«Алма-Атинский обувщик»: о чем можно было писать

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 28

Сомневаюсь, что где-то сохранились полные подшивки номеров «Алма-Атинского обувщика». Хотя та газетка и выпускалась еженедельно в течение более чем 20 лет тысячными тиражами. Судьба советских многотиражек, не поступавших в государственные библиотеки, вообще вызывает вопросы в отношении мемориальной сохранности. А тем более если речь идет о печатном СМИ, находившимся под крышей предприятия, которого и самого-то давно нет в помине.

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 28

Литература, макулатура, культура

То время, когда подшивки пылились не только в редакции, но и в читальнях и всяких «красных уголках» всех пяти филиалов и многочисленных общежитий объединения «Джетысу», кануло безвозвратно. Да и сами эти подшивки в какой-то момент в одночасье обратились в макулатуру. Так что, возможно, все номера ушли в переработку и ничего не осталось вообще. Кроме соответствующего пробела в истории.

Однако у меня в архиве хранится полтора десятка пожелтевших газетенок. Их я и собираюсь полистать вместе с теми читателями, которым это может быть интересно и сегодня. Ну а мне самому такое поминальное шуршание интересно вдвойне. В каждом номере этого неслучайного собрания есть и моих «несколько строчек в газете». Они напоминают засушенные цветы и листья, когда-то заложенные в новый томик розовощеким читателем и случайно обнаруженные в старой книжице спустя несколько десятилетий...

Моим дебютным материалом в «Алма-Атинском обувщике» стал репортаж, не имеющий никакого непосредственного отношения к «Джетысу», но, как я был уверен, интересен тем, кто откроет свежий номер. Посмотрев на обувщиков в цехах и общежитиях, пообщавшись формально и неформально, я увидел молодых людей, в основном набранных в соседних селах, часто из неблагополучных семей, обделенных многим. Им предложили работу, но во всем остальном они были предоставлены себе сами.

И хотя, как и везде, внепроизводственные отношения имели место и тут, на флагмане обувной промышленности Казахстана (как на любом нормальном советском производстве, в штате состояли специальные сотрудники-«организаторы», работали спортивные секции и кружки по интересам (на этом я еще остановлюсь), все доброе и вечное, доставшееся в наследство от поколений «сеятелей», добивал в конце 1980-х хамоватый формализм, порождавший жвачную апатию у массы жителей той обреченной эпохи.

Но о том, что государство сможет и не выдержать такого отношения к своим основам, тогда не думали. Все жаждали перемен. В стране начиналась Перестройка. Многие считали, что все дело в реформировании всей системы и все сделают за нас сверху. Но мне казалось (да я в этом и до сих пор уверен), что любую перенастройку в обществе нужно начинать с себя. Только через культуру каждого отдельно взятого индивидуума, способного отличить правду от лжи и сознательно поставить себя в зависимость от высоких задач эпохи, можно достичь такого будущего, в котором каждый будет чувствовать себя в гармонии с окружающими и сможет жить долго и счастливо.

Великий просветитель работников обувной промышленности

Посмотрев на обувщиков, я решил, что им будет не только интересно, но и полезно читать материалы новой рубрики «Город, в котором ты живешь» — своеобразного путеводителя по той Алма-Ате, которая для большинства не была ни знакомой, ни родной.

«Знаете ли вы, в каком месте был забит тот первый колышек, с которого началась нынешняя Алма-Ата? А где хранится полный скелет гигантского вымершего носорога-индрикотерия? И как, например, будет выглядеть новый молодежный центр, строительство которого началось в столице Казахстана?

О достопримечательностях, истории, культуре, людях города, в котором вы живете, можно будет прочитать в новой постоянной рубрике».

Ну а для затравки я пригласил своих новых читателей в такое место, где так любят бывать и нынешние горожане, потомки тех алмаатинцев, хотя и потерявшие в своем самоназвании одно «а», но оставшиеся патриотами родного города. Речь — о Ботаническом саде. Каким он стал, знают все. Каким он был... Давайте посмотрим.

«Финал осени заражает своей тоской и меланхолией. Мрачновато чернеют мокрой корой голые деревья. Разбухшая от влаги листва устилает тротуары и аллеи. Невидимый, обволакивающий дождь усиливает состояние неуюта. Притихшая природа ждет снега, света и чистоты. В такие дни нет-нет да и возникнет мысль о тепле, солнце, лете.

А хотите через полчаса вновь очутиться в лете? Я серьезно. Хотите? Тогда садитесь на автобус или троллейбус и отправляйтесь на экскурсию в Ботанический сад Академии наук Казахской ССР. Здесь, в оранжереях, лето не кончается никогда.

А иначе нельзя, ведь под стеклянными крышами обитают такие растения, которые наша зима способна уничтожить одним дыханием. Привезены они сюда со всего света. Так что ваша экскурсия будет не только «прогулкой» во времени, но и «путешествием» в пространстве. А сколько нового и подчас неожиданного ожидает посетителей «вечного лета»!

Вот на берегу небольшого озерца с резвыми золотыми рыбками распустил свои метелки легендарный нильский папирус. В подобных зарослях охотились египетские фараоны, жившие за пять тысячелетий до нас. Сцены такой охоты украсили стены погребальных камер знаменитых пирамид. Но не связью своею с властителями древней страны славен этот тростник. Папирус — сырье, из которого египтяне делали свою знаменитую бумагу. Дойдя до нас, сохранила она бесценные данные о том далеком времени.

Так же, как папирус для жителей Древнего Египта, сейба играет важную роль в жизни коренных обитателей южноамериканской сельвы. Надвид сейба — дерево с темным стволом, украшенным солидными шипами, малопривлекательно, от такого не ждешь ничего хорошего. В общем-то так и есть — сок растения таит в себе смертельную опасность. Но это, как ни странно, и используют местные индейцы: сок сейбы входит в состав ядов. Даже легкая царапина, нанесенная смазанной этим ядом стрелой, смертельна для такого крупного зверя, как ягуар.

Интерес к тропическим культурам в Европе возник в период Великих географических открытий. Благодаря им в наш рацион вошли такие обычные сейчас продукты, как картофель, рис, кукуруза. Уходя на работу, добрая половина из нас выпивает ароматную чашечку кофе или какао. А как растут, как цветут и плодоносят эти экзотические растения, вы видели? Нет? В Ботаническом саду пробел можно восполнить.

Целый зал занят кактусами, и каких только форм, размеров и наименований тут нет! И плоские, и круглые, и длинные, и с иголками, и с целыми пучками шипов, и совершенно голые. А как красивы цветы кактусов! Приспособленные в результате длительной эволюции к условиям сухого жаркого климата, эти, казалось бы, аскетичные растения также приносят людям немалую пользу. Из кактусов и их родственников агав плетут веревки, делают изгороди, получают лекарства и даже используют в пищу.

Но Ботанический сад — это не только оранжерея. Есть тут и теплицы, в которых круглый год цветут и благоухают тысячи цветов, и дендропарк, в котором собраны сотни видов деревьев и кустарников.

А, впрочем, зачем я все это говорю? Ведь достаточно вашего желания и немного настойчивости, и вы побываете в Ботаническом саду сами. Для этого не надо ехать за тридевять земель..

Увы, сохранить знаменитую оранжерею, жемчужину старого Ботанического сада, в которой несколько десятилетий росли и цвели самые экзотичные растения земли, до наших дней не удалось...

А теперь — в театр!

Взвалив на себя возвышенное дело просвещения пролетариев, я тут же породил еще одну рубрику «Твое свободное время».

«Как вы проводите свободные вечера? «У телевизора», — так, не задумываясь, ответят девять десятых из нас. «Ходили в кино», — скажет подавляющее большинство из оставшихся. А театр? Театр, былой кумир, как-то незаметно исчез из списка наших досуговых мероприятий. Появился даже расхожий термин, связанный с его посещением, — «культпоход». А поход, сами понимаете, — дело, требующее изрядной самоотверженности, силы и мужества.

Говорят, что это телевидение отняло у сценических видов искусства лавры кумира. Дескать, сиди себе дома и кресле, грызи кедровые орешки, опустив ноги в тазик с горчицей, и наслаждайся спектаклем Большого или Малого. Красота! Но в том и дело, что по телевизору симфонический концерт, драма, опера, балет воспринимаются всего лишь как очередные передачи. И забывается, что все это — самостоятельные виды искусства, по своему значению и эмоциональному воздействию стоящие не внутри, а рядом с телевидением. Чтобы понять эту простую истину, достаточно пару раз побороть свое стремление к телесному комфорту и, вытащив ноги из пресловутого тазика, отправиться в филармонию или в театр.

Если вы в сомнении, с чего все же начать, начните с балета. Красота, яркость, драматичность, музыкальность... Балет — искусство синтетическое и всеми этими качествами обладает сполна. И при этом, несмотря на всю условность, нет более понятного и доступного жанра музыкального искусства. В таких жемчужинах хореографии, как «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Жизель», «Сильфида» действие настолько понятно и ясно, что их просмотр не нуждается даже в чтении программки.

А на днях в Театре оперы и балета имени Абая состоялась премьера нового балета «Тщетная предосторожность». Постановку коротко можно определить как хореографическую комедию (недаром современники называли Доберваля «Мольером танца») из сельской жизни. Здесь много смешного, образы карикатурны, ситуации сатиричны.

Интересно, что «Тщетная предосторожность» — первая балетмейстерская работа именитого казахстанского танцовщика, народного артиста СССР Рамазана Бапова. Главные партии исполнили прима-балерина театра Майра Кадырова и молодой солист Бахыт Смагулов.

Я коротко остановился лишь на одном театральном спектакле. Быть может, это заинтересует кого-то из вас. Театр же всегда рад новому зрителю.»

Ну, так вот примерно я отводил душу, повествуя о вечном. Однако никто не отменял для меня заботы о суетном. В конце концов, газета называлась не «Культурная жизнь Алма-Аты», а «Алма-Атинский обувщик».

(Продолжение следует.)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру