Похищение
Недавно один проводник в Кыргызстана рассказал, что в селе Сарыджаз в ИссыкКульской области пропал чабан. Кстати, такое же название, Сарыджаз, носит и хребет в Центральном Тянь-Шане. Необходимо отметить, что в горах укромных мест гораздо больше, чем доступных дорог. Мужчину, который неспешно передвигался по горному склону верхом на лошади и приглядывал за стадом овец, буквально стянули с седла и потащили. Он видел, что его крепко держат волосатые руки. Хватка была мертвая, и отбиться не удалось. Вскоре человека бросили на землю в темной пещере. Позднее из рассказов чабана односельчане узнали, что он оказался пленником самки снежного человека. Его уже перестали искать, но он вернулся домой почти через год и поведал, как жил под зорким присмотром самки, а бежать ему удалось тогда, когда она принесла потомство.
Александр Бушков в рассказе «Зверь в доме» пишет: «В оттепель, в конце пятидесятых, как-то вдруг внезапно стало можно писать обо всем, что раньше в диалектический материализм никак не вписывалось. Припечатывалось «мистикой» и прочими малоприятными ярлыками. Именно тогда стали всерьез посылать экспедиции на поиски снежного человека, появилась масса статей и книг о телепатии, летающих тарелочках, об Атлантиде и прочем...».
Но вспоминается история Заны — «дикой лесной женщины» двухметрового роста с густым волосяным покровом по всему телу, жившей во второй половине XIX века. О ней писали еще советские газеты, и известно, что она обитала в лесах у горы Заадан, когда во время охоты ее поймал князь Ачба. Зана стремилась освободиться, буянила, и ее держали в загоне из бревен. Но года через три она уже мирно бродила, голая, по селению. Надо отметить, что существо обладало чрезвычайной физической силой. Зана не научилась говорить и спала на земле. От нескольких мужчин она родила детей. В газете «Аргументы и факты» от 3 мая 2016 года опубликован материал «Дети йети. Сколько потомков у снежной женщины Заны?». В нем говорится об И. Бурцеве, которого назвали «главным специалистом в стране по снежному человеку». В молодости он был членом экспедиции в Кабардино-Балкарию, где узнал о встречах с волосатыми существами, «а потом узнал о снежной женщине Зане, которая жила среди людей в абхазском селе Тхина». И Бурцев отметил, что в Азербайджане, Кабардино-Балкарии и Абхазии местные жители иногда встречали снежного человека, но говорить об этом боялись. Согласно поверью, этим можно нанести вред своему роду. Известно, что двухметровый сын Заны Хвит жил среди людей, был разумным, разговаривал, три раза женился и в 1953 году был похоронен на кладбище близ селения.
Йети ищут альпинисты
Альпинисты бывают в труднодоступных местах, удаленных от цивилизации. Если снежный человек существует, то он обитает именно в таких районах. В книге «Снежный человек. Миф и действительность» (составитель П. Мариковский), сказано: «Множество ценных сведений выведал Хахлов у казахов о ксы-гыик. Оказалось, его видели и у ледников в горах, и в песках или зарослях камышей в пустынях, и вблизи водоемов — озер и рек. Он ищет безлюдность: когда люди перегоняют стада с равнин в горы, он спускается с гор на равнины, а зимой наоборот. Встречается он в одиночку и парами, и парами с детенышами. Подавляющее большинство встреч не днем, а в сумерках, на рассвете, в ночное время. Постоянные логова неизвестны, временные встречаются там и тут. Пища — корни, стебли и ягоды, а также яйца птиц и птенцы, ящерицы и черепахи, но особо важную часть его рациона составляют живущие в горах и песках грызуны».
У него много имен, в разных странах его называют по-своему. Проживающие в Казахской ССР дунгане называют дикого человека моержин, дословно «обросший шерстью». Казахи, проживавшие за пределами СССР, звали его киик-адам. В Монголии — албасты. В Синьцзяне — ксы-гыик. П. Мариковский в своей книге приводит множество свидетельств встреч с этим загадочным существом. Он писал, что профессор Хахлов в свое время занимался исследованиями в этой области. В 1907 году, будучи студентом, он находился в Зайсане. «Во время поездки на ледник Музтай он впервые услышал от проводника-казаха о существовании в Джунгарии этого «дикого человека». В течение нескольких лет Хахлов объезжал прилегающие к Зайсану и Тарбагатаю районы Джунгарии, выспрашивая у местных жителей, что они знают об этом таинственном существе. «Говорили, что этот ксы-гыик водится там же, где ак-гыик (дикая лошадь) и тье-гыик (дикий верблюд)». Но научный мир был глух к поискам молодого ученого.
Хиллари и Месснер в Гималаях искали следы снежного человека
Поисками йети занимались два великих горовосходителя. В книге «Письма из Гималаев» альпинист и путешественник с мировым именем Райнхольд Месснер пишет о том, что мы — непрошеные гости в священном царстве гор, куда ежегодно стекаются тысячи чужаков.
Месснер писал из Лхасы летом 1988 года: «Только что вернулся из Кхама, где снова выслеживал йети. Теперь очевидно, что чудище, которое мы в Европе знаем под названием йети, — это мифическое существо. В Кхаме, рассказывая легенду о йети, говорят о хемо, который для местных жителей является частью двух миров — реального и мифического. Он обитает в горах... Радость жизни, надежда, любопытство и страх подпитывают воображение людей здесь вот уже много веков. Легенды, которые родились и передавались из поколения в поколение, давно стали частью реальности. Равно как и пейзажи, среди которых они живут, обычаи, способы производства, духи и божества. Такой же частью является и гималайский медведь, даже несмотря на то, что подавляющее большинство тибетцев его не видели».
Люди передавали эти рассказы из уст в уста, хотя чудовище, по мнению Месснера, существует только в их воображении. Но в мире, где реальность и выдумка причудливо переплетаются, йети до сих пор живет, принадлежит к повседневному быту и местной культуре. «Присутствие йети чувствуется на высочайших гималайских перевалах. Ведь яки нет-нет да пропадают! А мясо находят-таки потом где-то зарытым в землю! И ведь обнаруживается, что кто-то снова и снова разоряет поля! Неважно, реальный это медведь или мифический хемо. В тибетских легендах, пересказанных невесть сколько раз, тот, кого мы называем йети, нашел себе надежное пристанище».
Первыми людьми, достигшими вершины Эвереста в 1953 году, были новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенсинг Норгей. Хиллари организовал серьезную многопрофильную экспедицию, которая занималась исследованиями в Гималаях и поисками следов снежного человека в долине Ролвалинг в 1960 году. «В начале 60-х йети не считались мифом», — пишет Грэм Хойланд — альпинист и автор книги «Йети: отвратительная история». Существовал официальный меморандум Правительства Непала от 1947 года, где излагались правила охоты на йети. Для поиска снежного человека требовалось разрешение, его нельзя было убить, только в целях самообороны. Справочник был переиздан американским посольством в Катманду в 1959 году. Команда Хиллари получила «Правила, касающиеся альпинистских экспедиций в Непале в отношении йети».
Члены экспедиции обнаружили странные следы на снегу. «Расположенные на расстоянии от 20 до 30 дюймов друг от друга отпечатки были оставлены босыми человеческими ногами одиннадцатого или даже пятнадцатого размера с широким подъемом, упавшим сводом стопы и большим пальцем ноги, выступающим внутрь», — писал Дойг.
В книге «Эверест-82» («Физкультура и спорт», 1984 год) Юрий Рост отметил, что монастырь Тьянгбоче, получивший известность «как пункт, откуда к леднику Кхумбу отправляются экспедиции, и как центр района, где чаще, чем в других местах, шерпы встречали следы йети, слышали высокий вибрирующий крик йети и, наконец, видели йети».
Жители Гималаев не сомневаются в его существовании. Обитатели царства снегов знают, что йети живут в густых лесах и пещерах, а в тех местах, где люди носят на спине не только продукты питания, но и детали для строительства своих каменных домов, возможно все. Это другой мир, где из-за крутизны склонов, нескончаемых спусков и подъемов невозможно использовать колесо, а в качестве транспорта используют либо яков, либо вертолеты.
Из книги «Эверест-82»: «Европейцы узнали о нем в 1921 году, когда Д. Мэллори, Г. Буллок и топограф Е. Уиллер при подъеме из долины Кхарат к перевалу Лхакпа Ла обнаружили странные следы снежного человека. Тибетцы сказали, что животное это называется у них кангми или мето кангми, либо мето. С непальской стороны следы также были обнаружены Э. Шиптоном и М. Уордом, а в Пангбоче, рядом с монастырем Тьянгбоче, хранится скальп йети.
Зимой 1951 года йети спустился с высоких хребтов и подошел к монастырю Тьянгбоче. Монахи видели его, когда зверь ходил по снегу вокруг монастыря. Вид его очень напугал монахов, они забили в барабаны, затрубили в трубы и раковины, чтобы отпугнуть йети. И он ушел». Несколько специально организованных экспедиций собрали множество свидетельств, но не видели йети. В 1960 году первовосходитель на Эверест Эдмунд Хиллари организовал экспедицию в район Кхумбу Гимал и уговорил старейшин доверить ему скальп йети. Эксперты пришли к выводу, что это древняя подделка. Но это не доказывает, что йети не существует. «Шерпы различают два вида йети, — пишет Юрий Рост. — Дзу-ти похож на медведя, только крупнее, и его видели в Тибете. Он опасен для людей и скота. В стране шерпов водится мих-ти. Он меньше, ходит на задних лапах. Шерсть жесткая, черно-рыжая, на лицевой части волос нет, при ходьбе выбирает прямой путь».
Сколько еще тайн не раскрыто людьми...