Рейды дорожной полиции на мопедистов вызвали большие споры в Казахстане

Казахстанские полицейские взялись за мопедистов «по-взрослому» — их останавливают, штрафуют и даже отправляют транспорт на временную штрафстоянку. Одни задаются вопросом, законно ли это. Другие убеждены, что «показательная порка» — единственное верное решение.

Рейды дорожной полиции на мопедистов вызвали большие споры в Казахстане

Облава

Тема беспредельного вождения мопедистов и электросамокатчиков уже набила оскомину и чиновникам, и общественности. Вроде бы уже решение принято — ориентировочно к концу года все мопеды должны пройти регистрацию, а водители получить права. Но вот улучшений на дорогах городов не наблюдается! Исключением стал минувший месяц, на протяжении которого каждый день можно было наблюдать за тем, как стражи порядка массово отлавливали пользователей микромобильного транспорта. Напомним, что сейчас мопеды с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, электросамокаты и сигвеи подпадают именно под эту категорию.

Как пояснили в МВД, останавливали незадачливых водителей в рамках третьего этапа общереспубликанского оперативно-профилактического мероприятия «Правопорядок». Оно направлено в том числе на предупреждение и снижение дорожно-транспортных происшествий, тяжести их последствий, пресечение и выявление фактов нарушений ПДД.

«Только за два выходных дня на дорогах города выявлено около 2000 правонарушений, львиную долю из них допустили пользователи электросамокатов и мопедов. В целом с начала локальной отработки по выявлению правонарушений в части эксплуатации самокатов и мопедов, стартовавшей 1 июня, к административной ответственности привлечены 4,8 тысячи мопедистов и 5,2 тысячи самокатчиков. Особое внимание обращено на эксплуатацию двухколесного транспорта несовершеннолетними.

Около 100 родителей привлечены к ответственности за допуск своих детей к управлению самокатами и мопедами, что в целом противоречит закону и нормам безопасности», — отметил начальник Управления местной полицейской службы ДП города Алматы Серик Шумаев.

По словам спикера, в результате масштабных рейдовых мероприятий на специализированную штрафную стоянку водворено более 1000 мопедов и самокатов, а также 3,6 тысячи автомобилей.

«Принимаемые МВД меры позволили несколько стабилизировать ситуацию с эксплуатацией самокатов: установлены возрастные ограничения, требования по обязательному использованию средств защиты, перевозке пассажиров. Однако трагедии продолжаются. Статистика вызывает обоснованную обеспокоенность и тревогу. Пользователи самокатов — одна из уязвимых категорий участников дорожного движения. С начала года с участием самокатов и мопедов произошло 463 ДТП, в результате чего 500 человек травмированы, семеро погибли. В 68 случаях двухколесным транспортом управляли дети», — резюмировал Шумаев.

Казалось бы, органы правопорядка взялись за ту группу участников дорожного движения, которую прежде как бы не замечали, и эта профилактика должна служить исключительно на пользу обществу... Но! Нашлось и противоположное мнение.

Злостные нарушители

Главный аргумент если не в защиту, то, по крайней мере, в пользу того, что права мопедистов ущемляют, формируется вокруг поправок в законы, обязывающие ставить все мопеды на учет. Этот документ подготовлен и сейчас находится в Сенате, откуда после одобрения должен попасть на подпись Президенту. Произойти это должно ориентировочно текущей осенью. Сейчас же «качу, куда хочу». Мол, полицейские превышают свои полномочия и отправляют мопеды на штрафстоянку незаконно.

Действительно, пока поправки не вступили в силу, мопедисты живут по старым правилам. То есть по закону мопеды, развивающие скорость до 50 километров в час и имеющие объем двигателя до 50 кубических сантиметров, государственной регистрации не подлежат. Соответственно, ни техпаспорта, ни госномеров (ГРНЗ) у них в данный момент быть не должно. Все так, если бы не «но», которых в данном вопросе много.

Одно из них — трактовка «превышения полномочий», под соусом которой пытаются подать все происходящее. Но будем честными. Сейчас речь идет не о тотальном изъятии средств передвижения, а о точечном. Как следует из слов Шумаева, к административной ответственности привлечено около 10 000 водителей микромобильного транспорта, при этом на стоянку водворено лишь около тысячи электросамокатов и скутеров.

«На штрафстоянке насчитывается около 1000 мопедов и самокатов. Это не только те, водители которых нарушали ПДД. Также в их числе и те, которые попали в ДТП, и те, которые проходят по криминальной сводке как украденные», — уточнил Серик Шумаев.

Ключевое слово здесь «грубые» нарушения. Езда по встречной полосе, проезд на красный свет светофора, езда в состоянии алкогольного опьянения и т.д. — здесь полицейские вправе отправлять на штрафстоянку любой транспорт. Поэтому показательная цифра в тысячу единиц говорит в первую очередь об отсутствии культуры вождения и знаний элементарных знаний ПДД, чем о неправомерных действиях полицейских.

Возьмем в пример электросамокаты. С самого начала говорилось о том, что ездить вдвоем на одном электросамокате запрещено. Об этом предупреждают и шеринговые компании. Но что мы видим в итоге? На один самокат встают два, а порой и три человека. Около двух лет назад шеринговые компании выпустили новый вид самокатов с короткой площадкой, на которой удобно размещаться только одному человеку. Но и это не стало преградой, мы и сегодня можем наблюдать за такими «акробатами» в движении.

Отдельная тема — спешивание на пешеходных переходах. Это должны и обязаны делать все, включая велосипедистов. Но... Не понимают, ленятся, «экономят» на времени. Как следствие, мы видим большое число происшествий именно на «зебрах».

Очень часто за рулем электросамоката можно увидеть ребенка — это тоже нарушение, ответственность за которое ложится именно на взрослых. Увы, некоторые родители не понимают, что, разрешая детям кататься на таких средствах передвижения, которые законодательно запрещено эксплуатировать до 16 лет, они допускают сразу две оплошности. Главная — это большие риски попасть в ДТП. Дело в том, что возрастной ценз выбран неслучайно. Дети до 16 лет более импульсивны, они не боятся рисковать, поскольку могут не до конца осознавать последствия от своих действий. Они не чувствуют скорости, и есть еще целый ряд других причин, по которым детям до 16 лет находиться за рулем электросамоката запрещено.

Увы, это осознают далеко не все родители, и мы имеем эту отрицательную статистику. Как было сказано выше, около 100 родителей было привлечено к ответственности. То есть взрослые осознанно регистрировали аккаунт на свое имя, после чего передавали доступ к его использованию своим детям. Неужели у них не сработал базовый инстинкт самосохранения или как минимум родительская любовь, которая в первую очередь должна проявляться заботой о здоровье детей?

Забавная история

Другой немаловажный момент — мощность этих самых мопедов, которые с ревом летают по улицам и тротуарам. Стоит признать, что большая ответственность в сложившейся ситуации лежит на МВД и чиновниках, которые, несмотря на явное наличие проблемы, долгое время пытались ее не замечать. Как следствие, в Казахстане сформировался полноценный рынок мопедов, на которых без регистрации ездить запрещено уже сейчас. Напомним, есть предел по мощности (50 кубиков) и максимальной скорости (50 километров в час), о которых мы говорили выше.

Мы провели экспресс-обзор рынка, и, к нашему удивлению, выяснилось, что девять из десяти мопедов, предлагаемых к продаже, оборудованы двигателями с объемом от 125 до 150 кубических сантиметров, развивающих скорость от 85 до 120 километров в час. То есть они не проходят ни по одному из критериев! Купить такой «заряженный» мопед можно в рассрочку, не имея в кармане и одного тенге. И, что удивительно, во всех объявлениях о продаже таких вот «законных» мопедов указано, что «регистрация транспортного средства не нужна» и водительского удостоверения тоже не требуется. А ведь это если не прямое нарушение закона, то как минимум ввод в заблуждение в целях получения финансовой выгоды — полное основание для проверки продавцов со стороны компетентных органов.

На этом фоне ситуация с водворением мопедов на штрафстоянку приобретает совершенно другой вид, и практически каждому мопеду, который сегодня перемещается по улицам города, — место на штрафстоянке. Де-факто на рынке практически отсутствуют мопеды с таким маленьким объемом, который допускает эксплуатацию без какой-либо регистрации. Они есть, но в соотношении один к 10, и что-то подсказывает, что большим спросом они не пользуются. В противном случае предложение на рынке имело бы обратное соотношение.

Знает ли об этом полиция — вопрос риторический. На самом деле уже сейчас, даже до принятия поправок, у МВД есть все основания отправлять технику на штрафстоянку. Вопрос в другом — в стране попросту нет сертифицированных лабораторий, которые специализировались бы на идентификации мопедов и точном определении объема двигателя... Упустили, недоглядели, не подумали? По всей видимости, в МВД решили избавить себя от этой рутины и одним действием — путем легализации всех мопедов — решить этот вопрос.

До того момента, когда поправки вступят в силу, еще много времени, и хочется верить в то, что в этом году подобные оперативно-профилактические мероприятия проведут еще не раз. «Публичная порка» показала свою эффективность: число лихачей, гарцующих на одном заднем колесе, сократилось в разы; практически все мопедисты все-таки надели шлемы; многие стали соблюдать ПДД и на перекрестках вместе со всеми дожидаются разрешающего сигнала светофора. Отличный результат!

Правила дорожного движения пишутся кровью — об это нужно помнить, и, прежде чем сделать шаг в сторону их нарушений, важно задать себе вопрос: «А стоит ли?». Не потому, что теперь за нарушение могут наказать, а потому, что подобные действия могут привести к необратимым последствиям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру