На поезде – по Турксибу

Западную Сибирь издревле населяли многочисленные тюркские племена

На карте, представленной в Новосибирском краеведческом музее, обозначены территории, где проживают ханты, манси, ненцы, энцы, селькупы, кеты, эвенки, долганы, нганасаны, шорцы, якуты, буряты, тофалары, хакасы, тувинцы, алтайцы, татары, казахи.

Западную Сибирь издревле населяли многочисленные тюркские племена
Олень у северных народов — и пища, и одежда, и транспорт

От Алмату до Алматы

Казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед Чокан Валиханов служил в Военно-ученом комитете Генерального штаба Военного министерства, в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Когда город Верный превратился в отправную точку первых научно-практических экспедиций, Валиханов изучал жизнь, быт и родовые отношения тяньшаньских народов и в экспедиции начальника Алатавского округа М.М. Хоментовского по Семиречью вел дневник с зарисовками.

Читаем в книге «Almaty. Город мой родной» (2004 г.): «Облик нового поселения запечатлели на своих полотнах сибирские живописцы Михаил Знаменский и Павел Кошаров. Известны три их рисунка. Композиционным центром работ художников является станичная площадь. Посередине ее — маленькая деревянная Софийская церковь, освященная настоятелем Евтихеем Вышеславским в 1858 г.».

В книге Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра» (1963 г.) сказано, что крупный торговый центр на пересечении торговокараванных путей Алмату был известен арабам, китайцам и персам. «Монгольское нашествие в XIII веке нанесло сильный урон городу, он был почти полностью разрушен и разграблен. Казалось, Алмату никогда больше не встанет из руин. Однако выгодное расположение на караванном пути сыграло свою роль и город вновь отстроился. Население продолжало заниматься ремеслом и торговлей. Известный казахский ученый Чокан Валиханов так писал об этом: «Алмату... был известен по своей торговле и служил станцией на большой дороге...».

Автор книги повествует о том, что существующие в Азиатской России железнодорожные пути до Семиреченской области не доходили, доехать туда было труднее, чем до более отдаленных сибирских областей. Но город Верный становился крупнейшим торговым центром Семиречья и всего Казахстана, в базарные дни здесь можно было видеть торговый люд из Сибири, Ташкента, Семипалатинска, Кульджи. «На верблюдах и волах сюда доставляли бакалейные товары, ситец, посуду, керосин, спички, сахар, а увозили яблоки, шерсть, кожу и сало».

Туркестано-Сибирская магистраль связывает Сибирь и Среднюю Азию. Известно, что о строительстве железной дороги для связи Туркестана и Сибири задумались еще в 1886 году, а в 1896-м городская дума Верного приняла решение о создании комиссии для определения целесообразности строительства. В открытых источниках сказано: «Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешевого сибирского зерна и других товаров в регион».

Казахское жилище

Экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею

Новосибирский краеведческий музей находится в историческом здании, где 14 декабря 1917 года была провозглашена советская власть в городе. Здесь представлены археологические находки, коллекция этнографии коренных народов Сибири, коллекции одежды и тканей, деревянных, промышленных изделий из цветного металла и многое другое. В одном из залов можно увидеть казахские платья, украшения и жилище.

Освоение русскими Южной Cибири началось в XVIII веке. В 1703 году казаки основали первый укрепрайон — Умревинский острог, в 1713-м был построен Чаусский острог, потом — Бердский, вокруг которых развивались ремесло и торговля. Ближе к середине столетия появился Московско-Сибирский тракт.

В 1764 году на реке Нижний Сузун построили медеплавильный завод, а при нем — монетный двор.

На инфостенде написано: «Появление промышленности стало новым стимулом для роста населения и торгово-промышленного освоения территории. На протяжении всего XIX века продолжается интенсивная колонизация Южной Сибири. В этот регион в результате вольной колонизации, уголовной и политической ссылки, административного перевода переселялись не только русские, но и представители многих других народов».

Появление Турксиба привело к мощным социально-экономическим и культурным сдвигам, удешевив перевозку грузов и пассажиров. Начался активный приток переселенцев из Европейской России, крестьяне осваивали земли, пришли предприниматели и интеллигенция. «Железная дорога открыла Сибирь для отечественных и зарубежных инвестиций и промышленных товаров, а Европейскую Россию и Европу — для сибирской сельскохозяйственной продукции. Она также позволила значительно усилить военную мощь империи на восточных рубежах. Железнодорожная магистраль способствовала зарождению новых городов, которые вырастали из станций и поселков».

Шаманское одеяние

Медведи и олени, охотники и шаманы

В одной из витрин музея лежит шкура хозяина тайги. У народов Сибирского Севера распространен культ медведя. Самый крупный и могучий обитатель лесов вызывает у человека страх и уважение. Медвежий праздник — это гулянья, проводы души убитого охотниками медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали на полу в жилище, во время праздника, который длился в течение нескольких дней, ее украшали бусами и лентами, в честь медведя разыгрывали костюмированные сценки, представляя зверя умершим родственником. Кульминацией праздника становилось коллективное приготовление и поедание медвежьего мяса. Череп медведя обязательно сохраняли, надевали на деревья, пни или шесты, выставленные на священных местах.

Много медведей и в горах Казахстана. Читаем в книге «Алма-Ата сегодня и завтра»: «В Заилийском Алатау в местах, редко посещаемых человеком, сохранились дикие животные — медведи, снежные барсы (ирбисы), горные бараны (архары), горные козлы (тау теке), косули (илики), горные индейки (улары), горные куропатки (кеклики)».

Охота, рыбная ловля и собирательство в Сибири являлись важным подспорьем в крестьянском хозяйстве. Мужчины приносили в дом добычу, мастерили домашнюю утварь, изготавливали одежду и обувь, женщины обрабатывали лен, коноплю и шерсть. Ремесленники мастерили сани, телеги, корзины и кадки, посуду и гончарные изделия.

В одной из витрин музея представлен олень. Из открытых источников известно, что под влиянием степного коневодства скифских и тюркских народов в Скандинавии и в Сибири лопарями, самодийцами и тунгусами был одомашнен олень. У народов Севера олень — это и пища, и одежда, и транспорт.

Много написано о сибирских шаманах, сегодня там существуют шаманские школы. Шаманский наряд — это длинное одеяние с бахромой, увешанное множеством бусин и кисточек. Шаманы в Сибири являются неотъемлемой частью общества. Обладая даром видеть иную реальность, они являются посредниками между миром людей и миром духов. Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков, русские путешественники и исследователи Сибири распространили его по всему миру. Шаманизм популярен и в Казахстане, что связано с историческими и культурными традициями. Известно, что шаманизм имеет глубокие корни в истории кочевых народов Центральной Азии, включая казахов, и эти традиции являются важной частью культурного наследия.

Бизнес и благотворительность

В начале XIX века формировались ярмарки Западной Сибири. Ярмарочная торговля, находившаяся под покровительством государства, имела ряд льгот, но в 1883 году беспошлинная торговля была отменена. А сибирское купечество появилось в середине XVIII века. Купцы торговали пушниной, хлебом, мануфактурой, продуктами животноводства. «Купечество распределялось на три гильдии, принадлежность к ним определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодный взнос. Вдоль Московско-Сибирского тракта на территории Западной Сибири сформировались крупные торговые центры: Каинск, Колывань, Бердск. В XIX веке купцы входили в верхние слои городского общества, выбирались на высокие посты в городских и сельских управах. Сознавая ответственность за территории, они занимались социальным благоустройством и помощью бедным — брали расходы по строительству и содержанию церквей, городских школ, училищ, лечебниц».

Вспоминается диалог между верненскими купцами Исхаком Габдулвалиевым и Никитой Пугасовым касательно строительства Турксиба в романе Дмитрия Снегина «В городе Верном», где высказываются опасения по поводу предполагаемого наплыва по железной дороге конкурентов.

А в книге «Almaty. Город мой родной» сказано: «Широкую известность получила благотворительность городского купечества. На средства меценатов строились храмы, богоугодные заведения, школы, велось благоустройство края и градостроительство. В Верном были возведены мечети, синагога, римско-католический костел, православные церкви, среди которых сохранились Туркестанский кафедральный собор, возрожденный к жизни на Вознесение в 1995 году, и Малостаничный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, небесной заступницы Семиречья, — этот храм возведен в 1871 году в память основания алматинских станиц».

В книге написано, что до речки Малой Алматинки Верный напоминал образцовую деревню, основанную переселенцами из разных уголков России, — крепкие избы, амбары, сараи, конюшни. «Крестьяне везли в Семиречье самое дорогое: из Сибири — цветы в горшках, что в студеные дни благоухали на избяных подслеповатых оконцах, из Поволжья — плоские тяжеленные камни для гнета при квашении капусты». Что называется, в Тулу да со своими самоварами.

По фамилии первостатейного купца и благоустроителя города Никиты Яковлевича Пугасова был назван мост. Здесь, у мельницы, после верненского землетрясения 1887 года бесплатно кормили хлебом жителей разрушенного города.

Любопытно, что в одном из залов музея представлен неимоверно большого размера красный пиджак бизнесмена 90-х. Как много связывало нас во все времена!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру