Монография была представлена общественности ведущим научным сотрудником Института археологии, отдела эпохи камня и раннего металла Александром Горячевым. О поисках рисунков и дальнейших действиях по их спасению рассказала исполнительный директор ОФ «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова.
«По сигналу местных жителей мой учитель Алексей Николаевич Марьяшев приехал на комплекс Архарлы, где уничтожались древние рисунки, — говорит Александр Горячев. — Ему было достаточно одного выезда, чтобы оценить масштабность памятника. Он проехал по трем основным святилищам в долине реки Жоламан и сразу же заявил, что это уникальный комплекс, который надо исследовать. Была проведена соответствующая археологическая экспертиза, составлена документация, но памятник продолжал разрушаться — с 90-х годов там велись масштабные промышленные разработки щебня и плитняка. Алексей Николаевич приехал в то время, когда центральное святилище активно разрушалось».
В 2017 году местные жители Муратхан Сыдыкбеков и Усен Куранбеков подняли тревогу, подключился талдыкорганский журналист Серик Абикенулы. Наскальные рисунки уничтожались техникой, было разрушено несколько древних алтарей. Ученые предполагают, что утраченные петроглифы могли многое рассказать о духовных представлениях предков.
Первыми исследователями комплекса стали знаменитый казахстанский историк А.Н. Марьяшев и научные волонтеры из сообщества «Охотники за петроглифами». В 2017-2021 годах они занимались поиском средств и организацией народных экспедиций в Архарлы.
В монографии сказано, что археологические исследования южных и северных склонов гор Архарлы были начаты специалистами-археологами в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века. Там работал научный отряд Семиреченской археологической экспедиции под руководством К.А. Акишева.
«Археологический комплекс древних памятников к востоку и западу от перевала Архарлы впервые зафиксирован в 1990-1991 годах экспедицией КазГПУ имени Абая (руководитель А.Н. Марьяшев) по проекту «Свод памятников истории и культуры Талды-Курганской области». Новое обследование памятников совместно с археологическим комплексом юго-восточных склонов хребта Малайсары осуществлено Коксуским научным отрядом Алматинской разведочно-археологической экспедиции в 2004-2005 годах (руководитель А.Н. Марьяшев). В ходе данных исследований открыты новые погребальные комплексы региона и зафиксированы отдельные группы петроглифов».
Земля Духов
Хребет Архарлы является одним из малых западных отрогов Джунгарского Алатау, находится на территории Кербулакского района Алматинской области, расположен между крупными горными грядами Шолак и Малайсары. Ученые пишут, что Архарлинский хребет входит в состав золоторудных и рассыпных месторождений Джунгарского Алатау. Следы примитивных выработок с каменными орудиями труда, обнаруженные геологами в ходе его обследования, свидетельствовали о его известности древним рудокопам.
«Дословно «Архарлы-Аргалы» в Кратком толковом словаре топонимов Казахстана Е. Койчубаева переводится как «место, где водятся архары». Созвучное ему название «Аркалы» означает «хребет-основа» (Койчубаев 1974; 37-38). По мнению этнографа и культуролога З. Наурзбаевой, опубликованном в специализированном исследовании, происхождение названия этой местности связано с его особым сакральным значением. «Аркарлы-Аркалы (Аруакты) — Земля Духов (Наурзбаева, 2021). «Данное мнение согласуется с обнаружением многочисленных погребальных комплексов-могильников эпохи бронзы, раннего железного века, кладбищ раннего и позднего Средневековья. Их численность существенно превышает количество поселений, и, вероятно, число проживавшего в них населения, что дает основание считать предгорья Архарлы сакральным местом для жителей всей округи в отдельные исторические периоды».
Бесценность памятника
Архелогог Александр Горячев отметил, что информация о разрушении комплекса вышла на уровень правительства, Институт археологии получил запросы, была сформирована исследовательская группа.
«В 2021 году закончились мои проекты по Южному Казахстану, и директор Института Бауыржан Абишевич Байтанаев отправил меня как ученика Марьяшева оценить комплекс. К тому времени у меня имелись достаточно серьезные публикации, то есть я знаком с этим видом археологических источников. Мне тоже было достаточно одного выезда. «Охотники за петроглифами» во главе с Ольгой Гумировой показали мне место, и стало понятно, что речь идет о широкомасштабном комплексе. Анализ археологической разведки по космоснимкам показал, что все эти скопления формируются возле жерла потухшего вулкана. Река Жоламан протекает по краю жерла. В древности, вероятнее всего, эта местность имела особое значение, поэтому стали активно доказывать необходимость срочного исследования комплекса», — говорит он.
Как утверждает известный ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, академик Российской академии образования Татьяна Черниговская, истинному гению пришла в голову мысль, что знания, которые человек накапливает за свою жизнь, жаль уносить с собой. «Мы сейчас назвали бы это «перенести знания во внешнюю память, но это не флэшки и т.п., а что-то, что не является биологическим объектом. Речь идет о рисунке. О чем-то, что станет буквой или иероглифом. Это могут быть скульптуры. Вынос знаний за пределы смертного биологического мозга. На этом стоит наша цивилизация», — говорит она.
Итак, чего мы могли лишиться? Ученые предполагают, что скопления петроглифов на одной из плит представляют сцену эпического сражения времен раннего Тюркского каганата. На изображении показан бой группы конных всадников со знаменами. «Рядом была обнаружена синхронная по времени тамга рода Ашина — первых правителей Тюркского каганата. Значит, сцена может быть датирована VII в н.э., — рассказал Александр Горячев. — Возможно, это битва тюрков с жужанями — одно из первых сражений, которые привели к рождению государства Тюркский каганат, либо другое, но крайне важное для тюркской истории сражение самого начала тюркской государственности. Это уникальный памятник истории, не имеющий аналогов в мире. Изображение сильно пострадало изза хозяйственной деятельности щебеночного завода, но специалисты надеются в будущем реконструировать панно битвы, занимающее несколько квадратных метров».
Сцена битвы — всего один памятник из четырех тысяч петроглифов, обнаруженных в виде 38 скоплений в горах Архарлы. Рисунки относятся к широкому периоду — от ранней бронзы (около четырех тысяч лет назад) до XIX века. Обнаружено около 40 древних и средневековых поселений, а также более тысячи могил, в основном воинских. По словам Александра Горячева, количество воинских захоронений свидетельствует, что в древности и в эпоху ранних тюрков Архарлы были важным военным пунктом, а затем и сакральным местом.
Как считают ученые, рисунки Архарлы отличает большое жанровое и стилистическое разнообразие. Были найдены битреугольные изображения козлов и быков эпохи бронзы, рисунки в скифо-сакском зверином стиле, сцены нападения хищников на травоядных животных. Но основная группа сюжетов наскального искусства связана с почитанием матери-прародительницы, что отражается в образах животных. Есть изображения сцен охоты и всадников. «Тюркский период характерен многочисленными рисунками вооруженных воинов и всадников на конях со знаменами, — сказано в сопровождающей презентацию монографии информации. — Широко представлены тамги различных древнетюркских (карлуки, кыпчаки) и казахских родов (албан, жалайыр), в том числе очень редкие. Например, социальной группы толенгут. Они проливают свет на историю миграции тюркских племен и казахских родов, позволяют уточнить хронологию их перемещений и границы средневековых политических образований на территории Юго-Восточного Казахстана».
Горячев заметил, что работа началась с уникальных открытий 17-й группы — тюркский полуразрушенный комплекс. «Аналогов этим рисункам нет, но между тем они связаны с самыми ранними этапами развития древнетюркского государства. Это художественная традиция того времени — VIVII вв. н.э. По итогам работы было открыто 215 археологических объектов, которые мы сформировали в 185 памятников, поскольку петроглифы найдены рядом с поселениями. Они разнотипны, но находятся на одной территории. Было составлено 185 паспортов, документация передана в управление культуры, архивов и документации Алматинской области, что привело к остановке промышленных разработок», — говорит он.
Когда вместе мы — сила
Татьяна Черниговская убеждена, что человеческие отношения — это абсолютная ценность. Только сплоченность людей, ученых и граждан, далеких от изучения истории и археологии, имеет силу. Александр Горячев отметил, что в деле спасения памятников в большей степени надо отдать должное общественности. «Речь идет не только об «Охотниках за петроглифами», но и о местных жителях, о депутатах, в том числе парламента, об активистах и журналистах, которые подняли эту тему. В 2021 году это стало важным моментом для понимания пустим ли мы свое историко-культурное наследие на щебенку и плитняк или попытаемся сохранить. Съездить в поле, составить документацию и паспортизацию — это один из этапов. Основная работа проводилась в 2022-2023 годах, когда мы создали свыше 400 копий наскальных рисунков, когда были проанализированы материалы археологических разведок. Итогом этих работ стала монография «Петроглифы гор Архарлы», но не все авторы дожили до этого момента. Молодой и невероятно талантливый коллега Ерлан Казизов ушел из жизни. Благодаря ему была сделана уникальная вещь — впервые в научных трудах представлены полностью документированные памятники вместе с топографией, то есть петроглифы представлены как часть археологического комплекса, и всю эту работу сделал Ерлан Казизов», — говорит она.
Научным изучением комплекса занимались специалисты Института археологии имени А.Х. Маргулана. В подготовку исследования большой вклад внесли научные волонтеры из общества «Охотники за петроглифами» Анель Айбасова, Сергей Алексеенок, Дмитрий Ананьев, Ерлан Жагипаров (Степняк), Владимир Тимошевский и другие, а руководитель волонтеров Ольга Гумирова стала одним из соавторов монографии.