Право на движение
В соответствии с новым постановлением визы подразделяются на однократные и многократные. Однократная и многократная визы предоставляют их получателям право на однократный/многократный въезд в республику, проезд по ее территории, пребывание на ней и выезд из РК на время в целях и на условиях, установленных в визах.
Виза для выезда с территории республики предоставляет ее получателю право на пребывание на территории РК и выезд из республики на время и на условиях, установленных в визе.
Визы могут выдаваться на более длительные сроки с учетом международного принципа взаимности со сроком пребывания на территории республики, не превышающим длительности пребывания граждан РК на территории соответствующего государства, и сроки оформления виз могут составлять более длительный период времени, чем предусмотрено в правилах.
Получить государственные услуги «Прием и согласование приглашений принимающих лиц по выдаче виз Республики Казахстан», «Выдача, восстановление или продление на территории Республики Казахстан иностранцам и лицам без гражданства виз на право выезда из Республики Казахстан и въезда в Республику Казахстан» могут как физические, так и юридические лица.
Наши проблемы
В Казахстане, как и в других соседних странах, существует несколько критических проблем в области управления миграцией. Они касаются и слабо развитой законодательной базы, и некачественного сбора, и управления данными о мигрантах. Эти недочеты в системе приводят к широко распространенной трудовой и сексуальной эксплуатации мигрантов, отсутствию возможности оптимизации денежных переводов и к другим проблемам.
По данным официальной статистики на 2023 год, наибольшее количество трудящихся мигрантов зафиксировано в Мангистауской области (226 474 человек), Алматы (136 364) и Алматинской области (132 655). В Восточно-Казахстанской области в этом году насчитывается 4300 трудящихся мигрантов. Результаты опроса мигрантов, представленные МОМ, свидетельствуют о необходимости усиления помощи трудящимся иностранцам в Казахстане. Так, 12 процентов мигрантов могут позволить себе только товары первой необходимости, 60 процентов не могут позволить себе раз в два дня питаться мясом или рыбой, 85 процентов отсылают деньги своим семьям на родину. При этом серьезными барьерами для них выступают высокая арендная плата за жилье (42 процента респондентов), низкие и непостоянные доходы (41), что вынуждает их делить жилплощадь с 4-9 соседями (57).
Наибольшее количество трудовых мигрантов прибывает в нашу страну из Узбекистана — 86 процентов от общего числа. Самая значительная часть трудовых мигрантов занята в сфере строительства — 40 процентов. И весьма неутешительные данные привели по трудовым отношениям: у 55 процентов трудовых мигрантов отсутствуют трудовые договоры с работодателями. Поэтому со стороны чиновников имеет смысл призвать бизнес добросовестно выполнять требования Трудового кодекса Республики Казахстан и обеспечить своих работников полным социальным пакетом независимо от их гражданской принадлежности.
Ранее глава государства в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» отметил, что нарастающий демографический дисбаланс формирует новые миграционные волны и усиливает социальную напряженность по всему миру. Поэтому РК сталкивается с миграционным давлением в отдельных регионах страны, где незаконные трудящиеся мигранты дестабилизируют местные рынки труда.
Чтобы решить эту проблему, в идеале нужно усилить контроль за миграционными потоками из сопредельных государств. Нерегулируемая внутренняя трудовая миграция несет за собой массу причин возникновения социальных и трудовых конфликтов на местах. То есть, по сути, мигранты отнимают у граждан Казахстана «хлеб». Это не может не сказываться на казахстанцах.
По статистике, сегодня в Казахстане официальное разрешение на работу получило около 30 000 трудящихся-мигрантов. Но это только по открытым данным.
С 1 февраля 2014 года трудящиеся мигранты могут официально работать в Казахстане у физических лиц. Закон распространяется на граждан стран, с которыми у республики есть договоры о безвизовом порядке въезда и сроке пребывания не менее трех месяцев. Под эту категорию подпадают граждане стран СНГ.
Получить «упрощенку» иностранцы могут только для работы у физических лиц для обеспечения их личных потребностей — ремонта или строительства частного дома, предоставления услуг няни, садовника, повара или других домашних работников. На предпринимателей этот порядок не распространяется и не может быть использован для получения дохода. Один гражданин может привлечь не более пяти трудящихся-мигрантов для работы в своем домашнем хозяйстве.
Иностранные граждане смогут беспрепятственно и законно работать в Казахстане до одного года. Для этого им необходимо получить разрешение в территориальных подразделениях миграционной полиции.
Основной целью государственные лица страны ставят легализацию трудящихся мигрантов. Принятие и реализация законодательных новшеств позволят добиться основных правовых, социальных, экономическо-финансовых последствий: законодательное урегулирование процедуры выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы физическими лицами; легализация иностранцев, осуществляющих незаконную трудовую деятельность; повышение эффективности миграционного контроля за пребыванием иностранцев в стране; снижение факторов, способствующих совершению коррупционных и миграционных правонарушений; увеличение поступлений в бюджет.
При этом сейчас миграционная активность населения Казахстана реализуется в основном во внутренней миграции. Миграция приводит к изменениям демографической структуры населения и в районах выселения, и в районах вселения мигрантов.
Надо понимать, что неуправляемые волны миграции могут серьезно изменить cитуацию на рынке труда Казахстана. Лучшие умы покидают государство, растет приток неквалифицированной рабочей силы из стран Центральной Азии. Так что актуален вопрос: не станет ли подобное положение дел яблоком раздора между казахстанцами и приезжими рабочими?
Побег от бедности
В теневом обороте республики сосредоточено 20 процентов ВВП. Десятки тысяч работодателей нуждаются в нелегальной рабочей силе. Они экономят на зарплатах, социальных гарантиях и никак не пополняют казну. В итоге бюджет страны недополучает миллионы тенге из-за неуплаченных налогов и миллиарды тенге, которые нелегальные мигранты вывезли из Казахстана.
Как подтвердил заместитель директора департамента социальной и миграционной политики Министерства экономики и бюджетного планирования РК Виктор Бусс, этой проблемой уже занимается Правительство РК: с 1 января 2014 года трудовых мигрантов хотели обязать платить налог в размере два МРП за каждый месяц пребывания в РК. Таким образом, государство планировало обязать гастарбайтеров платить Казахстану за возможность заработка. Осталось лишь вывести трудовых гостей и недобросовестных работодателей на чистую воду. А это, оказывается, непросто.
Немало вопросов вызывает и внутренняя миграция. Тысячи мигрантов буквально скитаются по Казахстану в поисках лучшей жизни в то время как пустеют моногорода, стихийно растут Алматы и Астана. Там сосредоточены все миграционные потоки.
Центрами притяжения населения Казахстана помимо двух столиц являются Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области. А прибывают трудовые ресурсы в основном с юга страны.
Люди едут от социальной неустроенности, безработицы. Нередко — на авось, обрекая свои семьи на жизнь в подвалах, времянках, на крышах домов крупных городов, потому что терять им по факту нечего.
Особенно ярко такая тенденция проявляется в Астане. Отсутствие продуманной региональной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики страны, прогнозов и планов, привело к стихийной миграции.
И хотя проблема уже нашла понимание и появилось даже отдельное министерство, ответственное за региональное развитие, четкого плана развития регионов пока нет. Так что и предполагаемые затраты Министерство экономики и бюджетного планирования озвучить не может. Как и Министерство труда — заявки на рабочую силу. Еще одна опасность, которую влечет стихийная миграция в крупные города, — ухудшение криминогенной обстановки.
Статистику правонарушений, совершенных мигрантами, как иностранными, так и внутренними, органы внутренних дел не ведут. Но в группу риска эти люди теоретически попадают, то есть могут стать как преступниками, так и объектами преступлений.
Путей решения проблем трудовой миграции и в этой области пока не отыскали.