Нелегкая судьба легкой промышленности Казахстана и многотиражных СМИ

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 26

Какая такая связь может быть между казахстанской журналистикой второй половины XX века и легкпромом Казахской ССР? Самая прямая и несомненная. О ней, собственно, я и хотел бы поведать далее, вспомнив несколько месяцев нудноватой работы в многотиражной газете с претенциозным названием «Алма-Атинский обувщик».

Но для начала должен объяснить современному читателю (и напомнить несовременному), что такое многотиражная газета, и что такое легкая промышленность Казахстана. Начну со второго.

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 26

Бывшая промышленность

Легкая промышленность в отличие от тяжелой ближе к сердцу (и телу) каждого гражданина-потребителя. Грубо говоря (с точки зрения научной экономики), сфера ее интересов зиждется на том, чтобы одеть и обуть всех и каждого.

О том, что в советском Казахстане существовала собственная (и весьма развитая!) легкая промышленность, современный потребитель может и не догадываться, принять за шутку. Действительно, заваленные доступным ширпотребом развалы оптовокбарахолок, прилавки базаров, полки крупных магазинов и витрины бутиков вряд ли могут похвастаться у нас изобилием вариантов белья-одежды-обуви от национального производителя. «Эксклюзив» предлагают разве что единичные «фэшены» от нескольких дизайнеров. Но и это все сработано из импортных материалов и фурнитуры, а часто и за пределами Казахстана.

Между тем давайте глянем на показатели удельного веса советского Казахстана в отрасли в размерах всего Советского Союза. На конец 1984 года в процентах. Для того чтобы оценить роль республики, необходимо учесть численность ее населения — 5,7 процента от общесоюзного. Интересно, что количество работавших при этом в Казахстане было несколько ниже — 5,2 процента.

Так вот, в легкой промышленности мы не были нахлебниками и не полагались на других. Так, при производстве верхнего трикотажа Казахстан еще и одевал соседей (выпуск составлял 6,1 процента от общесоюзного). Мы вполне обеспечивали себя бельем (5,7 процента) и весьма солидно представляли себя в производстве шерстяных тканей (4,2), кожаной обуви (4,1), а также чулок-носков (4).

Неслучайно в те годы считалось, что легкая промышленность со временем займет в республике такое же достойное место, как горнорудная и металлургическая отрасли, и создаст массу рабочих мест для неработающих женщин.

Наша косая четверть

Что касается Алма-Аты, то столица двигалась в этом отношении впереди республики всей. Вот красноречивая выдержка из казахстанского тома капитального географического описания «Советский Союз», выпущенного в Москве еще в 1970 году: «Развивается в Алма-Ате и легкая индустрия, дающая четверть промышленной продукции города... Самым крупным предприятием этой области становится хлопчатобумажный комбинат, состоящий из двух прядильно-ткацких фабрик, рассчитанный на 247 тысяч веретен и четыре с лишним тысячи ткацких станков. Первая очередь комбината вступила в строй в 1965 году, и уже 60 тысяч веретен перерабатывают там южно-казахстанский хлопок. С пуском комбината на полную мощность он будет давать ежегодно 70 миллионов метров различных тканей.

С военных лет в городе работают хлопкопрядильная, суконная и трикотажная фабрики. Обувные предприятия Алма-Аты объединены в крупную фирму «Джетысу», а старый шорно-сыромятный завод переоборудован в меховой комбинат, выделывающий и окрашивающий овчины под цигейку, выдру и котика. Славится продукция и местной ковроткацкой фабрики, которая выпускает ковры с национальным казахским орнаментом».

О «Джетысу» мы будем говорить особо. Что до хлопчатобумажного комбината, то он действительно стал флагманом отрасли всего Советского Союза. АХБК имени 50-летия Октябрьской революции был городом в городе. Со своими дворцом культуры, музеем, тремя библиотеками, двумя ПТУ, 13 общежитиями на 5,5 тысячи мест, санаторием-профилакторием, 11 детскими садиками и яслями на 2795 мест, пионерлагерем «Салют» и (кстати) многотиражной газетой «Текстильщик». В начале 80-х в 50 цехах предприятия каждый год выпускалось продукции более чем на 250 миллионов рублей.

Однако у нас в те годы не только выпускали ткани, но и шили одежду. В Алма-Ате работали известные предприятия отрасли — Швейно-галантерейная фабрика, Швейные производственные объединения имени Гагарина и имени 1 Мая, Трикотажное объединение имени Дзержинского, Меховой комбинат имени 50-летия образования СССР. А еще была фирма «Казахстан», занимавшаяся индивидуальным пошивом и ремонтом одежды.

Качество продукции оставляло желать лучшего, но это было общей проблемой Союза, и сейчас не о том речь. Качество, оно ведь дело наживное. Нужно ли рубить яблоню, которая приносит отменные урожаи, если среди плодов обнаружатся червивые яблоки? Может быть, будь в Казахстане 90-х уверенность в завтрашнем дне, наши яблони не пустили бы на дрова...

Едкая пародия на «Правду»

С многотиражками мы в рамках этого проекта уже сталкивались. Это когда автор вспоминал увлекательный момент своей неусидчивой журналистской карьеры, связанный с сотрудничеством в органе «органов» — милицейской газете «На страже».

Многотиражная печать — достояние предприятий и организаций. Таких, которые в силу своих масштабов могли позволить себе выпуск собственной периодики. Речь о министерствах, райкомах, крупных предприятиях и объединениях, колхозах и совхозах, вузах и НИИ. Возникновение этого сорта печатных СМИ связано с борьбой за всеобщую грамотность в 20-е — 30-е годы, а расцвет пришелся на закат СССР.

Многотиражка, несмотря на легкомысленное название, представляла собой хотя и небольшую, но полноценную газету. Со штатом сотрудников-журналистов, редактором, полным циклом подготовки материалов и выпуска их в свет, полноценной печатью (часто в типографиях, а не только на всяких «гектографах, стеклографах, шапирографах»). И даже розничной ценой в 1-2 копейки.

Единственное, чем многотиражки резко контрастировали с «нормальными газетами», можно считать уровень подаваемого материала. Заточенные на узкопрофильный «нужный» контент, тщательно структурированные и жестко контролируемые сверху, они и не предполагали какой-то яркой журналистики. Скорее, напротив. Потому-то работали в них скучные и невзрачные субъекты, весьма довольные тем, что им удалось найти «свое место», на котором они готовы были оставаться всю жизнь и которым дорожили (тем более что зарплаты у них бывали побольше, чем в самых популярных СМИ). При этом идеалом многотиражной журналистики всегда оставались центральные партийные газеты, издаваемые в Москве и (в нашем случае) в Алма-Ате. В силу всех этих условностей многие многотиражки напоминали собой едкие пародии на... газету «Правда» («Казправда»). Правда, тогда на это внимания не обращали и про это вообще не думали.

Однако следует заметить, что бывали и исключения. Особенно когда речь шла о крупных вузах и институтах Академии наук. Где авторы могли позволить себе такое, что не прошло бы в других местах, а руководство с удовольствием пропускало всякие шалости физиков-лириков.

Но, несмотря на то, что таких ярких ведомственных изданий было немного, нельзя сказать, что остальная многотиражная печать распространялась только «по подписке» (насильно). Всякий новый номер приобретался осознанно и пролистывался с интересом. Ведь героями его (а частично и авторами) по большому счету становились те, кто работал рядом, кого знали не понаслышке.

Ну а что касается тиражей, то те многотиражки, которые выходили в 70-е – 80-е годы прошлого столетия в СССР, если сравнить их со многими нынешними бумажными СМИ, могли бы дать фору своим потомкам. В эпоху апофеоза в стране существовало несколько тысяч многотиражек, печатавшихся общим количеством полмиллиона экземпляров в год.

Приговор многотиражным газетам вынесла Перестройка, когда в стране вдруг возникла напряженка с бумагой. Можно ли считать их реинкарнацией современные сайты, появившиеся на предприятиях, в организациях и учебных заведениях в минувшем десятилетии? Можно. Но с большой натяжкой. Для работы над такими сайтами редко привлекают профессиональных журналистов. Так что, положа руку на бумажник, по сути своей они более напоминают электронные стенгазеты из славного прошлого. Многотиражки, если не считать отдельных «районок», вымерли вместе с Советским Союзом. Он их породил, он и...

Можно сказать, что их гибель в начале 90-х предварила после короткого и небывалого всплеска на рубеже столетий массовое вымирание печатных СМИ в 2010-х.

Так что от них осталась только память. И нам есть что вспомнить.

(Продолжение следует.)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру