История 1: про моменты прошлого, о которых не мешает знать казахстанцам
Земли, на которых расположен современный Казахстан, издревле находились в сфере интересов Китая. «Сиюй» — «Западный край» традиционной китайской географии — обретал политическое значение в те моменты истории, когда китайцы обретали сильную централизованную власть и у них появлялась возможность решать свои внешнеполитические проблемы военными методами. И хотя таких моментов было не очень много, они имели место.
Когда же и где видели сынов Поднебесной на просторах Великой степи?
В I веке до нашей эры китайцы проникали до Сырдарьи. А предшествующее столетие явилось эпохой бесконечной войны между ханьским Китаем и кочевой империей гуннов. Решительная стадия войны началась во времена императора У-ди (140-87 годы до н. э.). В 101 году (до н. э.) китайские войска вторглись в Среднюю Азию, где разорили Ферганский оазис. Но война затянулась, и какое-то окончательное разрешение стало возможным лишь спустя 30 лет, когда гунны потерпели крах в столкновении с усунями, динлинами и дунху.
Один из последних эпизодов гуннскоханьских войн был связан с государством Кангюй и Средней Сырдарьей. Вот что писали по этому поводу историки С. Кляшторный и Т. Султанов: «Северные гунны во главе с Чжичжи-шаньюем ушли в Среднюю Азию в союзное государство Кангюй (на средней Сыр-Дарье), но здесь были настигнуты китайским экспедиционным корпусом и уничтожены — ханьские власти опасались, что Чжи-чжи в союзе с кангюйцами будут угрожать их господству в Восточном Туркестане».
Следующий эпизод был связан с 740 годом, когда войска Сюан-цзуна — самого знаменитого императора эпохи Тан в ходе долгой войны с тюрками оккупировали современный Южный Казахстан. Был захвачен и разорен крупнейший мегаполис того времени в этой части Азии Тараз, в котором китайцы истребили местную тюргешскую династию. В 742 году той же участи подвергся Суяб — столица западнотюркских каганов. А в 742-м китайцами был захвачен и Шаш (Ташкент). Все эти земли были присоединены к Западному краю, которым управлял находившийся в Куче губернатор.
Однако власть китайцев здесь оказалась недолгой. С Запада надвигалась другая мощная сила той эпохи — арабы, которым удалось потеснить китайцев и отбить Тараз.
В 751 году близ Тараза (при Атлахе) состоялась знаменитая «битва цивилизаций» между арабами (ведомыми Зиядом ибн Салихом) и китайцами (во главе с Гао Сяньчжи). Войска дрались (по другим сведениям, стояли, не решаясь начать битву) пять дней, но в результате вмешательства карлуков, восставших в тылу, китайцы оказались наголову разбитыми.
Дальнейшим военным предприятиям на далеком Западе помешало восстание в 755 году полководца Ань Лушаня, положившее конец апофеозу Танского Китая.
В XVII — XIX веках китайцы вновь появились в Семиречье и пытались продвинуться далее. Вослед за окончательным разгромом джунгар, после которого про уничтоженных степняков вспоминали в Центральной Азии уже только в прошедшем времени, победители Цины начали претендовать не только на «освобожденные» земли Семиречья, но и значительную часть Восточного и Южного Казахстана (и даже современного Узбекистана).
О причинах новых притязаний китайцев писал Чокан Валиханов («О киргиз-кайсацкой Большой орде»): «Владения народов уйсунь, уйгуров, джунгар сменяли одно другое. Последний народ был завоеван китайцами в 1755 году, а все владения этого народа Китайская империя включила в свои пределы.
Большая орда, кочевавшая по Таласу и далее к Ташкенту под начальством Аблай-хана, двинулась на восток и после удачной и продолжительной борьбы вытеснила их за Малый Алатау и заняла свои давние места. Итак, эти места, по сказанию кайсаков, вновь заняты Большою ордой у калмыков, и, следовательно, притязания китайцев на эту страну несправедливы, так как с появлением исконных жителей она стала независимою. Хотя до появления русских войск в этой части степи Большая орда и считалась под покровительством России в 1824 года, но китайцы не переставали посылать в Заилийский край свои отряды для сбора ничтожной дани до 1840 года, в которое они потерпели горестное и плачевное поражение от здешних чапраштов при урочище Тирен-Узек».
Несмотря на номинальное вхождение в состав России, и султаны Среднего жуза временами поглядывали на восток. Особенно когда это касалось легитимизации ускользающей ханской власти.
Уяснив, что власти империи вовсе не стремятся сохранять ханские традиции в Степи, один из претендентов на трон султан Габайдулла Валиханов отправил в 1825 году депутацию в Кульджу к властям китайского богдыхана. На что оттуда через год прибыл в Баянаул отряд местного амбаня, наделенного самыми широкими полномочиями.
Однако ага-султан просчитался с реалиями времени и был попросту перехвачен на пути к ханскому достоинству казачьим отрядом Ивана Карбышева. Китайцам отправили соответствующее письмо о том, чтобы шли туда, откуда пришли, а самого Валиханова сопроводили в Омск. Чтобы в торжественной обстановке присвоить ему очередное воинское звание подполковника Российской империи, после чего вернули домой в качестве старшего султана Кокчетавского округа.
История 2: про грязь, которой славились «Калкоманские озера»
В непосредственной близости от Павлодара находился старинный «народный курорт», грязью которого в XX столетии целили себя не только местные казахи, но и «казаки и мещане», наезжавшие как из ближайших окрестностей, так и из Семипалатинска и Омска. Вот как описывал этот популярный курорт начала прошлого века географический справочник «Россия» («Киргизский край»): «Эти грязи помогают от ревматизма, болезней костей и суставов, хронических кожных заболеваний, нервных, при параличе, судорогах, невралгии, золотухе, сифилисе. Но до сих пор на озере нет никаких приспособлений к лечению — нет ванн, нет бараков для больных, нет врача. Больные сами выбирают себе места для купания и лежания и нередко идут один после другого, так что есть полная возможность заразиться. Даже нельзя сказать, что озеро находится в пользовании только людей, так как киргизский скот часто пасется на берегах и помет его попадает в озеро».
Понятно, что между горожанами и селянами часто возникали конфликты на почве разного подхода к пользованию озером Калкоман. Кочевники приходили сюда вместе со своими стадами, чему пытались воспрепятствовать прочие посетители курорта, стремившиеся добиться ограждения берегов, чтобы там «не пасли скот, кал и моча которого, смешиваясь с грязью, стекают в озеро».
В окрестностях Павлодара среди казахов издревле славилось еще одно целебное озеро с лечебной грязью Муялды.
История 3: о том, как русские командовали бухарской армией
«Солдаты не только стрелять, но даже ходить в ногу не умеют. Все команды произносятся по-русски. Строй и движения — пародия на русский устав... Сигналы также перековерканы с русских». Такое любопытное свидетельство о бухарской армии 70-х годов XIX века приводит в одном из своих очерков начштаба войск Семиреченской области Л.Ф. Костенко.
Причины языкового казуса — в кадровом составе военного руководства Бухарского ханства, составленного во многом из беглых русских преступников и солдат-дезертиров, принявших ислам.
Рассуждая о странностях судеб занесенных на чужбину «русских солдатиков», автор иронизирует: «Но тяжесть отчуждения от родины вознаграждается у них тем общественным положением, которое они здесь приобретают: они делаются большими начальниками, советниками эмира и вообще играют немаловажную роль. Вполне сознавая свое достоинство и значение, они не дают спуска бухарцам и позволяют себе, особенно под хмельком, проделывать с эмиром и его министрами такие проделки, о которых ни один мусульманин и помыслить не посмеет».
Любому, кто служил в армии (хотя бы и в советской), понятно, в каких выражениях происходило командование эмирскими сарбазами и пушкарями.
История 4: про скорость распространения новых веяний в СССР
Организация юных пионеров-ленинцев появилась в СССР 19 мая 1922 года. Идеологическая по сути и военизированная по содержанию, советская пионерия вобрала в себя множество скаутских элементов, которые с одинаковым успехом привлекали юношество во все времена. Так что новое детище оказалось одинаково интересным как для самих детей, так и для их идеологических патронов. Именно в этом следует искать корни той стремительности, с которой новое веяние разносилось по городам и весям советской страны.
К примеру, первые пионеры в далеком от столицы Усть-Каменогорске появились уже в следующем году. Тридцать три школьника надели красные галстуки (символ неделимости поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров) 20 октября 1923 года. А буквально через пару месяцев по городу над Иртышом под барабанный бой и реющими знаменами (одно из таких, на фото, сохранилось в музее Риддера) маршировали уже 120 юных усть-каменогорцев, объединенных в три отряда.