Накипело
Рост травматизма, который сопряжен с темпами популяризации электросамокатов, вновь стал предметом бурного обсуждения в Казнете. На этот раз инфоповодом послужила петиция одного из активистов, который предложил полностью запретить кик-шеринг (аренду самокатов) как таковой.
Петиция создана неким Леонидом О. и размещена на портале epetition.kz 1 августа, где будет активна до 1 февраля 2025 года. За полмесяца она набрала чуть более 1000 голосов из необходимых 50 000, поэтому пока еще рано судить о том, попадет ли она в работу депутатам. Можно предположить, что да, поскольку «летающие камикадзе» поднадоели многим. В теле письма приводятся уже знакомые всем аргументы. При этом автор отмечает, что все могло быть иначе.
«Идея кик-шеринга в Казахстане могла бы принести безусловные плюсы — повышение мобильности и быстрое передвижение без пробок, разгрузку городских дорог, снижение затрат на транспорт», — сетует Леонид О.
И действительно, ввиду того что акимат Алматы так и не исправил ситуацию с общественным транспортом (основная проблема здесь одна — объем автобусного и троллейбусного парков должен быть увеличен как минимум вдвое), жители и гости мегаполиса отдают предпочтение альтернативным видам передвижения по городу. То есть личному транспорту и такси, а те, кто лишен возможности пользоваться первыми двумя, предпочитают электросамокаты.
Эксперты отрасли подсчитали, что в Алматы ежедневно услугами кик-шеринга пользуется около 100 000 человек. Это большой показатель с учетом того, что суточный трафик поездок в общественном транспорте составляет около 1,4 миллиона человек. Если учесть, что пик аренды самокатов приходится на светлые часы суток, то около десятой части городского трафика они оттягивают на себя.
Конечно, если передвигаться на общественном транспорте было бы комфортно, то популярность его была бы на высоте. Но, увы! Вопрос открыт, и этот фактор продолжит выступать триггером роста популярности всех альтернативных способов передвижения. Как показала практика, попытка акимата выдавить личный транспорт с центральной части города ни к чему не привела. Только к дополнительным тратам. Деньги, кстати, можно было бы пустить на закупку дополнительных автобусов, но у акимата, видимо, другие планы на этот жирный кусок пирога.
Возвращаемся к петиции. Ее автор ставит акцент на то, что самокатчики регулярно нарушают правила управления, чем и создают опасную для общества среду.
«На днях вышла статья в СМИ о том, что к административной ответственности привлечено свыше 7,5 тысячи алматинских самокатчиков, зарегистрировано 38 ДТП с участием самокатов, 42 человека получили травмы. Но мы все понимаем, что цифры занижены. Ведь каждый день сталкиваемся с неудобствами, которые причиняют пешеходам эти самые самокатчики. Мы вынуждены терпеть это безобразие. С сентября 2023 года в Париже ввели запрет на прокат электросамокатов в связи с тем, что жители французской столицы неоднократно жаловались на то, что люди на электросамокатах мешают пешеходам и создают аварийные ситуации. В Алматы складывается абсолютно аналогичная картина. Дабы не допустить человеческих жертв и исключить негативное воздействие на жителей, просим запретить кикшеринг. Надеемся, прибыль нескольких иностранных компаний не будет перевешивать чашу с жизнями, здоровьем и хорошим настроением казахстанцев», — говорится в петиции.
Достойное решение
Суть претензии понятна, но назвать требование о полном запрете однозначным никак нельзя. В популяризации самокатов как явления ничего плохого нет. Есть и немало плюсов. Но то, как идея была реализована в Казахстане, вызывает критику. Как уже сказано выше, часть ответственности лежит на акимате, и с этим крайне сложно поспорить. Но, чтобы глубже понять суть проблемы, нелишним будет немного «отмотать» историю.
Акимат Алматы предпринимал целый ряд попыток по внедрению разных альтернатив, в частности шеринговых велосипедов. Помнится, аким лично тестировал этот вид транспорта. Правда, исключительно для прессы, и только на площадке перед акиматом. Байбек — не Шварценеггер, который, будучи губернатором Калифорнии, до мэрии добирался на велосипеде. Наш же аким в период своего градоначальства предпочитал передвигаться в составе кортежа. Все попытки запустить прокатные велосипеды были обречены на провал, поскольку город имеет ярко выраженный уклон. Элементарно — далеко не у всех достаточная физическая подготовка, чтобы на одном дыхании подняться, например, от Толе би до Аль-Фараби. Да и обязательство «парковать» такие велосипеды в специальные станции было крайне неудобно из-за недостаточного числа последних. Появившиеся электросамокаты с такой же привязкой к «базам» также прожили недолго. И только с запуском «майямского» формата, когда заканчивать поездку можно там, где тебе захочется, популярность электросамокатов по-настоящему выстрелила. Маленькие, маневренные, достаточно мощные, чтобы ехать в гору, дешевые по стоимости аренды — вот формула успеха, которая работала на старте запуска кик-шеринга.
Что изменилось сейчас? Осталось все, кроме стоимости, которая сегодня, на наш взгляд, более чем завышена. А это, между делом, может быть одной из составляющих вопроса травматизма. Сейчас все кик-шеринговые компании работают по примерно одному и тому же сценарию. Стоимость проезда складывается из двух показателей: так называемый «старт», то есть определенная сумма снимается просто за разблокировку электросамоката, плюс к этому добавляется сама аренда, исчисляемая в минутах. В среднем стоимость составляет от 35 до 55 тенге. За 10-минутную поездку придется выложить примерно 500 тенге. Не стоит забывать и о том, что во время простоя минуты также тикают, поэтому светофоры свободно могут отъесть до половины оплаченного времени.
Что выходит в сухом остатке? Люди, берущие самокаты в аренду, стараются как можно быстрее добраться из точки «А» в точку «В», злоупотребляя скоростным режимом и создавая аварийные ситуации. Некоторые водители, может быть, и не хотели бы лихачить, но, имея ограниченное количество денежных средств, они, образно говоря, «давят на гашетку».
Да, у кик-шеринговых компаний есть множество различных тарифов, которые позволяют брать самокат по более выгодной стоимости, но все они привязаны к таймингу, что в срезе поставленного вопроса является большой проблемой.
А можно как-то иначе? Надеемся, что да. Например, стоимость аренды могла бы складываться из пройденного расстояния. Конечно, здесь возникают другие риски — арендаторы могли бы «держать» самокаты часами, простаивая на месте. Но как раз такое злоупотребление и должно регулироваться таймингом. Условно, если самокат, взятый в аренду, простаивает больше минуты, то к стоимости проезда за километр добавляется время за простой.
При таком подходе, чтобы проехать участок «А — В», уже нет практической необходимости нестись с большой скоростью, ведь те же светофоры на перекрестках редко горят больше минуты. Соответственно такой гибридный подход к ценообразованию мог бы значительно снизить травматизм. Конечно, сейчас для кик-шеринга такая формула выглядит неприемлемой, поскольку доходы с каждого самоката однозначно снизятся. По разным данным, три парка крупнейших кик-шеринговых компаний Яндекс, JET и Whoosh составляют около 30 000 электросамокатов. Это только в Алматы. И понятно, что просто так отказываться от бизнеса, который приносит десятки миллионов долларов, никто не станет. Но если посмотреть на ситуацию под ультимативным углом вероятного запрета, то именно такой подход может стать достойной альтернативой. Ведь все ноу-хау должны вводиться во благо казахстанцев. Не так ли?
Новые технологии, вы где?
Другая важная составляющая — контроль за соблюдением ПДД и правил эксплуатации электросамокатов. Все требования хорошо известны. Ведь о том, как и где можно ездить на электросамокатах, казахстанские СМИ пишут регулярно. Но! Все те нарушения, которые описаны в петиции, мы можем наблюдать ежедневно, поскольку за соблюдением этих самых правил никто особо не смотрит, а это уже юрисдикция МВД.
Закон, призванный упорядочить движение электросамокатов, вышел еще летом прошлого года. То есть у полиции есть все основания пресекать правонарушения и выписывать штрафы тем, кто пренебрегает ПДД. Из официальных отчетов известно, что в этом году с марта по май (включительно) к ответственности привлекли лишь 7,5 тысячи человек. Напомним, что ежедневный трафик составляет около 100 000 поездок в сутки. Чем считать такой отчет — результатом или отпиской?
Как считают многие активисты, чтобы закон заработал, в систему должны включаться именно пешие патрули. Да, то, что на крупных оживленных перекрестках самокатчиков приучили спешиваться, — хорошо. Но таких локаций по городу мало, а основные происшествия с серьезными последствиями происходят на тротуарах и велодорожках, где за ними нет никакого контроля.
Нелишним было бы подключить систему «Сергек», которая могла бы фиксировать те случаи, когда, скажем, на одном самокате едут несколько человек. Все шеринговые самокаты пронумерованы, и при должной синхронизации не составит большого труда вычислить, кто в конкретный промежуток времени и в конкретной точке арендовал самокат. Как говорится, было бы желание... Выгода, конечно, не такая, как с автомобилистов, но мы ведь про безопасность. Верно?
Заключительный фактор — культура. Отнюдь не всегда агрессивный стиль вождения и нарушения правил связан с желанием сэкономить. Некоторые, чувствуя безнаказанность, начинают злоупотреблять положением. Пожалуй, самый яркий тому пример — рейды против мопедистов. Последние три месяца они проходят практически постоянно. Как следствие, то бескультурье, с которым ничего не могли сделать за последние три-четыре года, сократилась до минимума всего за пару месяцев. Да, есть рецидивисты, но в большинстве своем мопедисты стали опасаться того, что их транспорт могут забрать на штрафстоянку, и начали соблюдать ПДД. Смотреть приятно.
Тяжелее всего будет достучаться до той категории людей, которые передают свои аккаунты несовершеннолетним. Электросамокат не игрушка и не развлечение. Это средство передвижения, которое требует ответственности, повышенного внимания, определенных физиологических показателей и навыков. Неспроста установлен возрастной ценз «18+». Здесь, наверное, поможет только социальная реклама, которую следует регулярно запускать на ТВ, радио и на билбордах города.
Мы продолжим следить за тем, как сложится судьба петиции. Не исключено, что в финале увидим предложенный редакцией вариант, который, пусть и требует определенных усилий, точно будет результативным.