Книга начинается с известной всем информации: в 1854 году у северных склонов Заилийского Алатау на месте древнего казахского поселения Алмату, разрушенного в годы монгольского нашествия, было заложено военное укрепление — резиденция пристава Большой орды и военно-административный центр Алатауского округа. Казачий поселок положил начало Большой Алматинской станице. Тогда же центр Алатауского округа был перенесен из Капала в Верное. Переселенцы основали на правом берегу Малой Алматинки Малую станицу, а татары селились к востоку от крепости и основали Татарскую слободку. В казачьих станицах строились первые промышленные объекты — мельницы и пивоварни.
21 октября 1860 года произошла знаменитая Узун-Агачская битва, когда совместными усилиями казахи, киргизы и русские разгромили превосходящие силы кокандцев. «В составе укрепленных линий, созданных для защиты восточных и юго-восточных границ Российской империи, военное укрепление Верное занимало весьма важное стратегическое положение, и это во многом определило его дальнейшую судьбу».
«11 апреля 1867 года укрепление было переименовано в город Верный, ставший политическим и административным центром вновь образованной Семиреченской области, которая вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства». В Верном разрешалось строить дома, помимо дерева, из камня и кирпича, но истребление лесов приняло такие размеры, что власти были вынуждены категорически запретить бесконтрольную рубку леса и строительство деревянных домов. Для охраны были поставлены военные караулы.
28 мая 1887 года случилось землетрясение разрушительной силы, и жители аулов везли пострадавшим горожанам юрты и продовольствие. «Верненское землетрясение 22 декабря 1910 года по силе не уступало предыдущему, но не вызвало таких разрушений. Большинство деревянных зданий выдержало сильные подземные толчки. Не пострадал даже Кафедральный собор — второе по высоте деревянное здание в мире, построенное в 1907 году по проекту верненского зодчего, военного инженера А.Н. Зенкова», — сказано в книге.
С 17 ноября 1871 года в Верном начали функционировать местные органы управления — городская дума и управа, выбиравшиеся из купцов и промышленников. В 1876-м в Верный приехал Эдуард Баум — знаток лесного дела. Лесному ревизору мы обязаны тем, что город наш и сегодня признается одним из самых зеленых городов в мире. «С огромным трудом преодолевая консерватизм «отцов города», Э. Баум добился открытия в Верном школы садоводов, директором которой стал его брат Карл Оттонович. Лесничий Баум был неутомимым пропагандистом зеленого строительства, в свободное время он обходил городские кварталы и улицы, заходил в дома верненцев, просил каждого посадить возле своего дома хотя бы два-три деревца». Многие рощи в Верном и его окрестностях возникли благодаря усилиям неутомимого садовода.
В 1870 году в Верном был организован кружок любителей драматического искусства. С этого же времени стали выходить «Семиреченские областные ведомости». Верненская интеллигенция группировалась вокруг областного статистического комитета. Было открыто Семиреченское отделение Русского географического общества, организовывались экспедиции по изучению края. В 1899 году учредили «Общество ревнителей просвещения». В городе устраивались бесплатные публичные лекции, литературные вечера и концерты. В составе общества насчитывалось около 200 представителей интеллигенции.
Новое имя
5 февраля 1921 года город получил новое название — Алма-Ата. В 1928-м, после завершения строительства Турксиба, сюда была перенесена из Кзыл-Орды столица Казахстана. В сборнике отмечено: «Город находился на расстоянии свыше 500 километров от ближайшей железнодорожной станции. Все перевозки осуществлялись на лошадях, волах и верблюдах. 3 декабря 1926 года Совет Труда и обороны постановил приступить к постройке Турксиба». К грандиозному по тем временам строительству советское правительство привлекало строителей и инженеров из других регионов страны. 1 мая 1930 года в Алма-Ату пришел первый поезд из Москвы.
В 1928 году в республике открылся первый вуз — Казахский педагогический институт имени Абая. Через год молодежь поступала в ветеринарно-зоотехнический институт, затем были открыты кооперативный, транспортный, медицинский, учетно-экономический техникумы. В 1934-м распахнули свои двери горно-металлургический институт и строительный техникум.
В 1933 году началось возведение каскада ГЭС. Строились фабрики и заводы. На помощь алмаатинцам приезжали квалифицированные рабочие из других республик. За годы первой пятилетки вступило в строй более десяти предприятий: паровозное депо, кирпичный завод, типография, швейная фабрика, биокомбинат, хлебозавод и др. Введение в эксплуатацию плодоовощного комбината позволило производить томат-пасту и повидло. В 1931-м был построен водопровод, на улицах были установлены колонки. На площади более 100 гектаров был создан Ботанический сад. «Бывший Казенный сад за рекой Малой Алматинкой стал одним из крупнейших в стране парков культуры и отдыха. Тогда же был реконструирован и Пушкинский парк (ныне Парк 28 гвардейцев-панфиловцев), появились новые парки и скверы». В 1936 году первую продукцию выдала книжно-журнальная типография. Расширялась территория города.
«Шефами Алма-Аты были ленинградцы. Они помогали механизмами, подготовкой специалистов, квалифицированных рабочих. Ленинград выделил промышленным предприятиям Казахстана из внутренних ресурсов своих предприятий и организаций большое количество автомашин, восьмиквартирных стандартных домов, предоставил для казахской молодежи места в своих вузах. В 1933 году алмаатинцы получили из города на Неве оборудование для строящегося Алма-Атинского механического завода (Кировский)».
Все для победы
В сборнике «Город мой Алма-Ата» описывается жизнь и деятельность алмаатинцев в годы Великой Отечественной. В начале войны в городе началась подготовка радистов, телеграфистов, снайперов, медсестер, шоферов, истребителей танков и бойцов других специальностей. «Алма-Ата кует резервы. Уходят на запад поезда, увозя на фронт новые и новые отлично обученные резервы», — писала газета «Известия» 6 мая 1942 года. «Изменился мирный облик города, — сказано в книге. — В его окрестностях строились полигоны и тиры для обучения молодых воинов стрельбе и искусству современного боя. Под руководством парторганизаций на предприятиях и в учреждениях развернулось массовое обучение военному делу, противовоздушной и противохимической обороне. Организации Осоавиахима в Алма-Ате создали в первые месяцы войны 1052 кружка ПВХО, 117 постов МВПО и 660 групп самозащиты».
Огромное значение имело введение обязательного военного обучения для мужчин. В течение первого года войны в АлмаАте было сформировано несколько стрелковых дивизий, бригад и других специальных воинских подразделений, 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В. Панфилова прославилась героическими подвигами под Москвой. У города Невеля погибла Маншук Маметова. Пулеметчица отражала атаки немцев, переползая от одной огневой точки к другой. Ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Летчику Сергею Луганскому комсомольцы подарили новый истребитель. Он писал землякам: «Всего на вашем самолете я сбил семь самолетов противника: четыре истребителя М-109, два двухмоторных бомбардировщика «Хейнкель-111» и один «Фокке-Вульф-109». После войны дважды Герой Советского Союза генерал-майор С. Луганский жил в родном городе. Всего же наш прославленный ас сбил лично 37 самолетов противника и шесть в группе.
«Художественные бригады Казгосфилармонии дали 40 тысяч концертов на передовых линиях. Город стал одним из приемных пунктов страны по размещению эвакуированных заводов, фабрик, научных и культурно-просветительных учреждений, а также эвакуированного населения. В Алма-Ате оказались 26 тысяч граждан из 33 городов и областей страны. Швейная и меховая фабрики, артели и промкомбинаты начали шить шинели, гимнастерки, брюки, белье, пилотки», — пишут авторы сборника. Кожевенные предприятия приступили к выделке овчин для изготовления полушубков и обуви. Обувная фабрика и мастерские артелей стали производить армейские сапоги, ботинки и валенки. Предприятия пищевой промышленности перестроили работу на военный лад. В Алма-Ате, в домах отдыха и санаториях, разместились восемь эвакуированных госпиталей на 4200 коек. «Например, из госпиталя, расположенного на курорте «Алма-Арасан», 78 процентов бойцов после лечения ехали прямо на фронт». В городе ощущалась нехватка продовольственных и промышленных товаров, топлива и электроэнергии, но все было подчинено интересам фронта.
«Развернулось народное движение за оказание всесторонней помощи фронту и освобожденным от оккупации советским районам. Виды добровольной помощи были самыми разнообразными. С первых же дней войны алмаатинцы создали фонд обороны. В сберегательные кассы люди несли деньги, облигации государственных займов, золото, серебро, драгоценности. Рабочие и служащие города работали сверхурочно и заработанные деньги сдавали в фонд обороны. Жители столицы показали патриотический пример и в сборе средств на вооружение Советской армии. Всенародная любовь к своей армии ярко выразилась в сборе теплых вещей и подарков воинам. Алма-Ата тогда шефствовала над Ленинградом. К ноябрю 1943 года героические защитники северного города получили из Казахстана 400 вагонов с подарками, из которых 27 вагонов были посланы алмаатинцами».
Собирались средства и в фонд восстановления народного хозяйства. «К 15 июня 1943 года в фонд восстановления Сталинграда казахстанцы собрали 2322 тысячи рублей. Жители казахской столицы помогали восстанавливать хозяйство освобожденным районам Северного Кавказа, Украины, Белоруссии. Турксибовцы шефствовали над Южной железной дорогой».
Использованы материалы кандидатов исторических наук С. Джусупбекова и Н. Едыгенова из сборника «Город мой АлмаАта».
(Продолжение в следующем номере.)