Главный храм Алматы в Рождество

Свято-Вознесенский собор неразрывно связан с городской историей

Священнослужитель Александр Суворов поднимался по резной деревянной лестнице Свято-Вознесенского собора и заметил, что мы идем в комнату, где работал Юрий Домбровский. Судя по описаниям, маленький кабинет, откуда осуществляется руководство кафедральным собором, в 30-х годах ХХ века был местом работы героя книги писателя

Свято-Вознесенский собор неразрывно связан с городской историей

«Хранитель древностей»

«Я повернул за угол и тут увидел знаменитый собор, — пишет Домбровский от первого лица. — Он висел надо всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, гофрированным железом крыш... Настоящий храм Василия Блаженного, только построенный заново уездным архитектором».

В те годы в здании собора располагался Центральный музей Казахстана. Его строительство начато в 1904 году к 50-летию города Верного. Авторами проекта были архитекторы К.А. Борисоглебский и С.К. Тропаревский, строили его А.П. Зенков и военный инженер Н.И. Степанов.

«Все служебное время я сидел я у себя в «археологическом кабинете» — так называлась светлая комната на хорах собора. Над этой давнишней надписью кто-то намалевал другую: «Хранитель древностей»... Я часто думал, что здесь было раньше? Регент ли в ней занимался с хором, божественные предметы сюда стаскивали или еще что? Комната мне не нравилась, было в ней жарко и душно, а главное — высоко, попробуй, полазай сюда с полным бременем камней да железа», — пишет Домбровский.

История Вознесенского собора связана с историей города и целого государства. Он мог быть даже разрушен, но уцелел. Под его сводами в разное время располагались музеи, выставочные залы, правление художественной выставки и Общество охраны памятников. В 1995 году храм был возвращен в лоно Русской Православной церкви.

Настоятелем храма по уставу является Митрополит Астанайский и Казахстанский. Должность исполнительного директора, если говорить светским языком, занимает Александр Суворов, который служит здесь с 2002 года. Храм посещают не только православные христиане, здесь всегда можно встретить множество туристов. В воскресные дни на обоих литургиях бывает не менее тысячи человек.

— В Рождество проводятся служба ночная, служба утренняя, весь день собор открыт, и в этот праздник его посещают 10-15 тысяч человек, — говорит отец Александр.

— Прошли священные дни Рождественского поста — это подготовка, прелюдия, возвещающая Рождество Господа и Спасителя Иисуса Христа, — говорит отец Александр. — На воскресных службах звучат Рождественские песнопения, и в крайнюю неделю перед праздником все напоминало о том, что родится Спаситель, люди принимают эту славную радость и делятся ею. Особую литургию по традиции совершает настоятель Православной церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Она совершается в ночь с 6 на 7 января.

Для священнослужителей и сотрудников храма это большой труд, потому что к великому празднику долго готовятся.

— Надо, чтобы люди в полной мере ощутили благость, — говорит отец Александр. — Надо, чтобы правильно пели хоры, чтобы дети из воскресной школы получили подарки. Есть много вопросов и задач, которые решаются перед Рождеством, чтобы сердца прихожан в полной мере наполнились благостью.

Архитектурный шедевр Андрея Зенкова. Взгляд изнутри

Известно, что главный собор Алматы представляет собой уникальную конструкцию, благодаря которой сооружение уцелело во время разрушительного землетрясения 1911 года. Оно построено в стиле «русский модерн».

— В период между Русско-японской и Первой мировой войнами наблюдался всплеск экономического развития государства, — отметил отец Александр. — И этот собор создавал весь мир. Плитка тут германская, пропитка древесины из Австро-Венгерской империи, то есть использовали все, что можно. Когда восстанавливали и строили храмы в 90-х — начале 2000-х, старались копировать или стилизовать их под старину, а строители этого храма сделали то, чего не было никогда — использовали самые современные технологии. То есть, если бы Вознесенский собор с тем подходом строили сейчас, в конце первой четверти XXI века, это было бы здание из стекла и металла. Зенков был мостостроителем и применил уникальные технологии. Все соборные деревянные колонны связаны между собой под полом брусьями благодаря особым канавкам. Это обеспечивает не только верхнее, но и нижнее крепление конструкции.

У Домбровского написано, что Зенков обносил строения рвом. По мнению архитектора, такой способ гасит колебания земной коры. Однако надо помнить, что в 1921 году прошел сель, изменивший рельеф парка, в котором стоит храм.

— Собор стоял на возвышенности, а селевые массы сравняли территорию вокруг него, — рассказывает отец Александр. — Но я могу предположить, что такой ров действительно был и его заполнили балластом. Глубина рва примерно 220 сантиметров, ленточный фундамент из гранита стоит на песчаной подушке. Можно сказать, что Андрей Зенков был новатором сейсмотехнологий и применил их при строительстве здания, которое по праву считается одним из самых высоких в мире и самых больших по объему православных деревянных храмов.

Есть мнение, что купола храма связаны с паникадилами внутри сооружения, и это тоже гасит сейсмические волны.

— Устройство маятника не ново, — говорит отец Александр. — У меня мать инженер с сорокалетним стажем работы, и мне это понятно. Кресты собора через брус напрямую связаны с креплением паникадил, то есть при качании амплитуда движения паникадила и креста становится в одну линию, и, возможно, это служит балансиром, который гасит колебания здания.

Сохранилась фотография, сделанная во время празднования 300-летия царствования дома Романовых в Верном в 1913 году. Сохранились и две фотографии, сделанные внутри собора.

— На одной — Зенков и члены его семьи сидят в только что построенном соборе. Скорее всего, снимок был сделан в 1907 году. Второй снимок 1929-го, когда собор уже, грубо говоря, грабили, — говорит отец Александр. — И старые паникадила пропали. Когда в 1973-м проводилась масштабная реставрация, наш замечательный архитектор Абен Итенов обратился в Москву, где специалисты из главной реставрационной мастерской выполнили эскизы и изготовили великолепные паникадила. Как я понимаю, они выполнены под влиянием работ архитектора XIX века Константина Тона, имеют резкие грани, как в храме Христа-Спасителя, который на тот момент еще не был восстановлен.

Легенды и реальность

«Зенков отдал Богу то, что он много лет привык отдавать людям, — белые высокие стены, белые же своды купола, в прорезы которого видно чудесное алматинское небо, голубые и розовые иконы, похожие на картины. И писал эти иконы не монах, не богомаз, а учитель рисования — художник Хлудов, такой же великий украшатель, как и сам строитель Зенков», — пишет Ю. Домбровский в книге «Хранитель древностей».

По словам отца Александра, Хлудов подготовил эскизы и должен был расписывать собор, но этого не случилось.

— Причина в том, что собор был построен из дерева и между брусьями проложена пакля, а по строительным нормам того времени усадка деревянных зданий таких объемов должна занимать не менее десяти лет, а там уже грянул февраль 1917 года. Мы нашли в описании истории собора, каким был замысел Хлудова, — говорит Александр Суворов. — Я видел мало храмов, где на потолках нет ангелочков, здесь же изображены геометрические фигуры. В архивах сохранились документы, утверждающие, что иконостас привезен из Киева, он создавался в известной художественной мастерской Мурашко. Собор был построен в 1906-м, а освещен в 1907-м именно потому, что сюда долго везли иконостас, ведь в Верном тогда не было железной дороги. Он писался не на досках, а на металлических листах, что было сделано для логистики, а уже потом листы крепили на доски. Во время реставрации, по благословению Митрополита, решили восстановить роспись, были приглашены мастера одной из ивановских мастерских, которые следуют палехской школе. Они создавали роспись по эскизам Хлудова, могли бы работать в стиле Рублева, Васнецова, но, поскольку собор построен в стиле «русский модерн», придерживались этого направления. Революционеры выступали за разрушение собора, но Зенков в советское время занимал немалую должность и отстоял свое детище.

— Он был начальником стройуправления города Фрунзе и взял на себя труд переделать собор в музей, — отметил отец Александр. — Сохранились письма Зенкова. Они написаны в пропагандистском стиле 30-х годов, но свою миссию архитектор выполнил.

Бытует миф о существовании подземного хода под Вознесенским собором. Верил в эту легенду и отец Александр, но мог убедиться в том, что это сказка.

— Я очень хотел, чтобы подземные ходы были, и до реставрации собора был уверен, что они есть. В 2004 году я даже встречался с якобы очевидцем, который говорил, что служил пономарем в соборе. Он уверял, что отсюда шел ход, но, прослужив много лет, я заметил у людей интересную особенность. Когда человек очень хочет во что-то поверить, он искренне убежден, что говорит правду.

Стояла сложная техническая задача — купола имели разный вид в 1907-м и 1913-м, когда их красили особым декором, — рассказывает Александр Суворов.

— Нам предстояло воссоздать первоначальный вид, который сохранился на некоторых фотографиях и который лоббировал автор реставрации — прекрасный специалист Тимур Турекулов. На образцах 1907 года, на цветных шашечках, располагались кресты. Нанесение этих крестов и стало для нас проблемой. Шашечки крашеные, а сусальное золото на краску не наносится. Обратились в компанию «Боинг», нас отослали в компанию «3М», которая изготавливает ливреи для самолетов. Нам прислали образцы, мы начали испытывать их, но это было не для алматинского резко континентального климата. Решение нашли. Сначала оцинкованный лист запекался порошковой эмалью, что делали в автомастерской, далее автомобильным лаком наносились кресты, а для защиты полировались бесцветным лаком. Такой вариант мы имеем сейчас. Эксплуатация деревянного собора такого объема, к тому же в сейсмоактивном регионе, требует постоянных заботы и внимания.

Так, однажды было вывезено шесть КАМАЗов голубиного помета! Голубиная стая — еще одна особенность этого намоленного места. Домбровский пишет: ему показалось странным, что пол на чердаке на метр был завален пометом, а птиц этих не было. О голубях писателю поведал музейный столяр. «Ты знаешь ли, сколько их тут было? Я этих голубей очень хорошо помню! Батюшка раз за краской меня спосылал на чердак — новый иконостас мы делали, так золото понадобилось. Залез туда я — как они взлетят, как крыльями засвистят! Ну сразу стало темно, пылью задавился, кашляю, давлюсь... Одна пыль в роте, да они свистят крыльями. И все меня по лицу, по лицу!»

Улетели голуби в горы, но однажды вернулись. Туристы покупают у местных торговцев корм для голубей и говорят: «Надо же, как в Венеции!».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру