Уйгурский соловей Мурат Насыров

Замечательного певца и композитора помнят и в Казахстане, и в России

13 декабря популярному российскому и казахстанскому эстрадному исполнителю Мурату Насырову исполнилось бы 55 лет. Его не стало 19 января 2007 года. Он трагически ушел из жизни в расцвете сил и таланта. Светлый образ выдающегося артиста и его творчество до сих пор дороги миллионам поклонников. Накануне юбилея своими воспоминаниями о нем с «МК» поделились его друзья и коллеги.

Замечательного певца и композитора помнят и в Казахстане, и в России

Байгали Серкебаев — руководитель группы А’Studio:

— Мурат — замечательный человек, наш друг, брат. Он был удивительно талантливым музыкантом, писал стихи, прекрасно рисовал, увлекался фотографией. В общем, был разносторонне одаренным человеком. Только, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Никто не знает, как и почему. Очень много вопросов осталось после его ухода. Мы — алматинцы, но познакомились с ним в Москве в одном из клубов, где он работал со своей супругой. Сразу подружились, ходили в гости друг к другу. Мурат участвовал в наших проектах, а мы в его. У нас есть такой блок в концертах, когда песни А’Studio исполняют другие артисты. В 1994 году один из первых таких концертов «Солдаты любви в «России» проходил в концертном зале «Россия», которого уже нет. В нем выступили Мурат Насыров, Владимир Пресняков, Кристина Орбакайте, дуэт «Мюзикола».

Справа Гульвира Илахунова. В центре Дильназ Ахмадиева. Внизу Раимжан Хамраев.

Ринат Абдулхаликов — композитор, журналист:

— В детстве мы с Муратом Насыровым жили неподалеку. Я — в шестом микрорайоне, а его семья — в третьем. Он на два года младше меня, учился в 111-й школе. У нас в Доме пионеров Алатауского района был вокально-инструментальный ансамбль. Я в нем играл на клавишных, и в 1985 году у нас по возрасту одновременно ушли три солистки. Был объявлен набор вокалистов, пришли человек 70. И тогда мы выбрали Гулю Тулегенову. Говорят, что среди претендентов был и Мурат Насыров. А я впервые о нем узнал, когда он завоевал Гран-при на «Ялте-91». Естественно, мы все были за него горды. Оказалось, что я знаю его старших братьев. Когда Мурат Насыров приезжал в Алма-Ату, мы пересекались на концертных мероприятиях, в клубах. В 90-х я работал на «31-м» канале, и мы приезжали на его выступления. Он всегда пел вживую. В любом состоянии, при любом качестве аппаратуры. Мне очень нравятся его песни «Я — это ты», «Кто-то простит». Это просто шедевры. Заслуженно он дважды получал «Золотой граммофон». Когда я руководил радио NS, мы с удовольствием брали его песни в ротацию. Они и сейчас везде звучат, собирают высокие рейтинги. Мое личное ощущение таково, что на его творчестве отразилась любовь к его большой семье, родителям. Он очень гордился, когда записал альбом на уйгурском языке, и красиво презентовал его здесь. Я запомнил Мурата веселым и компанейским парнем, звездной болезни у него и близко не было. Он больше общался с Дильназ Ахмадиевой, Русланом Тохтахуновым, дружил с группой А’Studio, особенно с Багланом Садвакасовым.

Сагнай Абдуллин — певец, участник группы «Жетыген»:

— В 90-х годах мне довелось с Муратом Насыровым 20 дней поработать в агитпоезде в поддержку президента Нурсултана Назарбаева. Мы проехали по всей стране с концертами. Кстати, с нами был Буба Кикабидзе. Мурат был очень талантливым, отлично разбирался в мировой музыке, знал всех зарубежных исполнителей. Его все любили. В общении с людьми он был уважительным, таким типичным восточным воспитанным утонченным алматинским парнем.

Также в составе группы «Жетыген» в этой акции принимал участие певец, композитор, художник Наджиб Вильданов. Он вспоминает: «Мурат был позитивным, пел не только на сцене, но и в поезде, интересовался новинками в творчестве коллег. Исполнил песню «Мальчик Пинг-Понг», которую я для А’Studio написал.

Бауржан Шукенов — продюсер:

— Друзьями мы не были, но с моим братом Батырханом у Мурата были очень хорошие отношения. Я заставал его в квартире Батырхана в Москве. Особенно тесная связь у него была с Багланом Садвакасовым и продюсером Арманом Давлетяровым. Мурат был очень активным. Энергия из него просто перла. Он постоянно ставил Батырхану свои новые песни, у него было много идей. Последний раз мы виделись в Алматы на похоронах Баглана, тогда Мурат был очень подавлен.

Гульвира Илахунова — продюсер:

— Впервые я его увидела по телевизору в репортаже с конкурса «Ялта-91». Он пел песни «Волшебник-недоучка» из репертуара Аллы Пугачевой и Careless whisper («Ненавязчивый шепот») из репертуара Джорджа Майкла. Я сразу поняла, что парень далеко пойдет. Мы пересекались на концертах, я и сама его приглашала. У Мурата было прекрасное чувство юмора. Он запомнился мне честным человеком, хорошим семьянином, веселым, легким на подъем и в то же время ранимым. Сама однажды была свидетелем ситуации, подтверждавшей, как непросто ему было в российском шоу-бизнесе... Мурат был большим патриотом уйгурского народа. Мы им гордимся. К нему тянулись люди. В Актобе у него есть верный друг по имени Узакбай, который занимался организацией его концертов в Казахстане. В США живет известный фотограф Аркен Аван, который был фанатом Насырова, навещал его маму после гибели певца. Все, что произошло с Муратом, было очень неожиданным, просто сбило меня с ног.

Узакбай Сериков — друг певца:

— Когда к нам в Актобе приехал агитпоезд со звездами, я на афише увидел имя Мурата Насырова, с которым давно мечтал познакомиться. Подошел к организаторам, поговорил с девушкой по имени Лейла и попросил ее подвести меня к певцу. Она рассмеялась. Сказала, что я на него похож, и дала мне название ресторана, в котором артисты обедают. Я нашел это заведение. Там Лейла подвела меня к музыкантам и сказала, что к Мурату Насырову брат пришел. Он встал, обнял меня, начал расспрашивать, как дела. В общем, поддержал ее розыгрыш, дал мне номер своего телефона. Я позже встречался с ним в Москве.

Как-то Мурат меня спросил, почему я именно его искал, ведь был целый поезд знаменитостей... И был удивлен, что я не первый год слежу за его творчеством. Однажды он со мной радостью поделился, что его пригласили на съемки новогоднего фильма-концерта «Старые песни о главном», но в итоге вместо него позвали Меладзе. Мурата это решение Константина Эрнста расстроило, даже меня задело.

Одно время я занимался организацией концертов и в ноябре 2006 года организовал для него выступления в клубах в Актобе и в Аксае. Это ближе к Уральску. Тогда Мурат подарил мне диск. На нем было восемь его новых песен, которые еще не выпущены. Песню «Солнце» я выкладывал в интернет. После его смерти мне звонили какие-то странные люди по поводу этих песен. Когда Насырова не стало, я потерял интерес к организации ивентов.

Раимжан Хамраев — руководитель и участник группы «Дервиши»:

— Мы с Муратом Насыровым поддерживали отношения много лет, виделись за кулисами на концертах в разных городах. Я запомнил его красавчиком, жизнелюбом, открытым человеком. Он охотно делился новостями. Помню, как на эмоциях показывал нам свой клип на песню «Обманула», снятый на Кубе. С юмором рассказывал о девушках, которые в нем снимались. Мне довелось заниматься изданием его уйгурского альбома «Калдим ялгуз» («Остался один»), в создание которого много души вложил Полат Изимов.

Нам удалось поговорить с Полатом Изимовым — композитором, поэтом-песенником, мультиинструменталистом:

— Полат Камалович, как идет подготовка к Международному конкурсу молодых вокалистов имени Мурата Насырова? Расскажите о конкурсе в целом.

— В этом году мы решили организовать не конкурс, а фестиваль. Планируем его провести 12 декабря в городе Жаркенте накануне дня рождения Мурата. Я его каждый год поздравлял с днем рождения, а после его ухода из жизни придумал этот конкурс, чтобы поклонники таланта Мурата Насырова собирались, вспоминали о нем и его песнях. Для кого-то из участников это первый выход на большую сцену перед профессиональным жюри, первые встречи со СМИ, телевидением. Его мама Хатира Насырова ушла из жизни в 2020 году. Она поддержала это начинание, один раз даже вручала Гран-при. В прошлом году мы провели седьмой конкурс. Было 38 участников. Приехали молодые таланты из Турции, Норвегии, Узбекистана, Кыргызстана. Главное условие — песни исполняются только вживую. Возраст конкурсантов — от 18 до 25 лет. Выручка с продажи билетов идет в призовой фонд победителям. Певица Дильназ Ахмадиева учредила свой приз и вручала тысячу долларов.

С Полатом Изимовым.

— На одном из конкурсов вы исполнили композицию «Сегиниш» в память о Насырове...

— Да, после его смерти я несколько месяцев не мог в себя прийти. Друг подарил мне музыкальный инструмент тамбур. Играя на нем, я сочинял музыку и выпустил альбом «Сегиниш».

— Мне известно, что вы с Муратом работали над его альбомом песен на уйгурском языке. С чего началось ваше сотрудничество?

— Мы познакомились в 2000 году, когда у него был сольный концерт на стадионе, но сблизились после смерти его отца ИсмаилаСуфи Насырова. Он очень переживал утрату. Глава их большой семьи играл на многих музыкальных инструментах. После поминок между нами состоялся основательный разговор о том, что хорошо бы ему записать уйгурский альбом. И мы сразу принялись за работу. Вместе написали одну песню, я ему еще написал слова для двух-трех песен. Он улетел в Москву и продолжил работу. Мы многое обсуждали по телефону. После смерти отца он каждый месяц прилетал к маме. Мы встречались и занимались уйгурским альбомом, зачастую засиживаясь до утра. Аранжировку, монтаж альбома он сделал сам. Несколько песен из него он исполнил в сольном концерте в Алматы в 2005 году.

— Он скучал по Москве, находясь в Казахстане?

— Возможно. Он же очень дорожил своими детьми Лией и Акимом, любил свою жену Наташу Бойко. Они оба окончили Гнесинское музыкальное училище. Она ездила с ним на гастроли, была у него на подпевках. Была бэк-вокалисткой у Батырхана Шукенова, Кристины Орбакайте. На 50-летие Мурата мы проводили концерт с участием казахстанских звезд. Наташа приезжала с детьми, также из Москвы прилетали Антон Макарский и Виктория Морозова, которые исполняли песни Насырова.

С Узакбаем Сериковым

— У него были в Алматы любимые места, какая-то компания?

— Еще какая компания! У него были четверо одноклассников, с которыми он постоянно встречался, и я к ним присоединился. С ними он шутил, у одного было прозвище Суслик, у другого Кабан, а Мурата они с любовью называли Толстяком. Он любил играть в бильярд. На природу мы выезжали, на Медеу, в горы вверх по Навои. Родственники часто приглашали его в гости.

Его близким другом был Баглан Садвакасов из А’Studio. Они с полуслова друг друга понимали, постоянно переписывались с помощью смс. Как-то он, смеясь, сказал: «Смотри, что Бага мне написал. «Пойдем в гром». Если прочитать задом наперед, то получится морг...

— Любимые блюда Насырова помните?

— Он любил мамину кухню. Она очень вкусно готовила лагман, манты. Его сестры Марита и Фарида тоже отлично готовят. Он успевал здесь набрать вес, а в Москве садился на диету.

— Вам известно, доехал ли артист до Тамбова?

— Точно знаю, что доехал. Однажды после концерта в Чундже мы с ним сели в машину, и толпа поклонников хотела перевернуть ее. Я испугался, а он засмеялся и произнес: «Не переживай, меня на гастролях в Тамбове уже переворачивали».

— В разговорах с вами Мурат вспоминал годы службы в армии, ведь именно там раскрылся его талант...

— Музыкой он увлекался с детства, но до призыва в армию работал грузчиком в ЦУМе. Мурат служил в Туркмении, как и его старший брат Наджат, офицер (сейчас полковник в отставке). В дивизии он увлекся художественной самодеятельностью. Пел, играл на гитаре. Солдаты перепевали песни западных исполнителей. Там он сдружился с сослуживцем Андреем Меркуловым, и тот предложил Мурату переехать в Москву. Сказал, что он талантливый и должен развиваться, пробиваться в столице. Мурат так и сделал — отслужил, на неделю заехал к родителям и рванул в Москву. Первое время жил у Меркулова в Подольске, потом устроился на работу. Вместе они создали ансамбль, вместе готовились к Всесоюзному телевизионному конкурсу молодых исполнителей советской эстрадной песни «Ялта-91». Но там нужен был сольный номер, и Мурат поехал один. Победил и проснулся знаменитым. (В программе «Наша правда» в передаче «10 лет без Мурата» его сестра Марита рассказала, что за Гран-при полагался автомобиль, но за кулисами Мурата попросили отказаться от машины в пользу обладательницы Первой премии. — Прим. авт.)

— Байгали Серкебаев подметил, что певец хорошо рисовал...

— Да, я заметил, что он нередко делал какие-то наброски. Сидя в кафе, мог изобразить собеседника. Гиперактивный был парень. Не сидел сложа руки. Как-то припомнил, что Алла Пугачева приглашала его к сотрудничеству на «Фабрике звезд», так он и там кого-то нарисовал. И фотографировать он любил, всегда имел при себе фотоаппарат, камеру. Раньше сам пленки проявлял.

— Как он к одежде относился?

— Избирательно. Помню, он прилетел на похороны Баглана Садвакасова. В Москве было очень холодно, а у нас жарко, и он решил что-нибудь срочно купить, чтобы переодеться. Мы пошли в какой-то дорогой бутик в центре города. Я еще сказал, что в «Эдеме» можно купить все дешевле, а он ответил, что ему такое носить нельзя. Мурат стильно одевался.

— Все говорят, что он всегда был позитивно настроен. Что его угнетало?

— В Москве у него работы было валом — в клубы приглашали. На гастроли ездил. В Узбекистане, в Бишкеке выступал, но в концерты на телевидении его не ставили, на «Русском радио» не ротировали — вот конкретно это его оскорбляло, он же знал себе цену... И все знали ему цену, ведь публика его шикарно принимала. Он и в концертных залах, и в клубах пел только вживую. На это не все артисты способны, поэтому многие старались выступить перед ним. Мурат говорил, что не может раскрыться под плюс. Кстати, он берег голос, вообще не курил.

— Интересовался ли певец политикой?

— Скорее политики им интересовались. Я знаю, что у него есть награда от одной из партий РФ. Помню, имам в Москве с ним связывался. С ним дружила Александра Буратаева — телеведущая в прошлом. Во время выборов он поддержал ее и ездил в Бурятию. Если помните, в Алматы должен был состояться сольный концерт Мурата, но он погиб. Спустя 40 дней мы организовали концерт в память о нем. В нем участвовали А’Studio, Алена Апина, Марина Хлебникова, Паскаль, а ведущей этого концерта была Александра Буратаева.

— На могиле Мурата Насырова установлен красивый памятник.

— На народные деньги его поставили. В Уйгурском культурном центре рассматривались разные эскизы. Мама Мурата высказывала свои пожелания, когда уже создавался сам памятник, и помогла скульпторам ценным советом. Автор памятника — Мухаммед Абдуллаев.

P.S. Грустно, когда кумиры миллионов трагически уходят из жизни молодыми. Но творцы живы, пока люди помнят и чтят их творчество. Такого заслуживают и удостаиваются не все. Мурат заслужил.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру