Велопробег памяти

Алматинские туристы — по местам боевой славы

Валерий Анатольевич Кораблев — известный в сфере туризма человек. В числе его наград — почетный знак «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан», серебряная медаль имени А. Байтурсынова, знаки «Почетный работник туризма Республики Казахстан», «Заслуженный путешественник России» и др. Кораблев родился после войны, а интерес к военной истории появился во время велосипедного похода по Центральному Кавказу.

Алматинские туристы — по местам боевой славы

«Помню, оставался один день пути, мы сделали дневку и развели костер, — вспоминает Валерий Анатольевич. — В моей команде был методист физкультуры одного из алматинских заводов Анатолий Константинович Резников. У того костра он рассказал нам, что его отец не вернулся с войны. Он был политруком, погиб у деревни Подмолодье. Пришла похоронка, а где захоронили, неизвестно, и мы решили организовать поисковую экспедицию. Анатолий Резников стал ее идейным руководителем, я был комиссаром.

Мы проработали весь боевой путь наших стрелковых дивизий, которые были сформированы в 41-м и отправлены на фронт. Искали материалы, готовились, в середине 70-х приехали в город Холм и пошли в музей, где нам дали совет отправиться в село Подмолодье.

В местной школе в годы войны находился госпиталь, на чердаке мы нашли медицинские документы, среди которых обнаружили акт о захоронении в братской могиле 152 человек. Уже через год были подготовлены плиты с выбитыми на них именами погибших, где числилось также имя Константина Резникова. И эта первая находка нас вдохновила».

Валерий Анатольевич рассказал, что в городе Холм поисковикам помогал директор местного леспромхоза, который хорошо знал местность. «Он нам подсказывал, куда ехать, и в нескольких километрах от города, в Пронинской роще, мы увидели такое, от чего в жилах застыла кровь. Мы словно попали в прошлое, в конец войны. Всюду огромные воронки, и из воды были видны бушлаты, котелки, телефонные трубки... Молодежи в селе не было, одни старики. Мы связались с Министeрством обoроны, рассказали о том, что видели в Пронинской роще, и узнали, что там сражались моряки Каспийской флотилии».

Валерий Кораблев посвятил поискам участников Великой Отечественной войны немало времени, он вел походные дневники, писал статьи, опубликованные в казахстанских газетах и журналах. Как педагог он считает, что пропаганда героического прошлого нашей родины является одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В одном из своих материалов Кораблев пишет: «Именно в тех местах, которые в сводках Совинформбюро носили название «Северо-Западный фронт», пропали без вести тысячи казахстанцев. Именно здесь были массированные ежедневные налеты вражеской авиации на позиции казахстанских воинов-панфиловцев. Напрочь отсутствовало своевременное подкрепление оружием и провиантом.

Там же пали и моряки 75-й морской стрелковой бригады из Каспийской флотилии, которых в феврале 1942 года привезли под город Холм, а затем в сорокаградусный мороз во флотских бушлатах и ботиночках отправили в многокилометровый марш на передовые позиции».

О героических страницах фронтовых будней моряков-гвардейцев в начале 1941 года напоминают строки, написанные комбатом В.Я. Бондаренко: «В течение трех часов продолжалась бомбежка, в которой участвовало более ста самолетов. Одновременно плотно обстреливали из орудий и минометов. Фашистам казалось, что после этого огненного смерча все уничтожено».

Далее Кораблев приводит воспоминания генерала А.И. Лизюкова: «Но когда немцы без выстрела прошли место, где находился Пронинский лес, черное мертвое поле ожило. Из воронок от бомб и снарядов внезапно выросли силуэты гвардейцев. Со всех сторон вспыхнули огоньки пулеметов и противотанковых ружей. Перед врагом выросла непроходимая огневая завеса. Из-за пней полетели связки ручных гранат. Ошеломленные фашисты остановились, их колонны быстро редели. Минута замешательства окончательно погубила врага».

Благодаря поисковой экспедиции 1975 года на том месте был установлен памятник, на сером граните выбита строчка из приказа командования: «Наградить орденами и медалями всех без исключения». Поисковики приняли участие в акции по захоронению останков в общей могиле.

С крыши сарая стрелял наш паренек

«Мальчишкой я жил на Урале, — продолжает рассказ Валерий Анатольевич, — мы распространяли книги, и я прочитал книгу «Панфиловцы».

Панфиловцы оборонялись из сарая, в котором оказались 16 человек. Сутки они отстреливались, потом сарай загорелся. Командир группы Дмитрий Волгапкин был ранен. Когда стемнело, через лаз в стене его унесли два солдата. С горящей крыши стрелял меткий паренек Сихимбай Мамыров. Ночью ему удалось выбраться, его подобрали солдаты из другой части. Когда мы разыскали его в Чу, то зашли к председателю горисполкома, и она велела срезать все розы в округе, которые вручили Мамырову».

Кораблев пишет в своей статье: «Под городом Холм Новгородской области стоит еще один памятник. В братской могиле захоронены 46 гвардейцев-панфиловцев, из них 13 человек — участники знаменитого боя под деревней Сутоки 19 февраля 1942 года под руководством политрука Рашида Джангужина». Двое, чудом выжившие, встретились под Москвой, где проживал командир этой группы Дмитрий Волгапкин. А в газете «Правда» потом появился снимок, где плачущий С. Мамыров рядом со своей фамилией на памятнике установил табличку «Я живой».

Туристы вели летопись Великой Отечественной

Валерий Анатольевич Кораблев прочитал в журнале «Простор» ( No 5, 1975 год) очерк бывшего офицера-панфиловца Саурбека Бакбергенова «Шестнадцатый, кто ты?». В нем рассказывалось о подвиге 16 гвардейцев-панфиловцев, совершенном 19 февраля 1942 года на Северо-Западном фронте. Автор писал: «Продвижению подразделений 1073-го гвардейского стрелкового полка на город Холм Новгородской области мешало сильно укрепленное фашистами село Сутоки. Трое суток безуспешно пытались захватить панфиловцы этот населенный пункт. Ночью группа бойцов под командованием младшего лейтенанта Д. Волгапкина, прячась в глубоких сугробах, подползла к одинокому сараю на окраине села и, внезапно атаковав, захватила его. Гитлеровцы бросились в наступление. Панфиловцы приняли неравный бой. Окруженные с трех сторон превосходящими силами противника, они в течение многих часов отбивали яростные атаки врага, удерживая этот крошечный плацдарм до решающего броска основных сил панфиловцев. На следующий день подразделения 1073-го гвардейского стрелкового полка захватили село Сутоки. Политрук Рашид Джангужин был найден нашими солдатами с партийным билетом, крепко зажатым в мертвой руке. Вокруг сарая лежало более 150 трупов немецких солдат».

Кораблев писал: «Рассказав об этом подвиге, Саурбек Бакбергенов просил читателей журнала, знающих что-либо о погибших здесь воинах, сообщить хотя бы маленький факт из жизни любого из них. Причем самым главным он считал уточнение фамилий и имен 16 героев. Не случайно его очерк так и назван «Шестнадцатый, кто ты?». Думается, что ответ на этот вопрос найден членами поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной», проводимой ежегодно Алма-Атинским городским клубом туристов.

Каждый год по местам боев казахстанских стрелковых дивизий — 8-й гвардейской Режицкой ордена Ленина, ордена Суворова дивизии имени Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова и 391-й Режицкой Краснознаменной стрелковой дивизии, сформированной в столице Казахстана в 1941 году, отправляется очередная поисковая экспедиция. Цель — поиск неизвестных страниц из боевой летописи, наших земляков — воинов-алмаатинцев».

По словам Кораблева, за первое десятилетие своей работы участники таких экспедиций собрали боевые реликвии: Красное знамя Брестской крепости, фотографии фронтовых лет, ycтановили имена 146 солдат, которых считали без вести пропавшими, записали многочисленные воспоминания ветеранов, оказали помощь в создании двух музеев боевой славы в городе Алматы.

Валерий Кораблев вел походные дневники. Он писал: «Мы собирались в Новгородскую область, в места, которые в годы войны носили обобщенное название «южнее озера Ильмень». Нам предстояло проехать на велосипедах по району самых кровопролитных боев воинов-казахстанцев на Северо-Западном фронте: по маршруту Бологое — Валдай — Демянск — Старая Русса — Холм — Псков — Новгород.

Немеркнущей страницей осталось первое в истории Великой Отечественной войны окружение крупных сил немецко-фашистских захватчиков (70-тысячной демянской группировки противника) в результате наступательных операций в январе — феврале 1942 года войск Северо-Западного фронта, в которых приняли участие и воины-казахстанцы.

Противник разгадал замысел Ставки по уничтожению окруженной группировки. Гитлеровцы пробили брешь в обороне в районе села Рамушево, через образовавшийся коридор подтянули свежие силы и подкрепление. Демянский плацдарм находился на стыке Московского и Ленинградского направлений, гитлеровцы называли его «пистолетом, приставленным к сердцу России». Но дорого обошлось врагу сопротивление. Более 70 тысяч солдат и офицеров погибли в демянском котле. Со 2 августа 1941 по 21 февраля 1942 года город находился в руках врага. Фашисты не скрывали намерений создать здесь мощную оборонительную крепость. В боях за город отличилась 391-я стрелковая дивизия. Несмотря на сильные морозы, глубокий снег, без поддержки артиллерии и минометов, увязших в сугробах, она далеко продвинулась вперед и с большими потерями отбила город. При взятии Холма смертью храбрых пал старший политрук И.Н. Первушин, который до войны был заведующим отделом пропаганды и агитации Фрунзенского райкома партии города Алма-Аты».

Участники экспедиции ведут раскопки, найдены перочинный нож, кошелек, обрывки ремня, расческа. «Василий Николаевич Яковенко — старейший участник нашего похода, ветеран войны, находит солдатский медальон. Если в нем сохранилась записка, то по ней можно отыскать родственников погибшего. Мы не торопимся его вскрывать. Давно уже идет дождь, на нас нет сухого места, но мы этого не замечаем. Переносим останки воинов в одно место и делаем скромный могильный холмик безымянным героям. В гильзе оставляем нашу записку. Сверху кладем каски и саперную лопатку».

За 15 лет поисковой работы на Северо-Западном фронте было найдено 156 солдатских медальонов, в которых находились записи о том, откуда призывался воин. «Мы вырвали из небытия 156 фамилий казахстанцев, которые почти сорок лет считались без вести пропавшими, — писал В.А. Кораблев. — После моих публикаций в газетах и выступлений по телевидению надо было видеть глаза людей, приезжавших ко мне, чтобы подробнее узнать, где погиб их родственник — отец, дед, дядя. Ради этого можно было забыть тяжести наших поисковых походов по местам сражений, где еще лежали неразорвавшиеся снаряды и мины, на десятки километров тянулись ряды колючей проволоки, а из оплывших окопов видны останки погибших солдат».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру