Было бы желание
Референдум по строительству АЭС затмил все остальные насущные темы, однако это не означает, что они решились сами собой. Просто на какое-то время отошли на второй план. В том числе и вопрос безопасности в сегменте мобильного электротранспорта. Основная претензия общества — большие риски, связанные с нарушениями правил эксплуатации электросамокатов: езда вдвоем, превышение скорости, допущение к управлению несовершеннолетних. Объемы кикшеринга продолжают увеличиваться, и, как следствие, число происшествий с этим видом транспорта показывает рост. По данным МВД, только с начала этого года с участием электросамокатов произошло 97 ДТП, два человека погибли, 93 пострадали. Это, подчеркнем, только те эпизоды, которые были зафиксированы, то есть реальный травматизм в разы выше.
Нужно принимать меры. Но какие? Однозначного ответа на данный вопрос быть не может, поскольку проблема формируется из разных составляющих, где с одной стороны ответственность ложится на власть, с другой — на тех, кто арендует самокаты, а с третьей — на бизнес, который на всем этом зарабатывает.
Еще в конце лета аким Алматы Ерболат Досаев предложил ужесточить регулирование со стороны каршеринговых компаний. На встрече с жителями он предложил ввести механизмы, которые заставят их взять на себя ответственность за безопасность.
«Первые изменения в законодательство внесли, сейчас работаем. Я в МВД внес второй пакет изменений. Считаю, что компании должны регулировать. То есть они должны взять на себя ответственность, есть механизмы в городе. Например, нельзя бросать самокаты, потому что в это время будет идти оплата. То есть должны довезти до необходимого места парковки, в этом случае хаоса не будет», — считает он.
Аким также отметил, что с помощью GPS можно контролировать скорость и маршрут движения самокатов.
«По идее, если видят превышение скорости по GPS, они могут их отключать. Также навигация позволяет видеть двигаются они по тротуару или нет. Изменения в законодательство внесут. Я думаю, что рынок будет лучше и микромобильность в городе будет более регулируемой. Эту работу как раз осенью будем проводить», — подытожил Досаев.
И здесь с градоначальником сложно поспорить, поскольку он озвучил сразу два принципиально важных момента. Первый — зона ответственности. Если бизнес зарабатывает на услугах проката, то просто обязан создавать безопасные условия.
Всем хорошо известно, что ездить на одном самокате вдвоем запрещено в первую очередь из соображений безопасности. Однако мы до сих пор ежедневно лицезреем такие «акробатические номера». Неужели кикшеринговые компании никак не могут повлиять на то, что их же транспорт эксплуатируют с грубейшими нарушениями? Могут! Но хотят ли, вопрос риторический.
Еще весной текущего года в Казахстане начала работать система «Антитандем» от компании Whoosh, которая не позволяет ездить на электросамокатах вдвоем. Для определения количества человек система использует искусственный интеллект. Технология анализирует более 50 параметров данных и использует алгоритм машинного обучения. Ее уже протестировали в России, теперь она работает в Казахстане и Беларуси.
Прошло целое лето, но об аналогичных интеграциях от других игроков рынка мы ничего не нашли. Что мешает внедрить подобные программы остальным сервисам, зарабатывающим на казахстанцах?! Получается, что могут, но не хотят? Понятно, что внедрение новых технологий требует определенных трат, но и стоимость проката, как утверждают многие пользователи, оторвана от реальности.
Невидимый кнут
Жители Алматы не раз жаловались на высокую стоимость поминутной оплаты аренды, которая, собственно, и заставляет водителей ездить быстрее в целях экономии. Мы решили проверить, так ли это на самом деле. Сделаем небольшую ремарку. Многие сервисы предлагают различные пакеты, покупая арендные часы на день вперед или даже на месяц. Это вроде бы выгоднее. Но для чистоты эксперимента мы исключили все варианты, чтобы выяснить, сколько может стоить преодоление «последней мили». Ведь именно так все кикшеринговые компании преподносят свой транспорт. Мол, на самокате не выгодно ехать из одного края города в другой. Это транспорт «последней мили»: на нем можно добраться от остановки до дома или использовать для коротких поездок на небольшие расстояния внутри района.
В итоге можно констатировать, что удовольствие это дешевым не назовешь. Так получилось, что преодоленное расстояние составило 1650 метров, что практически совпадает с одной милей. Время в пути — около пяти-семи минут, цена — 277 тенге. Это при условии, что все светофоры удалось пройти на зеленый свет, то есть без каких-либо задержек. Были хорошие погодные условия, было много самокатов в зоне старта. Это важно потому, что если какое-то из этих условий меняется в обратную сторону, то стоимость проезда увеличивается в значительной степени. Помимо этого, при перемещении из точки «А» в точку «Б» можно попасть на «красную волну» светофора. То есть затраченное время на преодоление одной и той же дистанции может увеличиться вдвое, как, собственно, и стоимость проезда. «Счетчик тикает» даже когда самокат не движется.
Вот и получается, что райдеров делают торопыгами не личные амбиции или желание побить некий рекорд, а жесткие тарифы. Большинство пользователей — те, кто не имеет личного транспорта и по понятным причинам не хочет ездить в общественном. То есть речь о студентах и тинэйджерах, у которых на счету каждая копейка.
Здесь, вероятно, стоит вмешаться компетентным органам, чтобы определить, насколько сопоставима стоимость аренды с услугой, которую получает пользователь.
Цена слова
Эксперты еще в 2022 году оценили рынок кикшеринга Казахстана в семь миллионов долларов с последующим ростом до 46 миллионов долларов к 2026 году. Согласитесь, аппетитный кусок пирога, который и приводит к тому, что от сезона к сезону число самокатов увеличивается кратно. В этом, собственно, нет ничего удивительного. Есть спрос, а значит, будет и предложение. Хорошо, когда в страну приходят новые возможности, но с ростом прибыли должны расти и степень ответственности, и усилия, затраченные на то, чтобы услуга была безопасной, тем более что технологии делать это позволяют.
Многие помнят, как в сентябре прошлого года произошло беспрецедентное событие: в Париже запретили эксплуатацию кикшеринга. Таким образом, Франция стала первой страной в ЕС, которая радикально решила вопрос с электросамокатами. Осенью текущего года на аналогичный шаг пошли власти столицы Испании, запретив кикшеринг в Мадриде. На этой волне подобный маневр попытались совершить и в Казахстане, но, судя по всему, попытка успехом не увенчается. Петиция о возможном запрете аренды самокатов появилась на сайте epetition.kz в августе текущего года. За два полных месяца документ не собрал и 1500 голосов из необходимых 50 000. Время на подписание — до 1 февраля 2025 года.
По данному вопросу накануне высказался и заместитель Министра внутренних дел Игорь Лепеха, пояснив, почему МВД полностью не запретит прокат электросамокатов, как это было сделано в Париже и Мадриде.
«Потому что в Мадриде, наверное, есть соответствующее законодательство, а у нас нет. Вы прекрасно знаете: когда вносили этот законопроект по самокатам в Мажилис, мы вообще предлагали запретить им двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Депутаты нас не поддержали. Поэтому это не входит в нашу компетенцию, к сожалению. У нас нет законодательных рычагов, чтобы полностью запретить», — сообщил он.
Замминистра добавил, что МВД продолжает работать с депутатами над вопросом ужесточения ответственности для самокатчиков.
«Необходимо все-таки требования ужесточать. Мы, когда обсуждали вот эти все вещи, наши агрегаторы говорили, что они люди ответственные, серьезные, что они будут сами ограничивать многие вещи. Но, к сожалению, мы видим, что никто ничего не ограничивает. В частности, когда говорили, что скорость будет пять километров в час по тротуару, предполагалось, что они будут замедлять. У них есть такая техническая возможность. Мы все ходим пешком. Видим, что никто этого не делает», — сказал Лепеха.
Также полицейский отметил, что в ряде стран есть хорошая практика установки номеров на самокатах, которые позволяют идентифицировать водителя.
Правила жизни
Справедливости ради стоит сказать, что было бы неверно перекладывать ответственность за происходящее исключительно на кикшеринговые компании. Ведь контроль за соблюдением ПДД в первую очередь возложен на МВД. И даже в закон внесли дополнения, чтобы тех самых самокатчиков было за что привлекать. Если Правительство разрешило компаниям заходить на казахстанский рынок и дает возможность развиваться, то и усилить работу со своей стороны должно было аналогичным образом.
Да, мы видим, что на некоторых перекрестках Алматы полицейские останавливают тех райдеров, которые пересекают «зебру» не спешившись. Это нарушение. Однако практика эта по большей части является лишь отголоском облавы на мопедистов. Последние в текущем сезоне как никогда оказались под пристальным вниманием полицейских. Профилактика, проводимая МВД на протяжении всего сезона, привела к тому, что еще до введения обязательства регистрировать мопеды число лихачей и беспредельщиков сократилось в разы. Маргинальные личности за рулем все еще попадаются, но чаще такие встречи носят эпизодический характер. Отсюда можно сделать вывод, что самокатчикам попросту «не хватает» должного внимания со стороны органов правопорядка.
В помощь полицейским могли бы работать и камеры системы «Сергек». Здесь, понятно, требуется синхронизация мониторинга кикшеринговых компаний и систем фиксации нарушений ПДД, но в век цифровых технологий это не является какой-то сверхзадачей. Достаточно, как сказал Лепеха, установить на электросамокаты номера и настроить комплексы видеонаблюдения. Как говорится, было бы желание.
Заключительная составляющая формулы безопасной среды кикшеринга заключается в ужесточении ответственности по отношению к недобросовестным гражданам. Проехал на красный, не спешился на «зебре», передал управление несовершеннолетнему ребенку... Получай штраф и запрет на пользование самокатом на полгода. Такой подход нельзя назвать клиентоориентированным, но мы вновь возвращаемся к вопросу, что стоит во главе угла — сверхдоходы или безопасность казахстанцев... Водитель самоката должен нести ответственность за сбитого пешехода, брошенный самокат на тротуаре, поврежденное авто и т.д. Когда человек будет осознавать, что за нарушение правил он может лишиться возможности пользоваться микромобильным транспортом и получить крупный штраф, то сам возьмет в руки книжку по ПДД и вызубрит ее от корки до корки.