Проект «Наследие Алатау»

Это 1200 километров троп: прошел участок — получи значок

Главное в том, что ты ставишь перед собой цель и расширяешь свои горизонты: получаешь стикеры и значки, глубже изучаешь природу родной страны. Для этого тебе нужны крепкие ноги и хорошая дыхалка, поэтому прощай, пиво по пятницам, и здравствуй, здоровый образ жизни.

Это 1200 километров троп: прошел участок — получи значок

В Алматы прошла вторая церемония награждения участников программы «Мои 15 вершин» и первая церемония награждения тех, кто принял участие в программе «20 жемчужин Жетысу» — это четыре водопада, два каньона, пять озер, четыре памятника культуры и исторического наследия, пять красивейших локаций. Что нужно, чтобы стать одним из них? Путешествовать по Алматинской области, делать сэлфи, выкладывать информацию в сеть. На данный момент в программе насчитывается 3333 участника.

— Мы хотим развивать в Казахстане устойчивые формы туризма. У нас две номинации, — говорит один из организаторов данных программ, представитель Kaz Аlpine Сlub Кажым Джумалиев. — «15 вершин» для любителей трекинга, хайкинга и альпинизма, вторая программа — это про кемпинг. Автодороги до всех точек пробиты, и надо двигаться по отметкам, а это лучшие места в нашем регионе, локации, куда можно добраться на велосипеде, лошадях, автомобилях.

Сеть троп в Алатау

На церемонии был представлен проект «Тропа «Наследие Алатау». «Мы называли тропу Трансзаилийской, она охватывает весь Заилийский Алатау, и теперь дали проекту новое название, — продолжает Кажым Джумалиев. — Таким образом, весь Северный Тянь-Шань появится на туристских картах, потому что трансконтинентальные тропы встречаются и популярны на разных континентах. Для тех, кто коллекционирует тропы, это будет новая дестинация, а для тех, кто живет в нашем регионе, это новая цель. В рамках исследования тропы будут промаркированы, появится минимальная туристская инфраструктура. В первую очередь мы делаем ставку на то, что государство выделит средства на создание мостов, потому что большинство этих троп проходит через реки. Водные потоки могут преодолеть только подготовленные люди при наличии специального снаряжения, а если появятся легкие навесные мосты, будет больше возможностей безопасно двигаться по этим тропам».

Тропы разделят на три категории. Базовый уровень — для городских жителей, не претендующих на преодоление особых трудностей, с высотой перевалов до трех тысяч метров, то есть это предгорья и лесная зона. Другая тропа требует хорошей физической подготовки, третья предполагает прохождение перевалов 1А — 2Б категорий сложности.

— В этом году мы намерены провести исследования и выдать рекомендации по инфраструктуре — это трассировка и маркировка маршрутов, установка указателей, переправы, рекомендации местным исполнительным органам по созданию в ключевых местах кемпингов и этноаулов, — говорит Кажым Джумалиев. — Задача стоит такая, чтобы человек постепенно, шаг за шагом, мог осваивать эту тропу в течение многих лет. Мы думаем, что будет создано специальное приложение, и, если ты дошел до нужной точки, включаешь свой гаджет, отмечаешься и получаешь зеленую галочку. Будет какой-то приз, и ты становишься человеком, который прошел тропу «Наследие Алатау».

Мы хотим, чтобы появилось трансграничное звено, связывающее Казахстан и Кыргызстан. Нам говорят, что Правительство соседней страны согласно с этой идеей, что маршрут Алматы — Иссык-Куль должен быть возобновлен, но по факту на протяжении трех лет все усилия Kaz Аlpine Сlub гаснут в проволочках киргизской стороны и ничего не делается. А ведь турист из Казахстана, дойдя до Иссык-Куля, проводит на берегу озера несколько дней, то есть несет туда деньги. Мы хотим, чтобы общественность нас услышала.

— Все поддерживают создание тропы «Наследие Алатау» — Управление туризма, Министерство туризма и спорта, Министерство экологии и природных ресурсов, — говорит представитель Kaz Аlpine Сlub Диана Фролова. — Нам нужно создать тропу, которая была бы конкурентоспособной с Кыргызстаном. Так можно перетянуть трафик активных туристов, и, если это произойдет, мы, возможно, получим разрешение на открытие иссык-кульской тропы. Наша задача — вовлечь жителей 30 небольших сел и поселков в этот проект. В этом году мы планируем сделать технико-экономическое обоснование, пройдем тропу, поймем, где поставить мосты и спасательные хижины. Надо поработать над законодательством. Это система национальных троп, и подразумевается особый статус, то есть это новая категория земель, которые никому не принадлежат. Тропа бесплатная, но кто-то должен ее содержать, потому что статус национальной тропы — это прерогатива Правительства. Региональная Трансзаилийская тропа в Алматинской области впоследствии войдет в Трансказахстанскую тропу.

Не надо нести на плечах неподъемный рюкзак

Как шутят туристы-водники, у них самый «пляжный» вариант туризма, когда все снаряжение находится на борту плавсредства, чего не скажешь о пеших туристах. Вот уж кто тащит на себе все, что понадобится в путешествии. Такие туристы смахивают на улитку, которая все свое несет с собой и на себе. Частенько из-за такого рюкзака со спины не видно самого носильщика!

Общественный и политический деятель депутат Ерлан Смайлов сказал, что тропа «Наследие Алатау» пройдет по разным местам. Он отметил, что в районе Алматы с советских времен есть обустроенные тропы, но на запад и восток лежит терра инкогнита. «У нас запланировано на этот сезон пять экспедиций по трассировке троп, мы вовлекаем местные исполнительные органы, нас поддерживают на самом высоком государственном уровне, — говорит он. — Тропы пройдут через населенные пункты, нужна система хижин и гостевых домиков для ночевок. И не надо нести на себе огромный рюкзак, как раньше, потому что ночевки обеспечены. Будут использоваться карты. К примеру, если это район Иссыка, на карте будут указаны точки, которые можно посетить по пути: музей-заповедник «Золотой человек», форелевое хозяйство, страусиная ферма. Нас поддерживают депутаты Парламента, обещают финансовую поддержку из бюджета, и я думаю, что общими силами мы сможем завершить этот проект к 2027-28 годам. Есть идея создания большой Трансказахстанской тропы. Сегодня во всем мире популярен приключенческий туризм, в нашей стране можно воплотить проект маршрутов от Мангистау до Северного Казахстана, где можно проехать на джипе, на байке, двигаться верхом или идти пешком. Стратегическая задача — развитие инфраструктуры приключенческого туризма».

Ерлан Смайлов озвучил также идею возрождения трансграничной тропы к знаменитому киргизскому озеру. «Когда я учился в школе, — сказал он, — мы постоянно ходили на Иссык-Куль, но потом маршрут закрыли. В 2022 году мы совместно с киргизскими партнерами прошли тестовый маршрут. Казахстанская сторона полностью согласовала межправительственное соглашение, мы ждем реакции киргизских партнеров. Это две тропы — одна идет через перевал Озерный, другой маршрут проходит через Кольсайские озера. Учтены все процедуры с участием погранслужб, будем надеяться, что лед тронется».

На церемонии под дружные аплодисменты Кажым Джумалиев записал видеообращение к Президенту Кыргызстана.

Место встречи друзей

На мероприятии встречаешь известных в мире аутдора людей, они делятся историями о своих путешествиях. Альпинист Максут Жумаев рассказал, что после выхода на пенсию его жизнь еще больше завертелась вокруг гор. «Два раза я сходил на Килиманджаро с коммерческими группами, готовился к гималайскому сезону и почти три месяца провел в высочайших горах мира. Начали с трекинга вокруг Аннапурны с моими друзьями, была большая экспедиция на Макалу. В рамках этой экспедиции мы сходили в базовый лагерь Эвереста, на Восточную Лобуче (6119 метров), потом штурмовали Макалу, но по погодным условиям не достигли вершины. Сейчас готовлюсь к восхождению на Казбек, потом собираюсь в Японию в коллаборации с другими компаниями. Одним словом, набираюсь опыта».

Известный гид Андрей Алмазов рассказал, что теперь водит группы в основном по Тибету. «Возросла популярность так называемого духовного туризма. Мир стремительно меняется, людям нужна какая-то опора, и они пытаются заглянуть в себя. Я им доступным языком объясняю, чем является Кайлас. Как практикующий буддист знаю, как примерить это на себя».

Кажым Джумалиев считал оленей в Андах. «Есть международные организации, связанные с дикой природой, в том числе и охотничьи, — рассказал он. — Отношение к охоте во все мире поменялось, за последние десять лет в соответствии с хартией Международного союза охраны дикой природы охота и охотничьи хозяйства являются устойчивыми моделями природопользования. Охотхозяйства охраняют животных, часть их используется для покрытия экономических затрат. Научные организации плотно связаны с охотничьими, потому что у охотников гораздо больший научно-исследовательский потенциал, чем у традиционных ученых. Просто вторых намного меньше. К примеру, у нас в лаборатории териологии в Институте зоологии четыре специалиста, в то время как горных охотников, находящихся в ландшафте и часто имеющих образование биологов-охотоведов, как я, сотни. Таких экспертов приглашают для проведения учетных работ редких видов животных в горной местности по всему миру. Я был приглашен в Перу для изучения дикой фауны Анд. Там есть животные, обитающие на высотах от трех до пяти тысяч метров, это несколько видов оленей — так называемый андский олень и тарука, уникальное животное, занесенное в Красную книгу. Мы провели учет международной группой на определенном участке, я готовился к этому путешествию, пройдя акклиматизацию на тропах Заилийского Алатау. Данные передают научным организациям. В прошлом году аналогичную работу я проводил в Якутии, где мы считали снежных баранов, до того ездили в Британскую Колумбию, где искали снежную козу. Это интересный вид туризма».

С какой стороны ни посмотришь, туризм — это лучшее, что придумало человечество!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру