать минут нереально, разве что на вертолете.
С детства помню эту дорогу. Мои родители каждое лето отправлялись в большой компании на Иссык-Куль. Друзья собирались у нас в доме по выходным, обсуждали предстоящее приключение и тактический план, в назначенный день загружали в багажники машин палатки, удочки, котелки и продукты. Собирался небольшой караван, моя мама лихо катила на своей красной «Яве», из-за чего нам с папой было неспокойно, и он давил на газ старого «Москвича», чтобы не выпускать ее из виду. Если сборы затягивались и выезжали поздно, приходилось ночевать на Курдайском перевале. И было это как раз в 60-70-х, а в 80-х мы уже с моими друзьями ходили на Иссык-Куль через горы.
Итак, автор статьи стал невольным свидетелем спора и попросил объяснить, как полтысячи километров можно преодолеть в одно мгновение. «Спорщики рассмеялись и пояснили: «Ведь теперь алмаатинцы ездят на «киргизское море» напрямую, через горные хребты. На трассе Алма-Ата — Иссык-Куль построена первая в Казахстане пассажирская монорельсовая дорога. Поезда по ней движутся со скоростью двухсот километров в час, так что сейчас поездки на озеро в субботние и воскресные дни уже не являются сложной проблемой». И тут журналист подчеркивает, что этот рассказ о городе 80-х основан на материалах проектировщиков. Вот здесь даже японцы с их идеями, инновациями и изобретениями отдыхают...
Отправляемся в двухтысячные...
«В салоне Союза архитекторов Казахстана несколько дней работала выставка проектных решений, предложенных институтами Ленинграда, Алма-Аты и других городов. Представленные на ней схемы, макеты, карты наглядно показывали, какой станет Алма-Ата через 10-20-30 лет. Их авторы рекомендовали включить озеро Иссык-Куль в зону загородного отдыха алмаатинцев и проложить туда скоростную монорельсовую дорогу». Ну а к Капчагаю прокладывали автомобильную дорогу первого класса, твердое покрытие было запроектировано на движение автомобилей со скоростью 140 километров в час. Кстати, а «Жигули» и «Москвичи» столько выжимали? Планировалось организовать регулярное движение дизельных и электрических поездов к берегам водохранилища, где намечалось создать благоустроенную зону отдыха.
АДК — гордость города
«В годы восьмой пятилетки Алма-Атинский домостроительный комбинат ввел в эксплуатацию около семисот тысяч квадратных метров жилья, школьных зданий на 9640 учащихся и детских дошкольных учреждений на 3540 ребят. «Комбинат новоселий» построил наши микрорайоны, изготовленные в его цехах крупнопанельные жилые дома стоят в разных городах республики, — отмечает автор. — Опыт работы коллектива АДК изучали специалисты из Югославии и Кубы. Причем группа инженеров комбината выезжала на далекий Остров свободы для оказания технической помощи в пуске крупного домостроительного предприятия, подаренного нашей страной трудящимся Кубинской республики».
В те годы АДК реконструировался, и автор текста с энтузиазмом предполагал, что новоселий в Алма-Ате с каждым годом будет все больше и больше. В этом он не ошибся, только теперь на месте могучего комбината — торгово-развлекательный центр.
Использованы статьи из сборника. Авторы: инженер-экономист И. Пронченков, журналист В. Ганжа.