Букинисты— хранители древних знаний

Алмату, Верный, Алма-Ата — на страницах старых книг

Обращаясь к коллекции книг историка и букиниста Василия Лазаревского о городе в предгорьях Заилийского Алатау, можно найти много интересных фактов о его прошлом. В книге Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра» сказано, что следы древней цитадели и жилых строений уходят в глубь веков.

Алмату, Верный, Алма-Ата — на страницах старых книг

Алмату разграбили монголы

Развалины средневекового городища Алмату в 1893 году обнаружил академик В.В. Бергольд.

«Как крупный торговый центр, расположенный на пересечении торгово-караванных путей, Алмату был известен арабам, китайцам и персам. Монгольское нашествие в ХIII веке нанесло сильный урон городу, он был почти полностью разграблен и разрушен. Казалось, Алмату больше никогда не восстанет из руин. Однако выгодное расположение на караванном пути сыграло свою роль, и город вновь отстроился. Население продолжало заниматься торговлей и ремеслом. Казахский ученый Чокан Валиханов так писал об этом: «Алмату был известен по своей торговле и служил станцией на большой дороге...». В отличие от тесных, скученных городов Средней Азии с их узкими улочками Алмату представлял собой разбросанное на большом пространстве поселение, где шатры и юрты кочевников перемежались с глинобитными домами земледельцев и кварталами ремесленников».

В экономико-географическом очерке «Алма-Ата» О.Р. Назаревского читаем, что данные археологических раскопок и исторические документы показывают: район Алма-Аты издавна был густо заселен кочевниками и полуоседлыми племенами. Много воды, легко отводить каналы из горных речек, богатые пастбища, прекрасные возможности для земледелия. «В середине первого тысячелетия до нашей эры в этом районе кочевали саки, которые занимались охотой и скотоводством, знали сенокошение и были не только кочевым, но и полуоседлым народом. В III веке до нашей эры здесь поселилось племя усуней. К VI веку нашей эры район был заселен кочевниками-тюрками, племенами дулу — предками казахского племени дулат. С VIII века по склонам Заилийского Алатау начинает развиваться земледелие с искусственным орошением, а с Х века появляются и первые поселения городского типа».

Долина между реками Малой Алматинкой и Большой Алматинкой удобна для добывания леса, изрезана большим количеством арыков, богата пажитями и сенокосными местами, хороша для хлебопашества. Здесь и построили укрепление Верное, которое поначалу, как пишет О.Р. Назаревский, «было типично военным поселением и представляло собой небольшую земляную крепость в форме многоугольника, расположенную на возвышенном месте, окруженную рвом и обнесенную глиняными стенами и частоколом. Внутри крепости размещались немногочисленные постройки из самана и тянь-шаньской ели — церковные погреба, казармы, дома для офицеров, гауптвахта, пороховые погреба, склады. В середине был плац, на котором проводились учения казаков. Здесь же находился дом пристава Большой Орды — военного и гражданского начальника Заилийского края».

Укрепление Верное было преобразовано в город, который стал административным центром Верненского уезда и всей Семиреченской области, 11 апреля 1867 года. Е. Дуйсенов пишет, что в 1868 году к юго-западу от крепости был заложен новый город, который разрастался по мере прибытия в край переселенцев. «Кроме военных, чиновников и торговцев в Верном поселились русские крестьяне, зачисленные в мещане, а в 1881 году уйгуры и дунгане — торговцы, ремесленники и огородники. Они основали на юго-западе у Кульджинского тракта Дунганскую слободку».

Город из еловых бревен

Читаем в книге «Алма-Ата» (авторы Д.Д. Барагин, Н.И. Белоцерковский): «Постепенно вблизи крепости возникла казачья станица Алмаатинская, типичное военное поселение. Со скученными постройками, обнесенными валом и частоколом. Крепость и станица расположились у подножия Заилийского Алатау, на реке Алмата, теперешней Алмаатинке, у старой Кульджинской дороги, которая еще в Средние века служила караванным путем торговли с Китаем. Лежащие на старой караванной дороге города были разрушены во время монголо-татарского нашествия, дорога потеряла свое значение и только в начале прошлого века стала снова оживать... Станица-крепость и возникшая на другом берегу Алмаатинки Татарская слобода, населенная татарами и узбеками, уже тогда носили название города Верного».

В книге сказано, что из крепости и укреплений Алмаатинской станицы отправлялись во все стороны так называемые экспедиционные отряды, расширявшие границы основанного тогда Алатавского округа. В 1868 году была образована Семиреченская область. Одновременно было начато строительство к западу от Алмаатинской станицы нового областного города.

Авторы пишут, что Большая Алмаатинская станица была построена из отборных еловых бревен, а город Верный было приказано строить из кирпича, так как он должен был походить на губернские кирпичные города России. Землетрясение 1887 года разрушило каменный город, после чего стали строить из дерева, и город приобрел сельский вид. Будучи административно-торговым центром Семиреченской области, Верный все же оставался сельским городом не только по внешнему виду, но и потому что главным занятием населения было сельское хозяйство.

В книге «Город Верный» С. Джусупабеков пишет, что в строительстве Верного принимали участие казахи, коренные жители многострадального края семи рек. «Казахские аулы, опасаясь жестокой расправы кокандцев, оставляли свои кочевья и ехали под защиту Верного. К июню 1855 года угроза вторжения кокандских войск в Семиречье несколько ослабла, в начале июля в Верный прибыла первая партия переселенцев — казаков и крестьян, причисленных к казачьему сословию, и на юго-запад от крепости началась застройка Большой Алмаатинской станицы. Впоследствии неподалеку возникли Малая станица, Татарская слободка, где поселились купцы и ремесленники. Летом 1855 года из Копала в Верный переместилась резиденция пристава Большой Орды. В 1856 году сюда прибыли новые группы переселенцев. С одной из них приехал из Бийского округа сибирский казак Осип Мамнев. Он привез с собой десять ульев пчел и положил тем самым начало пчеловодству в Заилийском Алатау. Через пять лет в Верном насчитывалось уже более трехсот пчелосемей».

Вот что рассказал Василий Лазаревский, собравший лучшую коллекцию книг о Верном и Алма-Ате: «Конные пути связывали Верный и Cемипалатинск, вдоль границы Российской империи и Китая организовывались форпосты — Зайсанский, Аягуз, Лепсинск, Копал. Лепсинск стал стратегическим из-за близости к китайской границе, где осели знаменитые купцы, в том числе Пугасов. Там были проходы в Китай, и многие купцы открывали в том краю свои производства. У Пугасова в Лепсинске находились винокуренный и кирпичный заводы, занимался он и медом. У купца были представительства в Кульдже, и, хотя обычно деятельность Пугасова связывают с Верным, известно, что он распространял свои торговые дела по всей Средней Азии. Габдулвалиев тоже имел связи с Китаем, но центр его торговли находился в Верном».

Превращение

Книга Ю. Домбровского «Хранитель древностей» начинается так: «Впервые я увидел этот необычный город, столь непохожий ни на один из городов в мире, в 1933 году и помню, как он меня тогда удивил... Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя, от станции меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого. И я двинулся наугад... Не за что зацепиться глазом, все одинаковое: глинобитные заборы, за ними аккуратные мазанки, крепкие сибирские избы из кругляка, кое-где рабочие бараки и желтые двухэтажные здания железнодорожного типа с лестницами, балконами и террасами (только что закончили Турксиб). И все это одинаково захлестнуто, погружено до крыш в сады».

В книге «Алма-Ата. Планировка и реконструкция» под редакцией М.Н. Сарумова сказано, что «с внешней стороны Верный при исключительно богатых природных условиях был непригляден. После землетрясения 1887 года царское правительство разрешило возводить только деревянные строения. Большая и Малая станицы, прилегающие к городу, Солдатская слободка и Татарская слободка были застроены одноэтажными деревянными домами, глинобитными лачугами, землянками и полуземлянками».

Автор отмечает, что с приходом советской власти началось плановое развитие всех отраслей хозяйства и культуры. Ленинско-сталинская политика планировки городов предполагала устройство, облегчающее жизнь трудящихся. «С этой точки зрения новый генеральный план нашего города целиком исходит из задачи превращения Алма-Аты из большой деревни в культурную благоустроенную столицу, достойную Казахской республики и казахского народа».

«Совет народных комиссаров Казахской ССР в своем заседании от 16 марта 1937 года утвердил генеральный проект планировки столицы республики — города АлмаАты, предусматривающий рост населения города на 1955 год до 360 тысяч человек...

Первый проект плана города был составлен в 1868 году созданным тогда комитетом по устройству города. Скорее, это был проект расширения городской черты за счет изъятия дополнительных земель у сословных казаков, чем действительно планом устройства города. Но не только частная собственность была помехой в развитии города Верного. Как и всякий город, при царизме Верный представлял собой антагонистическое целое. Наряду с богатыми усадьбами высших чинов военщины, духовенства и купцов здесь, на худших землях, пестрели глинобитные мазанки, землянки, заселенные беднотой русского, казахского, уйгурского и дунганского населения».

В 1879 году в Верном открылись мужская и женская гимназии, о чем пишет в книге «Алма-Ата — столица советского Казахстана» И. Пронченков, 2000 детей посещали начальные школы. Таким образом в Верном стала появляться казахская интеллигенция. «С наступлением вечера город погружался в темноту, улицы не освещались. Горожане не решались выходить в такие часы на улицу, а в Думе постановили, что порядочные люди должны по вечерам сидеть дома. В конце 90-х ХIХ века в Верном начинает работать «Общество ревнителей просвещения». В 1879 году был создан Статистический комитет, внесший немалый вклад в изучение естественных богатств Семиречья. В Верном начинались маршруты экспедиций ряда виднейших ученых-исследователей: П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Г.А. Потанина и др. В Верном долгое время работал просветитель казахского народа Чокан Валиханов».

По мнению историка В. Лазаревского, самые интересные книги, которые связаны с ростом города, — это издания 30-50-х годов, где можно найти любопытные исторические справки: «В 1932-34 годах здесь жил сосланный Николай Горбань с Украины, на родине он был архивистом. За два года пребывания в городе Горбань издал две книги, которых у меня, к сожалению, нет. Первая посвящалась недрам Казахстана, и в этой брошюре он писал о перспективах добычи полезных ископаемых, а самый первый карманный справочник по городу был издан в 37 году. Акимат Алматы собрал информацию об изданиях, посвященных тому периоду, когда город носил название Алма-Ата. Это были упоминания в периодических изданиях — газетах и журналах. Я изучил этот список, там есть информация, которой нет у меня, а каких-то сведений из моего списка нет в этом перечне. Это ставит передо мной задачу усилить подборку, и работа ведется».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру