Ерлан Еспенбетов — магистрант Института языков народов СВ РФ Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова, основатель общественного фонда Turk Tengri, автор самоучителя «Тюркская руника для начинающих» и специалист-тюрколог по древнетюркской рунической письменности, истории и тенгрианству, открыл лекторий словами: «Тема тюркской культуры объединяет многочисленные народы Евразии. Она многогранна».
В петиции придерживающихся тенгрианства сказано: «В последние годы в Казахстане повсеместно увеличивается число приверженцев тенгрианского вероучения, сформировавшегося и достигшего статуса государственной религии в период возвышения ряда древнетюркских каганатов и империй в раннем Средневековье. Предполагается, что количество граждан, открыто идентифицирующих себя как тенгрианцы, достигнет более одного миллиона человек уже через несколько лет».
Интересным был доклад архитектора и фестивального продюсера Эмины Кужамуратовой.
— Меня вдохновила статья Н. Амрекулова в журнале «Экономические стратегии — Центральная Азия» (No 4, 2007) «Кочевая демократия — прообраз грядущей сетевой цивилизации самоуправляемых творцов. Новый миропорядок», — сказала она. — Нурлан Ауэзханович — директор общественного фонда «Инновационный информационный центр», президент ОО «Защита и развитие потребителей», председатель ассоциации поддержки уязвимых лиц «Новая жизнь». Я начну с известных всем семи главных изобретений кочевников, которые изменили мир.
Семь находок
В докладе Кужамуратовой сказано: «Итак, это процесс приручения дикой лошади, начало ее использования в хозяйственных и военных целях в качестве домашней лошади. Наиболее ранние свидетельства об этом относятся к ботайской культуре (территория современного Казахстана). Название связано с селом Ботай в Северо-Казахстанской области. Древние племена, населявшие местность, занимались коневодством, пили кумыс, первыми стали изготавливать и применять сбруи. Древние ботайцы умели обрабатывать шкуры животных, строили дома в соответствии с климатическими условиями, достигли определенных высот в гончарном деле».
Изобретение колеса относят к андроновской культуре — культурно-исторической общности бронзового века Евразии (XVI-XII вв. до н.э.). В докладе говорится: «Первые транспортные колеса появились более пяти тысячелетий назад в Месопотамии и представляли собой спилы бревна, насаженные на общую ось. Честь изобретения классических колесниц с колесами на спицах принадлежит кочевавшим индоевропейским племенам, обитавшим на границе современной России и Казахстана, что, видимо, было следствием доместикации лошади и необходимости передвижения на длинные расстояния».
Люди оседлали лошадь, изобрели уздечку, седло, стремя. Придумали штаны, каблуки, пряжку для ремня, оружие и плащ. «Кочевники соединили между собой гетры, и появились первые брюки. В IV веке до н.э. изобрели стремя, позволяющее быстро взбираться на лошадь и устойчиво сидеть на ней. Первое стремя — две кожаные петли по бокам лошади, позднее стремена и сбруи стали изготавливать из металла. Появился каблук на обуви, позволяющий фиксировать ногу в стремени». Для носки штанов понадобился ремень, а пряжка служила креплением для сабли или меча. Кужамуратова отметила, что упоминание о ремнях и пряжках есть в сказаниях о скифах. Первые пряжки для ремня были найдены при раскопках курганов в Центральной Азии и Казахстане.
Длинные кожаные мягкие сапоги тоже были изобретены кочевниками. Они защищали ноги от трения о бока лошади. Прообразом кочевого дома стало жилище андроновцев (племена, жившие в XVII-IX вв. до н.э. на территории Западного Казахстана, в западной части Средней Азии и Урала). Первые изображения верблюдов, навьюченных отдельными частями юрты, датируются I веком до н.э. Для покрытия юрты использовали уникальный материал из овечьей шерсти. «Датой изготовления первого войлока ученые называют V-VI тысячелетия до н.э., — сказано в докладе. — В это время были
одомашнены овцы, лошади и собаки. Биокомпозитный лук использовали при верховой езде на охоте и в боях. Музыковед И.М. Мациевский писал: «Лук, направленный на зверя, — это охота. Лук, направленный на человека, — это война, а лук, прижатый тетивой к другому луку, — это музыка. Так появились щипковые музыкальные инструменты, и самый известный нам — это кобыз». Ученые полагают, что прародителем всех смычковых музыкальных инструментов был кыл-кобыз — подобие современной скрипки, созданное тюрками.
«На рубеже III-II тысячелетий кочевники стали использовать колесницы, что подтверждают находки в Пазырыкском кургане на смежных территориях России, Монголии и Казахстана, — отмечено в докладе. — Примерно к III тысячелетию кочевники покорили все евразийское пространство и вышли к зарождающейся китайской империи. С появлением обменной торговли с оседлыми народами и Великого шелкового пути появилась необходимость в развитии товарно-денежных отношений, возникших на территории Евразии вследствие товарного обмена на больших расстояниях.
Пять тысячелетий назад в Месопотамии гонцы разносили известия по населенным пунктам, используя сеть охраняемых стоянок на расстоянии одного конного перехода в течение светового дня. Такие стоянки стали разветвленной сетью почтовых отделений на всей территории Евразии, и так появился «сетевой менеджмент».
Пришло время великих перемещений на большие расстояния масс людей, завоевание территорий стало возможным благодаря созданию особой государственно-воинской структуры — воинских образований (гунны) со ставками (по Гумилеву, III-II вв. до н.э.). Это зонтичная схема, когда Большую ставку повторяет сеть маленьких ставок с «менеджерами» на местах.
Кочевая структура породила внедренный Чингисханом десятеричный строй самоуправления как прямую демократию масс, когда скопление подготовленных людских образований при ставках стало кратно десяти. Десятники, тысячники, или «менеджеры» на местах».
— Следствием семи величайших изобретений кочевников было создание государственно-военного устройства (десятеричный строй самоуправления), что стало прямой демократией масс. Предлагаю принять это историческое наследие как прообраз нарождающейся сетевой цивилизации фрилансеров, или самоуправляемых творцов, — сказала Кужамуратова. — По мнению ученых, тенгрианство зародилось в V-IV вв. до н.э. либо считается древнейшим учением, давшим импульс другим вероучениям. Главная доктрина управления кочевых государств такова: «Держава Неба», перед которой этнические, расовые, гендерные, конфессиональные и другие различия не имеют значения». Отсюда, на мой взгляд, эта евразийская толерантность, так как именно единение homo sapiens важно для выживания и развития. Основополагающими социальными навыками становятся бесстрашие, эмпатия, open mind. Некий общий культурный код.
Автор доклада процитировала американского писателя и журналиста Дэниела Пинка: «Для фрилансера путь к успеху лежит через создание сети, основанной на взаимном уважении и доверии, через развитие и укрепление этой сети в течение всей жизни. Прочность постоянных связей с клиентами, коллегами, партнерами, наставниками, работодателями, работниками, друзьями и членами семьи может обеспечить ему социальную защищенность», «В основе успеха экономики свободных агентов лежит разумный эгоизм — «я помогу тебе, потому что знаю, что в будущем ты поможешь мне», что побуждает людей быть порядочными. Экономика свободных агентов держится на любви к ближнему».
Все связано со всем
Эмина Кужамуратова процитировала строки из статьи Нурлана Амрекулова: «Грядет эра универсалов-кочевников с единым глобальным сознанием. Они — продукт новой «экономики идей» и вольного сетевого бизнеса эпохи интернета. Цифровые технологии снижают затраты до нуля, ликвидируют барьеры для входа на рынок. Так, «вольный казак» становится символом новой эры. Конец индустриальной истории немыслим без перехода к началу истории кочевой цивилизации как прообраза грядущей постцивилизации. А переход, скачок к ней немыслим без потомков тюрков-кочевников. Ведь кочевники-тюрки всегда были глобалистами и миротворцами. Кочуя от Тихого океана до Дуная, они осваивали мир как единое хозяйственное целое. Чингисхан из полусотни враждующих народов и царств создал единую экономическую зону, где взималось всего 10 процентов налогов. Все верования были равны. Поощряли ученых, врачей и учителей. В XIII веке родилась единая Евразия без нынешних госграниц, вражды конфессий и культур. Начался бурный обмен знаниям и ноу-хау между мастерами из Китая и Германии, Персии и Руси, строились города без защитных валов. Степь подготовила возрождение Европы».
Автор статьи пишет, что наступающее время нуждается в новом мироустройстве, когда основной целью становится развитие, что возможно при сохранении человека как вида. Именно единение несет человечеству возможность выжить. И в основу этого, как и в былые эпохи, предлагается заложить общее духовное мировоззрение и философию тенгрианства как объединительный фактор мягкой силы. По Гумилеву, написавшему «Волны Евразии», такой же волновой энергией единения следует наполнить систему образования. Все узкие дисциплины (физика, математика, химия, биология и т.д.) в XVIII-XIX вв. были искусственно разделены, названы точными и отделены от гуманитарных наук.
Но все связано со всем. По Амрекулову, Чингисхан обобщил законы кочевого тюркского мира и свел их к единому закону Неба. «Евразийцы уживались и развивались под сенью открытой универсальной Империи Небес с ее военно-политической защищенностью и стабильностью, межэтнической и межконфессиональной толерантностью, щадящими налогами, гигантским пространством, открытым для мира, труда, всестороннего общения и сближения полусотни народов. Чингисхан, по сути, стал первым глобалистом-интернационалистом Земли, основателем первой Империи низов, мирного общежития всех землян».
Грядет именно такое мироустройство. «Взаимопроникновение наук и искусств доказывает бессмысленность атомизации общин и внедрения идей ненависти и вражды. В едином организме не могут враждовать отдельные органы, иначе погибнет весь организм. Человечество как вид должно научиться ощущать себя единым организмом. Видимо, это понимали и наши предки, а значит, объединительное духовное мировоззрение — тенгрианство — нам, людям, в помощь!»