Новые технологии, к которым Казахстан еще не готов

Правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения вновь могут измениться в Казахстане. В угоду новым трендам и современным технологиям появились планы аттестации в режиме... онлайн.

Новые технологии, к которым Казахстан еще не готов

С оглядкой на Запад

Больше воли для сдающих на водительские права и меньше нагрузки на областные ЦОНы — так в двух словах можно сформулировать новую идею. И хорошо, если бы такое ноу-хау послужило на благо обществу. Но здесь просматриваются определенные риски, наличие которых может сделать дороги Казахстана еще более опасными.

Предложение об изменении правил сдачи прозвучало в Мажилисе, где данный вопрос подняла депутат Екатерина Смышляева. По ее словам, в регионах казахстанцы вынуждены ехать за сотни километров, чтобы сдать теоретический и практический экзамены на получение водительского удостоверения. Отметив, что контингент потенциальных водителей растет, депутат обратилась к представителям Министерства внутренних дел и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) с вопросом о том, какие меры приняты уже сегодня по разрешению данной ситуации и какое решение они видят в будущем в части организации приема экзаменов и выдачи водительских прав.

Глава МЦРИАП Жаслан Мадиев ответил, что на данный момент дополнительно внедрен инструмент онлайн-бронирования, который должен снизить нагрузку на проведение экзаменов. При этом министр признал наличие существенных проблем, которые устраняют точечно.

«На сегодня рассматриваем вопрос возможного внедрения онлайн-тестирования с применением прокторинга. Такие механизмы применяют в развитых странах — США, Великобритании, Австралии. Вопрос очень чувствительный, поэтому требует тщательной проработки в том, что касается теоретической части. В практической части с IT-компаниями смотрим варианты внедрения соответствующих алгоритмов компьютерного зрения, так называемого computer vision, которое будет осуществлять фиксацию сдачи экзаменов», — сказал Жаслан Мадиев.

Эксперт убежден, что такой подход поможет снизить расходы на оборудование и датчики, указав, что кандидаты смогут приезжать на своих автомобилях в сопровождении родственников.

В свою очередь первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев сообщил, что проблемы возникают во время сдачи экзаменов именно в районных спецЦОНах.

«Вы сами знаете, что с 2019 года все эти функции передали в госкорпорацию, мы свои районные подразделения по приему экзаменов тогда еще сократили. Сейчас единым провайдером по приему экзаменов является госкорпорация, которая относится к МЦРИАП. Мадиев сказал, что они там делают. Действительно, сегодня практический и теоретический экзамены людям приходится сдавать в областных центрах. Это связано и с поездками, и с затратами, и с очередностью. Я думаю, что здесь нам все-таки необходимо решать вопрос оборудования районных спецЦОНов для приема экзаменов», — отметил заместитель главы МВД.

Просто, но строго

Тестирования с применением прокторинга — звучит модно, но что это за продукт? Если опустить все технические термины, то прокторинг — это программное обеспечение для онлайн-наблюдения, протоколирования и оценивания людей при прохождении онлайн-мероприятий, будь то экзамен, тестирование или даже удаленное собеседование при приеме на работу. Функции прокторинга позволяют проводить контролируемые дистанционные экзамены как в ручном, с участием экзаменаторов (прокторов), так и в автоматическом режиме. Данная практика действительно уже применяется многими крупными трансконтинентальными компаниями, ведущими мировыми вузами, а также в других сферах. Но это на Западе, где предусмотрены все аспекты. У нас же многие важные составляющие процесса не учтены, и чиновники о них почему-то предпочитают не говорить... Чуть ниже мы вернемся к этому вопросу, сейчас же продолжим о преимуществах прокторинга.

С помощью системы можно проверить, что тестирование проходит именно тот, кто должен. Также контроль проведения экзаменов практически исключает списывание. В итоге удается получить объективные результаты. Как уже было сказано, система прокторинга бывает двух видов: асинхронная и синхронная. Асинхронный прокторинг осуществляется без участия человека или с его участием, но уже после экзамена.

Для наблюдения за кандидатами используют автоматические системы контроля за процессом экзамена. В ходе тестов специальное ПО идентифицирует человека в кадре и отслеживает около шести параметров: появление в кадре посторонних, отсутствие экзаменуемого в кадре, попытки диалога с посторонними, направление взгляда учащегося, попытки подключения второго монитора и даже попытки переключения вкладок.

Если экзаменуемый нарушает установленные правила, система фиксирует нарушение в отчете. Запись и экзамен при этом продолжаются, чтобы затем отметки о нарушениях мог перепроверить сотрудник учебного заведения.

Синхронный прокторинг — метод контроля, включающий работу проверяющего, — схож с очным экзаменом. За ходом испытаний прокторы наблюдают онлайн, в режиме реального времени. Эти специалисты идентифицируют учащегося и следят за выполнением правил. Сигналы о нарушениях передает ПО. Если процедура прохождения нарушена, экзаменатор может прокомментировать действие в чате или прекратить экзамен вовсе.

Правила при таком виде тестирования в большинстве своем одновременно простые и строгие. Например, нельзя впускать посторонних людей в комнату. Нельзя уходить из кадра в процессе прохождения экзамена без предупреждения и даже отводить надолго взгляд от экрана. Также нельзя разговаривать, в том числе с самим собой. И это далеко не весь перечень ограничений, которые обозначены как обязательные условия. Жесткие рамки не случайны, а были выверены в ходе практического применения системы, которую, к слову, многие пытались обхитрить. Здесь невольно вспоминается эпизод из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где хитрый студент, надев наушник и используя помощь приятеля — владельца радиоприемника, пытается нечестно сдать экзамен. Оттуда и крылатая фраза: «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем! При нем!».

Современные гаджеты уже не такие громоздкие, как в 60-х годах прошлого столетия, и микронаушник можно спрятать в ухе безо всяких повязок. Однако практической пользы от таких нанотехнологий нет, если аттестуемому запрещено разговаривать. Другое дело, если кандидат наденет очки со встроенной камерой. Сможет ли система разоблачить такого «радиолюбителя»?!

Технологии там, а мы — тут

Понятен фарватер, в котором намерено двигаться Министерство цифрового развития, но можно ли все вышесказанное реализовать на практике? Как сказала госпожа Смышляева, основной проблемой является то, что некоторым казахстанцам из отдаленных районов приходится преодолевать большие расстояния, чтобы сдать экзамены. Это так. Но внедрение прокторинга подразумевает соблюдение как минимум трех технических условий.

Первое — наличие оборудования. То есть должен быть стационарный компьютер, ноутбук или более-менее современный смартфон.

Второе — сеть. Должен быть стабильный и качественный интернет, с чем очень большие проблемы. При использовании оптических технологий средний показатель скорости, который доступен абонентам, составляет 400 Мбит/с. Это в идеале. В реальности же даже в Алматы есть тысячи абонентов, которые до сих пор пользуются интернетом, подключенным по каналу ADSL. Главный в стране оператор связи «Казахтелеком» при подключении ADSL обещает скорость интернета 8 Мбит/с — это максимум, в моменте. В реальности скорость колеблется в пределах от 0,5 до 2 Мбит/с (против 400 Мбит/с при современных нормах). При этом для стабильной работы технологий прокторинга требуется скорость не ниже 5 Мбит/с. То есть, даже находясь в мегаполисе, можно провалить экзамен из-за медленной связи. Если же говорить про регионы, то в некоторых частях Казахстана есть поселки и аулы, где нет не только интернета, но и банальной сотовой связи. Как их жителям выйти в онлайн и пройти получасовой тест? Вновь ехать несколько десятков километров до райцентра, где есть качественный интернет? В таком случае пропадает смысл интеграции прокторинга как такового.

Чтобы новые технологии заработали, нужно решить вопрос доступа к качественному интернету во всей стране. А это колоссальные временные и финансовые затраты.

Ну и третье. Всеми этими технологиями нужно уметь пользоваться. Даже если претендент вызубрит все ПДД наизусть, но при этом не умеет пользоваться компьютером и не обладает достаточными знаниями об особенностях использования прокторинга, его шансы будут сведены к нулю.

Даже если допустить, что каким-то чудесным образом весь Казахстан будет покрыт высококачественным скоростным интернетом, все равно возникают кадровые вопросы. Кто именно будет выполнять роль экзаменатора? Если будет принято решение использовать синхронный прокторинг, в масштабах Казахстана это должно быть отдельное подразделение, которое нужно обучить, обеспечить оборудованием и создать такие условия, при которых и самих экзаменаторов можно будет контролировать. Ведь в противном случае вновь возникают коррупционные риски, отчасти из-за которых в 2019 году функция экзаменации была отобрана у МВД и передана в МЦРИАП.

На этом фоне более практичным и реальным к исполнению выглядит предложение Марата Кожаева оборудовать для приема экзаменов районные спецЦОНы. Напомним, что в республике 270 ЦОНов, которые расположены в больших городах и административных центрах областей. То есть уже есть популярные и понятные для местных жителей органы, в которых достаточно оборудовать классы для сдачи экзаменов.

На данном этапе непонятно, зачем идти по сложному, а значит, и дорогому с финансовой точки зрения пути, если на поверхности лежат простые решения. И потом, предложенные МЦРИАП технологии computer vision и прокторинга не являются каким-то уникальным продуктом. Уже сегодня есть множество платформ, предоставляющих данные услуги на коммерческой основе. При этом не нужно какое-то особое оборудование: только компьютер, оборудованный камерой и микрофоном.

Все это к тому, что у Минцифры есть и специалисты, и средства для того, чтобы сделать отечественный продукт. Тем более что общий бюджет МЦРИАП, направленный на проведение государственной политики в сфере цифровизации на 2022 — 2024 годы, составил 10,3 миллиарда тенге. Средства есть.

Подводя итог, можно предположить, что наиболее реалистичным выглядит гибридное решение, в котором технологии прокторинга будут реализованы на базе районных ЦОНов. То есть ездить кандидатам все-таки придется, но гораздо ближе.

Какой путь изберут чиновники, покажет время. Однако хочется верить, что главным приоритетом при выборе станет качественная аттестация и высокий уровень новоиспеченных водителей. В противном случае велики риски еще большего ухудшения и без того не радующей статистики по ДТП.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру