Пламя Тенгри

Если Повелителю бескрайнего синего неба будет угодно...

Священный Кайлас считается домом бога Шивы, а пик ХанТенгри — место жительства верховного божества Тенгри. На закате, освещенные уходящим солнцем, лед, снег и мрамор на вершине принимают багровый оттенок. Аксакалы говорят, что это бог Тенгри разжигает свой костер.

Если Повелителю бескрайнего синего неба будет угодно...

Однажды, в 90-х, в затерянный мир высокогорья подняли на вертолете руководителя Нарынкольского сельского округа. Одна из алматинских туркомпаний, выжившая в то непростое время, организовала «прием» под пиком Хан-Тенгри. Человек в поношенном пиджаке и туфлях впервые в жизни ступил на ледник и зажмурился от бьющего в глаза солнца, которого так много в ясные дни на Центральном Тянь-Шане. Помню, мужчина был настолько потрясен величием гор, что поначалу не мог даже говорить. В палаточном лагере его окружили люди в ботинках и спортивных куртках — по-другому в поднебесье не выжить. Гость, конечно, знал, что родился и живет под крылом Повелителя неба, что Хан-Тенгри где-то за горными хребтами, но не предполагал, что сможет когда-нибудь поклониться Властелину духа, стоя у его подножия в Небесных горах.

Тенгрианство как официальная религия

Тюркологи Ерлан Еспенбетов и Галым Алиаскаров часто приглашают на свои лекции по истории древних тюрков и тенгрианству. Ерлан Уразбекович Еспенбетов — президент Общественного фонда по изучению и популяризации древнетюркской письменности, руководитель добровольного республиканского тенгрианского объединения «Тенгри Эль». В одном из своих видеообращений Еспенбетов говорит, что тенгрианство официально зарегистрировано в России, в Якутске, как местное религиозное объединение. Тенгрианство многими воспринимается как жизненная философия, как мировоззрение, однако это религия, которая сформировалась на основе естественного мировоззрении кочевников и была отражением их бытия. Предположительно, во времена Великого Тюркского каганата это кочевое мировоззрение приобрело монотеистическую форму.

Ерлан Еспенбетов является инициатором петиции по признанию тенгрианства как одной из официальных религий в Казахстане — наравне с христианством, исламом, буддизмом и другими учениями. Он говорит, что тенгрианство было официальной религией Тюркского, Кыргызского, Уйгурского каганатов до 1321 года, когда Узбек-хан объявил государственной религией ислам.

— Наша организация занимается сбором подписей под петицией — мы хотим предоставить юридические и правовые документы для официального подтверждения, что тенгрианство — это не только культурная самоидентификация нашего народа, но еще и собственная религиозно-мировоззренческая философия, — говорит Е.Еспенбетов. — Тенгрианство как мировоззрение, возникшее естественным путем в ходе истории, но во времена древнетюркского каганата оно приобрело явно монотеистическую религиозную основу. Изучая основные памятники древнетюркского периода, мы видим, что тюрки поклонялись Тенгри, и важнейшие события, включая рождение и смерть, ассоциировали с Тенгри. Мы начали изучать основы тюркской культуры более детально. Слово «торе» означает закон, право, то есть люди, соблюдавшие этот закон, называли себя турюками. Это одна из причин, почему тюрки имеют разнообразные типы лица. Есть тюрки, которые похожи на представителей монголоидной расы, есть представители Кавказа, есть европейцы с голубыми глазами, которые идентифицируют себя как представители тюркской общности.

Инициативная группа пришла к выводу, что такое количество людей не могло объединиться по политической причине, значит, была еще и высшая идеологическая система. «По сути, слово «турюк» было синонимом слова «тенгрианец», — продолжает тему Ерлан Еспенбетов. — Принявший учение Христа становится христианином, принявший учение Мохаммеда становится мусульманином, не имея никакой этнической окраски. Вот как была создана эта империя, а тюркский язык распространился от Восточной Европы до Дальнего Востока. У тюрков был период ренессанса, но, когда они начали отходить от своей собственной религиозной системы, когда стали терять веру в Тенгри, произошел упадок. Тюрки попали под влияние авраамических культур, буддизма, манихейства, несторианства. Многие течения и политические партии тюркских каганатов начали переходить на новые законы. Религия — это законы. К примеру, иудаизм — это законы Моисея, а у тюрков были свои законы».

Члены инициативной группы считают, что тенгрианство имеет право быть неотъемлемой частью нашей конфессиональной жизни, религиозной сферы. «Мы хотим, чтобы тенгрианство имело такие же права и обязанности, как другие религиозные учения, чтобы тенгрианцы могли собираться, не уведомляя об этом органы. Хотим, чтобы государство нас услышало, тем более что количество тенгрианцев растет. Тенгрианство близко народам Евразийского континента. У нас много религий, к примеру, в Алматы живет много русских, но ни русские, ни казахи не задумываются, что древние обрядовые традиции у нас одни и те же. Когда человек умирает, отмечают семь и девять дней, сорок дней, годовщину, есть родительский день. Это традиция, согласно которой люди поклоняются своим предкам. На Руси проклинали до седьмого колена, и это тоже древняя традиция, основа которой — языческая. Любая религия развивается, испытывает различные влияния. Мы хотим показать, что тенгрианская культура не исчезла. По приблизительным подсчетам, от 200 тысяч до 1 миллиона человек идентифицируют себя как тенгрианцы. Я думаю, что таким гражданам Казахстана нужен религиозный орган. Существуют наскальные изображения, датированные VI веком, где написано слово «Тенгри». Это древняя культура, и мы — не кабинетное верование. Многие люди путают понятия «вера» и «религия». Вера — это когда веришь, не имея доказательств, а религия — это организационная структура с общим мировоззрением».

Наука и религия

Авторы научной статьи «Тенгрианство — монотеистическая религия народов Великой степи» Е.У. Еспенбетов, Г.С. Алиаскаров, А.Ш. Хабибрахманов, Д.А. Бурабай пишут: «Как показывают годы независимости, в Казахстане — как светском и демократическом государстве — гармонично соседствуют различные конфессии и верования, что лишний раз подчеркивает решительную позицию страны в отделении института государства от института религии. В данной статье прослеживаются ключевые этапы роли тенгрианства в истории Казахстана и уделяется большое внимание их современной, адекватной трактовке и суждению. В качестве доказательной базы используется тщательный анализ транскрипций текстов из оригиналов древнетюркских рунических памятников, благодаря которым могут быть подвергнуты сомнению некоторые исторические «мифы» и «шаблоны».

Авторы статьи подчеркивают, что духовные центры религий располагаются далеко за пределами РК. Так, священными местами для христиан являются Иерусалим и Ватикан, для мусульман — Мекка, Медина, Иерусалим, для буддистов — Бодх-Гая и Лхаса. «К сожалению, в нашей стране практически не уделяют должного внимания тенгрианству, — сказано в статье. — По всей вероятности, единственному учению, в первую очередь ориентированному на местные климатические и природные условия, реалии жизнедеятельности и сформировавшемуся как религиозно-политическая идеология во времена Великого Тюркского каганата в VI веке. С сакральными местами, расположенными в Центральной Азии, к примеру: Тянь-Шань/ Тенгри-таг (Горбунов), пик Хан-Тенгри и Отукен (Акишев). Тенгрианство — это открытое мировоззрение, имеющее свои внутренние устои и связи с современными духовнонравственными системами. Термин «тенгризм/тенгрианство» впервые использовал казахский ученый Чокан Валиханов, это определение применяли французский востоковед Жан-Поль Ру и Олжас Сулейменов».

Авторы пишут, что название «Тенгри» от древнетюркского «Тэнрі» зафиксировано в древнетюркских рунических памятниках и встречается более 150 раз. «На протяжении тысячелетий племена тюрко-монгольского происхождения, последователи шаманства, поклоняются Небу (Тенгри), которое является олицетворением всех высших сил природы (Брокгауз, Ефрон, 1890-1907). Концепция бога Тенгри с ее символической системой, связанной с небом, была более абстрактной, загадочной и даже мистической, чем персонифицированное понимание Бога в христианстве. В современной терминологии обозначает «Небо», «Небесный дух» и «Бог». Иногда тюрки также использовали термин «кок», который больше подразумевал собой не только «голубой», «небесный» цвета, но и само «небо», «небосвод».

В философском понимании слово «кок» часто выступало для обозначения вещей, созданных природой (не искусственно)».

В научной работе отмечается: расшифровав два первых слова в Орхоно-Енисейских текстах «Тенгри» и «Тюрок», датский тюрколог Вильгельм Томсен в конце XIX века доказал мировой научной общественности наличие у древних тюрков собственной системы письма. Для примера приведена первая строка стелы Культегина (Малов, 1951): «Когда наверху Небесный Бог (Тенгри), а внизу бурая Земля возникли, сотворен был меж ними сын человеческий. Предки мои Бумын каган, Истеми каган, сев на трон, дали праведным подданым (народу) свод законов и права».

Авторы считают, что тенгрианское учение в своей основе экоцентрично и может стать мощным духовно-нравственным стимулом для урегулирования экологических вопросов Центрально-Азиатского региона, соответствуя международным принципам конвенции устойчивого развития природы.

Алматы мог бы стать духовной столицей тенгрианства

Год назад Ерлан Еспенбетов написал на своей страничке в соцсети: «С 1 сентября я работаю специалистом кафедры «Тюркология и теория языка» филологического факультета КазНУ под руководством доктора филологических наук, профессора и заведующей кафедрой Раушан Амирдиновны Аваковой. Когда мы открыли любительский центр тюркской письменности, мы и предположить не могли, что наше хобби (тюркские руны и история) станет нашей основной работой. Чтобы стать профессионалом своего дела и продолжить дальнейшее исследование, я поступил в магистратуру Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (кафедра филологии (сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание) и устроился на работу в КазНУ».

Издан самоучитель «Тюркская руника для начинающих» от преподавателей древнетюркской рунической письменности Ерлана Еспенбетова и Альберта Хабибрахманова.

Тюркологи-любители Альберт Хабибрахманов из Татарстана и казахстанец Ерлан Еспенбетов считают, что Алматы является одним из крупнейших культурных центров тюркоязычного мира. Они предлагают руководству Республики Казахстан, акимату города Алматы, Организации тюркских государств и Международному фонду исследования Тенгри рассмотреть кандидатуру города на присвоение звания «Духовная столица тенгрианства». «Алматы — это не только достояние нашей страны, но и всего тюркского мира. Поэтому он в полной мере заслуживает данный поэтический статус», — написал в соцсетях Ерлан Еспенбетов.

Именно из Алматы можно добраться до сердца Небесных гор, или Центрального Тянь-Шаня, к подножию Властелина неба и Повелителя духов — пика Хан-Тенгри, где обитает верховное божество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру