Эту очень важную тему — правила работы и общения с людьми с инвалидностью — поднимали на курсах по коммуникации. Всех желающих, которые пришли в этот день в карагандинский центр социальной адаптации лиц с инвалидностью Ten Qogam, обучали, как тактично общаться и помогать людям с особыми потребностями, не оскорбляя их чувств.
Равные возможности
О запуске курса рассказал руководитель центра Нияз Сундиталиев. Организовать обучение решили по инициативе центра социальной адаптации лиц с инвалидностью Ten Qogam. Проводят занятия специалисты этого центра. Основная цель курса — научить тактичному общению с людьми с особыми потребностями.
— У нас некоторые люди, желая помочь, например, человеку на коляске, могут подойти и начать сразу подталкивать, хватаясь за коляску, подлокотники и т.п. Но инвалидная коляска — это не просто средство передвижения, а неотъемлемая часть человека, необходимость. Поэтому самое правильное — подойти и спросить: «Вам нужна помощь?». Если человек действительно нуждается в ней, он вам скажет: «Да, вы могли бы чуть-чуть подтолкнуть», — рассуждает Нияз Сундиталиев.
— В современном обществе каждый человек имеет право на равные возможности, а значит, для нас крайне важно понимать, как выстраивать корректное и уважительное взаимодействие с людьми. Поэтому наша цель — разобраться в этих правилах и понять, как создать инклюзивную и комфортную среду для каждого независимо от особенностей здоровья, — говорит специалист по социальной работе центра Арина Погорелова. — Инвалидность — это состояние, при котором человек вследствие своего физического или психического состояния утрачивает способность выполнять обычные функции. Слово «инвалид» неуместно. Правильными являются словосочетания лицо с инвалидностью или человек с инвалидностью.
Генеральной Ассамблей ООН в 1982 году была принята Всемирная программа действий в отношении лиц с инвалидностью, которая подчеркивает необходимость преодолевать любые проявления ущемления их прав и достоинства. В 2015 году Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. А в 2023-м Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов и взял на себя ответственность по улучшению качества жизни лиц с инвалидностью и пресечению дискриминации по отношению к ним. В 2022 году был принят Закон Республики Казахстан от 27 июня No 129-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью». Этот закон предусматривал изменение термина «инвалид» на «лицо с инвалидностью» в различных законодательных актах.
Кроме того, в сентябре 2021 года депутаты Сената разработали поправки в законопроект по улучшению качества жизни лиц с инвалидностью, направленные на исключение использования термина «инвалид» и замену его на «лицо с инвалидностью».
Культура общения
— Когда мы говорим о людях с нарушением опорно-двигательного аппарата, важно использовать корректные и уважительные выражения, — отметила Арина Погорелова. — Такие термины, как «колясочник» или «человек, прикованный к коляске», считаются неприемлемыми. Правильными будут такие выражения, как «человек с нарушением опорно-двигательного аппарата» или «пользователь инвалидной кресло-коляски». Эти термины более точно отражают, что человек является полноценной личностью, а использование коляски — это просто один из инструментов, который помогает ему в повседневной жизни.
Когда мы говорим о людях с нарушением зрения, важно помнить, что не все из них полностью лишены зрения. Многие имеют статочное зрение, которое помогает им ориентироваться в пространстве. Поэтому использование таких зачастую обидных слов, как «слепой», «безглазый» или «слепошарый», является недопустимым. Правильной будет фраза «человек с нарушением зрения», так как она уважительно обозначает состояние человека, не снижая его достоинства и не ограничивая его возможностей.
Когда мы говорим о людях с нарушением слуха или речи, важно помнить, что не всегда нарушение слуха ведет к полной утрате способности говорить. У многих людей с нарушением слуха сохранены остаточные способности, и они могут использовать различные способы общения, включая жестовый язык или чтение по губам.
Поэтому использование таких определений, как «глухой», «немой» или «глухонемой», является неприемлемым, так как эти термины слишком ограничивают восприятие человека и его возможностей. Правильными будут фразы «человек с нарушением речи» или «человек с нарушением слуха».
Когда мы говорим о людях с ментальными нарушениями, важно понимать, что это люди, у которых есть определенные трудности в социальном взаимодействии и поведении. Однако такие трудности не определяют их как личность в целом, и каждый из них имеет право на уважение и достойное обращение. Использование таких терминов, как «дурак», «идиот», «шизоид», «придурок» и им подобных, является совершенно неприемлемым. Эти слова унизительны и сильно ограничивают восприятие человека, игнорируя его индивидуальность и возможности.
Правильным будет выражение «человек с ментальными нарушениями». Это уважительное и корректное обращение, которое подчеркивает, что человек — это не его диагноз, а личность с определенными особенностями, которые нужно принимать и учитывать.
На курсе речь шла и о правилах этикета. Когда вы разговариваете с лицом с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Когда вас знакомят с лицом с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если вы не поняли, не стесняйтесь. Переспросите. Обращайтесь со взрослыми людьми с инвалидностью как со взрослыми. Называть людей по имени или на «ты» можно, только если вы хорошо знакомы.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы. Ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Видишь?» или «Вы слышали об этом?..» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало.
Поддержка и взаимодействие
В центре социальной адаптации лиц с инвалидностью Ten Qogam общественного объединения Qamqor Plus трудятся психолог, юрист, социальные работники. Центр активно создает условия для интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и трудовую среду. К примеру, специалисты проводят экскурсии на предприятия, где участники могут ознакомиться с потенциальными рабочими местами, узнать о специфике работы и требованиях работодателей.
Организуются стажировки, которые позволяют получить практический опыт и повысить шансы на успешное трудоустройство. Центр также проводит мониторинг доступности объектов инфраструктуры и рабочих мест для лиц с инвалидностью, предоставляя рекомендации работодателям по улучшению условий труда и созданию инклюзивной среды. Кроме того, здесь работодателей консультируют по вопросам субсидирования и участия в государственных программах, направленных на поддержку трудоустройства лиц с инвалидностью. Специалисты по социальной работе ежедневно мониторят сайты с вакансиями, анализируют доступные предложения и устанавливают контакты с работодателями, чтобы подобрать подходящие варианты для каждого участника. Проводится консультирование по вопросам трудоустройства, включая помощь в составлении резюме и подготовке к собеседованиям. Дальнейшее трудоустройство лиц с инвалидностью является одной из ключевых задач центра.
Центр активно занимается социальной деятельностью, направленной на всестороннюю поддержку лиц с инвалидностью.
— Для улучшения образовательных и профессиональных возможностей участников центр предлагает курсы казахского и английского языков, а также компьютерной грамотности. На постоянной основе проводятся бизнес-тренинги. Для развития досуга и коммуникации в центре организован буккроссинг, где участники могут обмениваться книгами и делиться впечатлениями. Также действуют клубы по интересам, которые помогают людям находить единомышленников и развивать свои увлечения. Дальнейшая социальная работа центра направлена на расширение спектра услуг и создание новых возможностей для полноценной интеграции лиц с инвалидностью в общество, — рассказал руководитель Центра Нияз Сундиталиев.
Юрист центра оказывает помощь с подготовкой документов, составлением резюме, написанием сопроводительного письма, проверкой трудового договора, а также разъяснением и защитой прав и обязанностей работника с инвалидностью. Кроме того, он помогает в оформлении заявок на портале E-Otinish, что позволяет участникам центра получать государственные услуги в электронном формате, включая оформление льгот, пособий и других социальных услуг.
Психологическая помощь включает как онлайн-, так и офлайн-консультации. Психолог проводит персональные встречи, на которых помогает участникам определить их сильные стороны, разработать карьерный план и преодолеть внутренние барьеры, связанные с поиском работы или адаптацией на новом рабочем месте. Для тех, кто нуждается в поддержке близких, психолог проводит парные или семейные консультации.
На сайте skills.enbek.kz все желающие могут пройти курс «Основы коммуникации и правила общения с лицами с инвалидностью и особыми потребностями» и получить сертификат, в котором будет сказано, что вы прошли курс по этичной коммуникации с людьми с особыми потребностями.