Первоклассное испытание

Почему поступление в первый класс является нелегким испытанием

В Казахстане уже открывается набор в школы. Но вместо радости от предстоящего события многие сталкиваются с настоящим испытанием — нехваткой мест для учеников, бюрократическими барьерами и даже коррупцией...

Почему поступление в первый класс является нелегким испытанием

В 2023-2024 годах проблема дефицита школ достигла критической точки. По данным Министерства просвещения РК, в стране не хватало 270 тысяч ученических мест. К 2026 году этот дефицит может еще более увеличиться.

Казахстан переживает демографический бум: с 2018 года рождаемость растет. В 2023 году в первый класс пошли 380 тысяч детей, а общее число школьников достигло 3,5 миллиона. Однако инфраструктура образования не успевает за этим ростом. По данным Бюро национальной статистики, в стране насчитывается 7687 школ, но 52 из них находятся в аварийном состоянии, а более 300 — саманные и деревянные — не соответствуют современным стандартам. В 136 школах обучение ведется в три смены, а в некоторых школах Алматы и Астаны число учеников в классах доходит до 40. Самая острая ситуация наблюдается в Туркестанской области с дефицитом 33 400 мест, Алматинской — 30 300 мест, а также в Алматы — 28 900, Шымкенте — 23 600 и Астане — 20 900 мест.

В 2024 учебном году от родителей поступило 410 тысяч заявлений на зачисление детей в первый класс. Это создало огромную нагрузку на систему, особенно в крупных городах, где миграция и урбанизация усугубляют проблему. В Астане, например, ежегодно в первый класс идут более 20 тысяч детей, но новых школ катастрофически не хватает. По оценкам экспертов, к 2033 году стране потребуется более 1000 новых школ, а на их строительство нужно 4,1 триллиона тенге.

Битва за место

Набор в первый класс в Казахстане начинается в апреле и длится до конца августа, но родители знают, что медлить нельзя. В 2023 году в Алматы очередь за талонами на подачу документов в популярные школы занимали за несколько дней. «Мы стояли под палящим солнцем с шести утра. В школе сказали, что всего 4000 мест, а желающих гораздо больше. Я была 1604-й в очереди за талоном, а потом 207-й в очереди на подачу документов», — делится жительница Алматы Айжан Сартбаева. Такие сцены типичны для мегаполисов, где престижные школы переполнены, а родители готовы ночевать у входа, чтобы записать ребенка.

Электронная система подачи заявлений через eGov облегчила процесс, но не решила проблему дефицита. В этом году, как и в предыдущих, родители жалуются, что система зависала из-за наплыва заявлений, а в некоторых школах места заканчивались в первые дни. В результате многие дети попадали в школы далеко от дома или в классы с перегрузкой. «Моя дочь ходит в школу в пяти километрах от дома, потому что в нашей районной школе мест не было. Автобусы переполнены, а возить самой — это час в пробках», — рассказывает Айгуль Улепова из Шымкента.

Платный вход в бесплатное образование

Конституция Казахстана гарантирует бесплатное среднее образование, но на практике поступление в первый класс нередко сопровождается коррупцией. Родители сообщают о «добровольных взносах» в школьные фонды, которые варьируются от 50 до 500 тысяч тенге, чтобы гарантировать место в престижной школе. В 2023 году в социальных сетях активно обсуждались случаи, когда директора школ требовали оплату за «благоустройство» или «спонсорскую помощь» еще до зачисления. «Мне прямо сказали: хотите, чтобы ребенок учился в хорошем классе с опытным учителем, платите 200 тысяч тенге. И это неофициально, без чека», — анонимно делится родитель из Алматы.

Антикоррупционное агентство РК в 2023 году зафиксировало 62 случая коррупции в сфере образования, включая вымогательство при зачислении.

Однако реальная цифра, вероятно, выше, так как многие родители не обращаются в правоохранительные органы, боясь проблем для ребенка. «Коррупция в школах — это системная проблема. Директора пользуются дефицитом мест, чтобы диктовать условия», — комментирует эксперт по образованию Бауыржан Серикбаев. Он добавляет, что отсутствие прозрачных механизмов распределения мест и слабый контроль со стороны государства усугубляют ситуацию.

Одна из ключевых причин нехватки школ — хаотичная застройка городов. В Алматы, Астане и Шымкенте активно возводятся жилые комплексы, но социальная инфраструктура, включая школы, часто игнорируется. По данным акимата Алматы, в 2023 году в городе было введено 2,5 миллиона квадратных метров жилья, но только семь новых школ. В новых микрорайонах, таких как Алатау в Алматы или Нура в Астане, жители годами ждут обещанных школ. Они вынуждены возить детей в переполненные учебные заведения в других районах.

Параллельно в крупных городах растет число религиозных объектов. В 2023 году в Алматинской области было построено 15 мечетей, а в Туркестанской — 20, тогда как школ открылось всего 43 по всей стране. «Я не против мечетей, но почему в нашем районе, где 10 тысяч детей, нет ни одной школы, а мечеть уже строят?» — возмущается житель Шымкента Ербол Капышев. Эксперты отмечают, что застройщики часто обходят требования по строительству социальных объектов, так как это менее выгодно, чем жилье или коммерческие здания. «Государство должно обязать девелоперов строить школы одновременно с ЖК. Сейчас акиматы выдают разрешения на застройку, не проверяя наличие инфраструктуры», — говорит урбанист Айбек Жумагулов.

Правительство Казахстана признает проблему и пытается ее решить. В 2023 году был запущен национальный проект «Комфортная школа», цель которого построить 401 школу на 842 тысячи мест к 2025 году. Также в 2023 году начали строительство 221 школы, а в 2024, 2025 годах планировали открыть 369 школ на 740 тысяч мест. Финансирование осуществляется из республиканского бюджета — 2,3 триллиона тенге, местных бюджетов, частных инвестиций и средств, изъятых у коррупционеров. «Нацпроект направлен на ликвидацию аварийных школ, дефицита мест и трехсменного обучения», — заявил министр просвещения Гани Бейсембаев в феврале 2024 года.

Кроме того, в 2023 году было введено 256 школ на 179 тысяч мест, а в 2025-м ожидается создание 500 новых мест. Однако темпы строительства не успевают за ростом населения. «Мы строим школы, но рождаемость и миграция опережают наши планы. Нужны более агрессивные меры», — признал вице-министр просвещения Едил Оспанов. Власти также повысили зарплаты учителей на 25 процентов в 2023 году и планировали подготовить 49 тысяч педагогов к 2025 году, чтобы справиться с нехваткой кадров.

Голос учителя все тише

Учителя жалуются на перегрузку и низкое качество условий. «В моем классе 38 учеников. Проверить тетради, уделить внимание каждому физически невозможно. А из-за трех смен я работаю до 8 вечера», — делится учитель начальных классов из Алматы Гульнара Жаксыбаева. Педагоги также отмечают, что дефицит мест приводит к снижению качества образования, так как учителя вынуждены тратить время на соблюдение дисциплины, а не на обучение.

Нехватка школьных мест имеет серьезные последствия — перегруженные классы снижают качество образования, трехсменное обучение утомляет детей, а коррупция подрывает доверие к системе. Кроме того, отсутствие школ в новых микрорайонах вынуждает семьи переезжать или тратить часы на дорогу, что особенно тяжело для первоклассников.

Казахстан — не единственная страна в Центральной Азии, где нехватка школьных мест создает кризис. В Кыргызстане и Узбекистане, у наших ближайших соседей, ситуация не менее сложная, а в некоторых аспектах даже более острая из-за демографического роста, ограниченных бюджетов и устаревшей инфраструктуры. В Кыргызстане в 2023/24 учебном году в первый класс поступили 154 тысячи детей, что на 10 процентов больше, чем в предыдущем году. Страна насчитывает 2350 школ, но примерно 250 из них находятся в аварийном состоянии, а также почти все работают в две смены. По данным Национального статистического комитета КР, в 2023 году было открыто 106 школ на 27 200 мест, что в 1,9 раза больше, чем в 2022 году, но этого недостаточно для покрытия дефицита. В Бишкеке и Оше родители первоклассников сталкиваются с переполненными классами, где число учеников достигает 35-40. Коррупция также присутствует: в 2023 году в социальных сетях обсуждались случаи, когда за место в престижной школе требовали от 5 до 20 тысяч сомов (примерно 25-100 тысяч тенге). Проблему усугубляет и нехватка учителей. В 2023 году дефицит составил 839 педагогов, несмотря на 80-процентное повышение зарплат в 2022 году. В сельских районах Кыргызстана ситуация еще хуже: многие школы не имеют доступа к воде и нормальным туалетам, что отпугивает родителей, стремящихся дать детям качественное образование.

В Узбекистане демографический бум оказывает колоссальное давление на систему образования. Население страны выросло с 20 миллионов в 1991 году до 36,7 в 2024-м, а рождаемость составляет четыре ребенка на женщину — одна из самых высоких в регионе. В 2023/24 учебном году в первый класс пошло около 1,2 миллиона детей, но 10,522 школы страны могут вместить лишь 5,2 миллиона учеников из 6,5 миллиона. В результате 73 процента школ работают в две или три смены, а в некоторых классах Ташкента и Ферганы учатся до 40 учеников. По словам Саиды Мирзиеевой, главы Администрации президента Узбекистана, строительство школ не успевает за ростом населения: «Если рождается более одного миллиона детей в год, школы просто не справляются». Коррупция также процветает: родители сообщают о «взносах» от 50 до 500 долларов за место в хорошей школе. В 2023 году бюджетный дефицит Узбекистана достиг 4,7 миллиарда долларов, что ограничивает финансирование новых школ. Для решения проблемы власти поощряют частные школы, предоставляя налоговые льготы и бесплатную аренду зданий, но это доступно лишь состоятельным семьям. Эксперт по образованию Комил Джалилов отмечает: «Нехватка учителей из-за низких зарплат и перегруженные классы снижают качество обучения. Многие педагоги уходят в репетиторство или частные центры». В 2022-2023 годах в Узбекистане работала 521 тысяча учителей, но соотношение «один учитель на 12,4 ученика» не отражает реальной нагрузки, так как классы часто превышают установленный лимит в 35 учеников. В отличие от Казахстана, где есть национальный проект «Комфортная школа», в Узбекистане и Кыргызстане таких масштабных программ нет, что делает их системы образования еще более уязвимыми перед демографическим ростом.

Эксперты от образования Казахстана говорят, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, например, такие как:

  • ускорить строительство школ за счет финансирования нацпроекта «Комфортная школа» и привлекать частные инвестиции;
  • усилить контроль за застройщиками — ввести обязательное строительство школ при возведении ЖК с жесткими штрафами за нарушения;
  • бороться с коррупцией, создать прозрачную систему зачисления через eGov и усилить наказание за вымогательство;
  • рассредоточить нагрузку — развивать школы в пригородах и сельской местности, чтобы снизить давление на городские учреждения;
  • увеличить число педагогических грантов и повысить престиж профессии учителя.

Поступление в первый класс в Казахстане в 2023-2024 годах стало настоящим вызовом для родителей из-за нехватки школьных мест, коррупции и несбалансированной застройки. Несмотря на усилия государства, такие как проект «Комфортная школа» и строительство новых учебных заведений, темпы не поспевают за ростом населения. Родители, учителя и чиновники сходятся в одном: без системных изменений — от прозрачного зачисления до приоритизации школ над ЖК и мечетями — проблема будет только усугубляться. Пока же первоклассники и их семьи вынуждены преодолевать бюрократические и финансовые барьеры, чтобы получить гарантированное Конституцией право на образование.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру