Записки хронолога

Кумыс: питье, еда или спиртное? Мнения европейских наблюдателей XIX века. Чокан Валиханов: позабытая Айсары — его единственная законная супруга. Кендырь: сырье, которое широко использовали в быту номадов и культивировали в Советском Союзе. Свердлина, Спицына, Космачев, Денисенко, Ким: чемпионы СССР из Казахстана. Кто помнит спорт, в котором они первенствовали?

Записки хронолога

История 1: о том, сколько кумыса нужно было выпить, чтобы опьянеть.

Кумыс издревле считался одним из главных кулинарных изобретений номадов Великой степи. Вот и казахи старого времени, славные наследники степных традиций, невообразимы без этого эликсира жизни кочевников. Потребляли его в огромных количествах. В «сезон кумыса» побродившее молоко степных кобылиц составляло не только главную радость гурманов и основу питания вообще, но и заменяло вожделеющим горячительное.

О кумысе писали все те, кто только описывал традиционный казахский быт. Вот лишь две цитаты.

Об этом повествовал авторитетный географический справочник («Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII, Киргизский край. Санкт-Петербург. 1903): «Главным питанием у киргиз следует признать кумыс — кобылье молоко, пришедшее в молочнокислое и спиртовое брожение... Лучший кумыс имеется у киргиз Южного Алтая и Кокчетавского уезда как у обладающих лучшими пастбищными местами для скота. В летнее время большинство киргиз живет главным образом на кумысе, выпивая его большое количество...

Кумыс считается таким же священным, как у крестьянина хлеб. О распространении среди киргиза любви к кумысу можно судить отчасти по такому факту, как существование распивочной продажи кумыса, как водки у русских (так называемые «кумысные кабачки»). В Акмолинске, Уральске и других степных городах, населенных отчасти киргизами, есть немало таких распивочных кумысен, где за 2-3 коп. можно получить большую чашку (3-4 чайные) хорошего кумыса».

Вот что писал Василий Радлов («Из Сибири». Лейпциг. 1884). «Кварту условно можно приравнять к литру (плюс-минус — в разных странах)». «Киргизский кумыс — напиток очень приятный на вкус, если привыкнуть к своеобразному запаху, сообщаемому ему сабой. Его держат всегда холодным, и он удаляет одновременно и жажду, и голод. По количеству кумыса исчисляют богатство человека... На больших пирах потребляется невероятное количество кумыса, так как сотни людей пьянеют от этого напитка, а для того, чтобы опьянеть, человеку, привычному к кумысу, нужно не менее 4-6 кварт. Я пил его часто и очень помногу, но ни разу не испытывал чувства опьянения, хоть он и действовал на меня настолько усыпляюще, что я остерегался пить много... Подать важному гостю иной напиток, а не кумыс — значит оскорбить гостя».

История 2: о загадочной жене Чокана Валиханова

Валиханов в отношении женщин аскетом не слыл. Но законным браком сочетался лишь в самом конце своей короткой жизни.

Жена Чокана Валиханова — один из самых загадочных персонажей в его неординарной жизни. Ишмурат Ибрагимов (земляк и приятель Валиханова, окончивший тот же Омский кадетский корпус, после взятия Ташкента — адъютант генерал-губернатора Кауфмана и автор любопытных «записок») вспоминал: «Чокан уехал в Большую орду, там женился на сестре полковника Тезека и умер в его ауле в 1865 г. Его овдовевшая жена была потом увезена братом его, Якубом, который и женился на ней, по киргизскому обычаю. Она была некрасивая, но умная женщина».

И это, пожалуй, все, что известно про ту, которой суждено было скрасить последние дни великого казаха. Известно, правда, что ее звали Айсары. И еще то, что никакого свадебного тоя не было.

Правда, вскоре после смерти Чокана с вдовой Валиханова познакомился просвещенный чиновник А.К. Гейнс. Она и на него не произвела особого впечатления. «Вдова была, видимо, подавлена своим горем, но не ломалась и не хныкала. У нее очень доброе лицо», — говорил он.

Кстати, бытует легенда, что первый ребенок Айсары, рожденный уже у Жакупа, был от Чокана. Никакими реальными сведениями легенда не подкреплена. Айсары через какое-то время развелась с Жакупом.

Валиханов умер 10 апреля 1865 года у подножия Алтын-Эмельского хребта в ауле своего новоприобретенного родственника султана Тезека. Умер на пороге своего 30-летия, на самой границе двух империй, сыгравших важную роль в его жизни — Российской и Цинской. Смерть его со временем обросла слухами и породила множество вопросов. Так всегда бывает, когда умирает молодой и энергичный человек, пусть даже и тяжело болевший. А тем более когда речь идет о такой таинственной и харизматической личности, какой остался в памяти современников Чокан Валиханов.

История 3: про ценный кендырь, о котором вряд ли слыхали сегодняшние казахстанцы.

Сегодня я хочу вспомнить про кендырь. Не слыхали? Неудивительно.

Тем временем эта культура некоторое время функционировала в качестве перспективного «домашнего каучуконоса» вроде коксагыза или тау-сагыза, с помощью которых СССР в 1930-е годы пытался сократить сырьевую зависимость от Запада. Эксперименты по получению резины из кендырных листьев велись на опытной станции в поселке Луначарский под Ташкентом и в Московском институте каучука и гуттаперчи. Однако кендырь не обладал такими качествами, как тау-сагыз и кок-сагыз, на которые и сделали основную ставку. И... Про него забыли? Вовсе нет.

Дело в том, что наряду с новоявленной каучуконосностью кендырь имел и другие полезные свойства, давным-давно известные народам всей Внутренней Азии.

Вот выдержка из отчета Николая Михайловича Пржевальского, посвященного его второму (Лобнорскому) путешествию 1876-77 годов: «Холст получают... из волокон кендыря, в изобилии растущего по долине Тарима. Осенью и зимой собирают иссохшие стебли этого растения, перетирают их сначала палками или руками и полученные волокна варят в воде, затем очищают его от костры, снова варят и расчесывают окончательно».

И у Брокгауза-Ефрона в знаменитой энциклопедии кендырь был отмечен отдельной заметкой, подчеркивающей, между прочим, его перспективность: «Кендырь... из сем. Аросуnасеае. Растение, дико произрастающее по берегам рек в Средней Азии, с засохшего стебля которого, достигающего высоты 5-6 фут. и похожего по виду на камыш, по снятии наружной кожицы легко отделяются от древесины руками прочные волокна, употребляемые киргизами на приготовление веревок и бечевок; из последних плетут прочные рыболовные сети. Рекомендуется для культуры в южн. губерниях».

Одним из самых «кендырных» регионов Российской империи считались южные районы современного Казахстана, где самые мощные массивы произрастали в поймах рек Сырдарьи, Чу, Или. Так что местным жителям свойство волокон кендыря (очень крепких и практически неподверженных гниению) было ведомо издревле. Его использовали для изготовления грубых тканей (иногда смешивая с шерстью), плетения прочных арканов, а после распространения в крае рыболовства — еще и для изготовления первоклассных снастей и сетей (которые не размокали в воде!).

В период индустриализации, когда повсеместно наметился дефицит строительных канатов и веревок (а также прочных тканей, «брезентов», приводных ремней, мешков, пожарных рукавов и т.п.), стремящийся уйти от традиционных западных санкций и ограничений Советский Союз с жаром принялся за поиски отечественных аналогов, способствующих преодолению сырьевого голода. Вот тут опять пригодился кендырь.

История 4: про то, как скалы близ Алма-Аты превратились в спортивные стадионы

Сама природа указала жителям южной столицы кратчайший путь к спортивным успехам — альпинизм. Чтобы выйти на маршрут к вершине, тут не нужны длинные подходы и дорогие трансферты. Утром поднялся с постели в городской квартире, протер глаза, позавтракал и — вперед! Вовсе недаром альпинизм (где казахстанцы много десятилетий занимают выдающиеся позиции в мире) является предметом нашей неизменной гордости (в отличие от футбола, например). Это еще советская традиция.

На фоне успехов альпинистов как-то тушевались достижения отечественных скалолазов. А между тем и они были весьма значительны, появившись еще в самом начале явления этого вида спорта массам. В разные годы чемпионами СССР по спортивному скалолазанию становились казахстанцы Галина Свердлина, Рита Спицына, Олег Космачев, Анатолий Денисенко, Татьяна Ким.

Скалолазание — это спортивное зерно, выделившееся из альпинизма в послевоенное время. Первые соревнования в Советском Союзе были проведены на Кавказе в 1947 году. А уже через год, 5 августа 1948-го, первенство Республиканской школы альпинизма по скалолазанию прошло и в Заилийском Алатау в Горельнике. С 1952 года стали проводиться регулярные чемпионаты республики, собиравшие на «скалодромах» в Медео, на Или и на Иссыке сотни любителей и ценителей этого динамичного и азартного вида горного спорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру