В Малом Алматинском ущелье в урочище Туюк-Су в 1999 году был возведен мемориал «Погибшим в горах». Каждый год в первую субботу октября здесь проводится День памяти. Приходят люди гор, возлагают цветы, вспоминают тех, с кем делили палатку и сухари на маршрутах. На табличках имена альпинистов, не вернувшихся с восхождений и из экспедиций. Табличек много, и кто-то скажет, что все эти игры на свежем воздухе не имеют смысла. Но давайте разберемся.
Альпинизм — военно-прикладной вид спорта. Когда-то его младшим братом называли скалолазание, выделившееся в отдельный вид спорта, который вошел в олимпийскую семью. Лазание по зацепкам на тренажерах вышло из лазания на естественном рельефе и поставило спортсменов в одинаковые условия, не зависящие от погоды.
Весь Советский Союз лазал в азиатских галошах, пока им на смену не пришли скальные туфли. В отчетах знаменитой команды 12 СКА САВО под руководством заслуженного тренера Ерванда Ильинского сказано, что на сложнейших маршрутах в больших горах альпинисты часто были вынуждены проходить самые опасные участки в галошах, хотя на высоте холодно, много снега и льда.
Заслуженный мастер спорта СССР Казбек Валиев — участник тех выдающихся восхождений, принесших спортсменам звание многократных чемпионов СССР, говорит: «Альпинист по своей природе — скалолаз. Горы состоят из скал, а уже потом покрываются снегами и ледниками. Базовая подготовка альпиниста — это лазание на естественном рельефе и прохождение маршрутов с нижней страховкой на скалах разной крутизны и сложности. Поэтому главное для альпиниста — скальная и физическая подготовка. В свое время наша сборная была очень сильной. Чтобы претендовать на маршруты высшей, 6-й, категории сложности, ходить по большим стенам, мы зимой тренировались на скалах «Лесничества», а с начала весны висели на скалах у реки Или. Вместе с моим напарником Валерием Хрищатым лазали с крючьями, лесенками. Потом появились френды, закладки. Мы тренировались зимой, чтобы летом на настоящем маршруте чувствовать себя уверенно и действовать надежно».
Валиев уверен, что если бы его лучший друг и самый надежный напарник Хрищатый был жив, в деле развития альпинизма они вместе могли бы свернуть горы. Но выдающийся спортсмен вместе с Ильей Йодесом попал под лавину на пике Хан-Тенгри в 1993 году.
Легенда советского альпинизма Валиев развивает скалолазание
Казбек Валиев много думал, как развивать массовость в скалолазании. В 2000 году ему удалось сделать выразительные снимки во время соревнований на скалах у реки Или в Алматинской области, где уже много лет тренируются и проводят сборы скалолазы. Находясь под маршрутом, дети изучают скалу, и на их лицах читаются переживания.
«В то время у нас спорт-клайминг, или спортивное скалолазание, было в начальной стадии, хотя проводились соревнования, — говорит Валиев. — Существовали две базовые федерации — в Алматы и Шымкенте. В этих городах были скалодромы. Массовость была низкой, а школьные занятия скалолазанием могли бы привлечь внимание детей к этому виду спорта. В Казахстане надо было строить сеть школьных скалодромов. Есть спортзалы, есть преподаватели физкультуры, и если школьники будут заниматься этим на уроках, то какая-то часть придет в секции. Четверть века назад один из моих друзей посоветовал обратиться в ЮНИСЕФ. Нас поддержали, и мы смогли построить шесть скалодромов. Главным исполнителем проекта был заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму Юрий Моисеев. Решали проблему с обучением преподавателей, проводили семинары для учителей. Я заручился поддержкой замминистра образования, и в порядке эксперимента урок скалолазания был включен в школьную программу. За четыре года мы построили в школах республики 20 скалодромов».
Валиев рассказал, как однажды Моисеев сводил на гору пилота британской авиакомпании, который через неделю снова прилетел в Алматы и был приглашен на открытие школьного скалодрома. «Обычная школа, — вспоминает Казбек Валиев, — где мы построили две дорожки, выступает директор, и вдруг в спортзал входит шеф-пилот «Боинга» в форме с погонами. На британских авиалиниях есть боксы для монет. Пассажиры летят из одной страны в другую и оставляют на борту мелочь. Таким образом, собираются большие суммы, поступающие в ЮНИСЕФ на добрые дела. Летчик обратился в одно из отделений фонда, и нам помогли со строительством еще нескольких скалодромов. Мы стали проводить Кубок республики среди школьников.
Однажды я организовал такие состязания на Или, и дети, впервые увидевшие настоящие скалы, спрашивали, где на них зацепки. Вот и стыковка между рок-клаймином, то есть натуральным лазанием на скалах, и лазанием на тренажерах».
Надо отметить, что в Казахстане лазание на скалах по-прежнему очень популярно. Начинающие делают это на скалах «Лесничества», что находятся по дороге в урочище Медеу, на скалах у реки Или в урочище Тамгалы-тас (в месте регулярных сборов скалолазов и альпинистов, где проводится традиционный скальный фестиваль).
«С 2006 года скалолазание было включено в программу спартакиады школьников и учащихся колледжей, — продолжает Валиев. — Наши дети блестяще выступили в Японии на юношеском чемпионате Азии, выиграв шесть золотых медалей, серебро и бронзу. В 2009-м мы провели молодежный чемпионат Азии у нас в «Табагане» и забрали половину медалей. Этот проект в свое время дал рост инфраструктуре и массовости».
Уроки Урубко — блестящего альпиниста и скалолаза
Денис Урубко — первый в СНГ альпинист, выполнивший личную программу восхождений на все 14 высочайших вершин мира (2000-2009 годы). Он ходил в высочайших горах мира Гималаях и по новым маршрутам в зимнее время.
И всегда — без кислорода. Огромное внимание он уделяет тренировкам на скалах. «Начинающему скалолазу предлагается лазать с верхней страховкой, когда веревка продета через «станцию» над трассой, — пишет Денис. — Риск глубокого срыва отсутствует в принципе. Отпустив руки, ты просто повисаешь в одной точке. Многие люди тренируются так постоянно, чтобы исключить малейшую опасность. И получают удовольствие без адреналина, гарантированно выполняя гимнастические сложности на скалах любой категории. Добро пожаловать в мир вертикального фитнеса!»
Денис Урубко — обладатель четырех «Золотых ледорубов Азии». Увы, его партнеры по восхождениям, за которые были получены эти награды, погибли. Сергей Самойлов не вернулся из экспедиции на Лхоцзе, Геннадий Дуров сорвался на одном из маршрутов в Малом Алматинском ущелье.
В двойке с алматинцем Борисом Дедешко Денис Урубко прошел новый стенной маршрут на Чо-Ойю в Гималаях, за что оба спортсмена были удостоены высокой награды — в 2010 году их связке вручили «Золотой ледоруб мира».
«За много лет в скалолазании были выработаны системы оценки сложности маршрутов, — пишет Урубко. — Изначально они были разными в регионах из-за удаленности частей света. Однако сегодня в связи с упрощением коммуникации в оценках все постепенно унифицируется. Польская VI.I или американская 5.10 чаще заменяются на французскую 6а, потому что на прародине альпинизма и скалолазания придумали простые и логичные понятия, которые по душе большинству спортсменов.
Градуировка подразумевает ступени в развитии. Изначально парни и девушки пробуют силы на простых маршрутах, но заглядываются на мастеров. В желании сделать что-то более артистичное приходится тренироваться, развивать пластику, технику, силу — все, что требуется в спорте. Этапы совершенствования позволяют соотносить возможности с требованиями, делать не как “хочется”, а как “надо” под руководством старших или более опытных ребят. Приходит понимание диеты — лишний вес воспринимается не как данность, а как кара небесная, с которой можно и нужно бороться. Важно не переусердствовать, как в любой деятельности. И тогда уровень 8а даже мне станет казаться достижимым... Как величайшему скалолазу Адаму Ондре удалась трасса 9с — предел, на который люди еще не поднимались».
Далее Денис пишет о том, что от рождения человеку даны возможности для ходьбы, бега и лазания. «Если принять идею, что человек произошел от обезьяны, становится понятно, насколько скалолазание естественно. Все движения, рывки, статика изначально «прописаны» в каждой мышце. Нет более гармоничного вида спорта, развивающего каждый сантиметр тела. И трудно отказаться от него, когда чувствуешь отдачу от проснувшихся вековых инстинктов. Упоение своими возможностями в пластике похоже на танец, на жестко подобранные акробатические этюды с музыкой в сердце.
Задача раскинуть мозгами в поисках оптимального решения тоже доставляет удовольствие. Иногда бывает достаточно грамотно расположить ноги или перенести вес тела на десять сантиметров в сторону. И сразу все меняется! Участок, что ты не мог пролезть напряжением всех сил, дается просто. Или, невидимый глазу ранее, откроется новый зацеп. А может, просто скажутся опыт, наработанная техника лазания. И тогда движения сложатся в четко рассчитанный вектор. Великолепное чувство самоконтроля и владения телом несравнимо ни с чем. Такое за деньги не купить. В карты не выиграть. Родственники не подарят».
У алматинцев есть свой природный стадион, где оттачиваются навыки скалолазания и альпинизма. «Наши ребята пробили маршруты на бастионах в Малом Алматинском ущелье, чтобы можно было лазать с нижней страховкой, — говорит Казбек Валиев. — Это важно для альпинизма, потому что на больших стенах верхней страховки нет, надо проходить маршрут лазанием и делать страховку. Поэтому лазание по стене от крюка до крюка — это очень сильное упражнение. Мы являемся членами Евразийской федерации альпинизма, объединяющей постсоветские страны. Решили проводить очный скальный класс, и я предложил организовать соревнования у нас. Предстояло поставить 7-8 маршрутов, что требует большого количества снаряжения — и анкеров, и карабинов. Мы приобрели оборудование для его установки, а железо закупили и прислали россияне. Так мы получили целый стадион. Сейчас у нас девять скальных маршрутов, где мы проводили Кубок Азии и чемпионат Евразийской федерации».
Летом 2022 года команда казахстанских альпинистов совершила первопрохождение маршрута на пик Верный (Тянь-Шань) в рамках чемпионата Международной федерации спортивного альпинизма в классе высотнотехнических восхождений. Эти соревнования приравнивают к чемпионату мира, и это было достижение мирового уровня. Так что задумайтесь над словами из песни Владимира Высоцкого: «И пусть говорят. Да пусть говорят! Но нет, никто не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от простуд. Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд. Пройдут тобой непройденный маршрут».