Сергей Азимов о кино, жизни и людях

Известный казахстанский кинодокументалист, продюсер, руководитель кинокомпании «Танарис» Сергей Азимов 30 июня отметит свое 70-летие. Накануне юбилея Сергей Жумабаевич рассказал нашему изданию о новинках в своем творчестве и поделился воспоминаниями.

Сергей Азимов о кино, жизни и людях

— Сергей Жумабаевич, вас трудно застать в городе. Над чем вы сейчас работаете?

— Я только ночью прилетел из Петропавловска. Три года назад снял картину «В поисках неизвестного героя». Представляете, в мае мне сообщили, что стало известно его имя, нашлись его родственники, письма, фотографии, дневники и даже стихи. Талантливейший человек был! Он погиб 80 лет назад, освобождая маленький городок в Словении, и похоронен в братской могиле. Так вот, в Петропавловске я встречался с женщиной, которая знала его. Ей 100 лет, она сестра его друга. Он пошел на фронт с аула Баганаты Северо-Казахстанской области, который расцвел после войны. Но за последние 30 лет он уничтожен. Так что буду снимать продолжение.

Также я работаю над документальным фильмом о нашем прославленном соотечественнике, народном губернаторе Кемеровской области Амангельды Толееве (1944 — 2023). Ездил на съемки в Шардару, где похоронен его отец Молдагазы Колдыбаевич. Кстати, воспитанием будущего губернатора занимался отчим Иннокентий Иванович Власов... В 2021 году, когда я узнал, что Амангельды Толеев болен, поехал к нему и записал с ним четырехчасовое интервью. Оно войдет в фильм. Оператор фильма — Самат Шарипов. Картина о Толееве снимается без бюджетного участия, на народные пожертвования.

— Если верить интернету, вы родились в Каракалпакии. Как, в какие годы ваша семья туда попала. Когда вы вернулись на историческую родину?

— Мой прадед Даулет Махамбет бежал в те края после Адаевского восстания 1870 года, которое длилось пять лет. Потом его амнистировали, он пошел в хадж в Мекку и по дороге умер. Мой дед тогда был ребенком, там и остался. Мой отец (1924 года рождения), я, мой старший брат и сестренка родились в Каракалпакии. В 1967-м, когда я учился в 7-м классе, моя семья уехала в Самарканд, потом — в Ташкент, а меня оставили с тетей, старшей сестрой отца. Она работала директором школы. Отец был фронтовиком, инвалидом второй группы. После войны работал собкором газет «Правда Востока» по Самаркандской области, «Известия» и «Советская торговля». По воле отца мой старший брат стал агрономом, а я в 1971 году поехал в Алма-Ату и поступил в КазГУ на факультет журналистики. Потом перевелся на заочное отделение и начал работать на студии «Казахтелефильм» грузчиком в цехе обработки пленки. Через три месяца стал помощником режиссера, бегал с хлопушкой. Вскоре меня всецело поглотила магия кино, и я посчитал, что тоже смогу снимать фильмы не хуже. Поделился своей мечтой с отцом, но он не поддержал меня, сказав, что если снимать, то лучше надо снимать. Но во ВГИК я все-таки поступил, причем на общих основаниях, не имея направления, и знал: мне нужно побеждать!

— Почему вы выбрали документалистику? Какое самое яркое воспоминание за время учебы во ВГИКе?

— Во-первых, я учился на журналиста. Во-вторых, работал ассистентом на документальных картинах, с киноархивом, и мне это было интересно. В 1973 году в Алма-Ате проходил Всесоюзный кинофестиваль. Я был аккредитован от «Ленинской смены», брал интервью у документалиста Александра Медведкина, у актрис, сыгравших в фильме «А зори здесь тихие». На фестивале посмотрел фильм Романа Кармена «Пылающий континент». Потом был в командировке в Москве на студии имени Горького, попутно зашел во ВГИК, где узнал, что Роман Кармен набирает мастерскую. Мне повезло, он меня взял. Мы относились к нему с искренним пиететом, он же был при жизни легендарным... Наш мастер побывал в Испании в 1936 году. Он зимовал с челюскинцами, снимал на фронте ВОВ, в Китае встречался с Мао Цзэдуном. Кармен дружил с Эрнестом Хемингуэем. Благодаря ему я увидел живую легендарную Долорес Ибаррури. После войны Кармен работал на «Казахфильме». Он снял полнометражный фильм «Советский Казахстан». У него здесь были друзья, а также кинематографисты, считавшие себя его учениками. Они передавали ему приветы через меня. Роман Лазаревич так бурно и «плотно» жил, что на нас у него времени вечно не хватало, но с нами занимались другие мощные педагоги ВГИКа. Мы много читали и много смотрели фильмов.

— О чем были ваши первые фильмы?

— Курсовую работу, картину «Урок памяти», я снял, прочитав в «Комсомольской правде» очерк о матери двух героев Советского Союза Зое Космодемьянской и Александре Космодемьянском, погибшем при освобождении Берлина. Я нашел ее адрес, пришел к ней и оцепенел. Встретил старого, никому не нужного, озлобленного, больного, одинокого человека, которого система использовала и выбросила. Навсегда перед глазами осталась огромная фотография Зои Космодемьянской на снегу, с петлей на шее, стоявшей на подоконнике. Я сходил в школу, в которой встретился с боевыми подругами Зои. Потом встретился с Артуром Карловичем Спрогисом, командиром разведовательно-диверсионной школы. Он был красным латышским стрелком, охранял Ленина, воевал в Испании. Он мне сказал: «Если бы Зоя вернулась, я бы ее отдал под трибунал. Так как у нее было конкретное задание». Ребят отправляли тройками, Зою Космодемьянскую предал старший из тройки. Я показал этот фильм Камалу Смаилову, когда был в Алма-Ате на преддипломной практике. После этого мы запустились с Болатом Омаровым с полнометражным фильмом «Музыкальная Алма-Ата», в котором снимали юную Розу Рымбаеву, Алибека Днишева, скрипачку Айман Мусаходжаеву, квартет сестер Накипбековых, Бибигуль Тулегенову и других ярких музыкантов. Операторами были Виктор Осенников и Ораз Рымжанов. Картина смотрелась очень свежо. Потом снял дипломный фильм «Соль земли» и успешно защитился 28 июня 1978 года, но Романа Кармена тогда уже не было в живых, он умер 28 апреля.

— Скажите пару слов о работе, благодаря которой стали лауреатом премии Ленинского комсомола.

— «Жоктау. Хроника мертвого моря» и «Заповедное место». Эти картины очень важные и ценные для меня. Сценарий первой в 1985 году был написан, но меня постоянно отодвигали. После запуска она очень сложно снималась, 80 процентов брака пленки было в итоге первой поездки. В то время никто об Арале и не говорил. А я снимал не об Арале, а о месте, где я родился и вырос, ведь южная часть моря — это Каракалпакия. Снимал о людях. Вторая — о Баянауле, где родились Машхур Жусуп Копеев, Жаяу Муса, Султанмахмут Торайгыров, Шакен Айманов, Каныш Сатпаев, 36 академиков. Работая на «Казахфильме» по окончании ВГИКа, я прожил свои лучшие творческие годы. Мой фильм «Интервал», снятый в 1982 году, пролежал на полке, но сделал мое имя в советском документальном кино достаточно известным. Когда «Казахфильм» начал хиреть, я зашел за своей трудовой книжкой. Мне спокойно ее отдали, никто не предложил остаться.

Мы создали студию «Алатау». Я сам снимал, коллегам давал снимать. Тогда снимать на пленку документальное кино было дорого и невыгодно, а на видео снимать не было нормальной аппаратуры. Камера Betacam была на телевидении. Я обратился к телевизионщикам за поддержкой, так как захотел к 150-летию Абая снять его внучку Макенапай Мухамеджанову, дочь Турагула. Они согласились. Работать с оператором, снимавшим сюжеты для ТВ, было очень сложно, но мы сделали это. Наша героиня была уникальным человеком. Она глубоко знала творчество Абая, жила им, чувствовала все болевые точки. В этом же фильме я снял писателя-абаеведа Каюма Мухамедханова, который получил 25 лет только за то, что не предал Мухтара Ауэзова. В 1996 году снял фильм «Казахстан. Пять лет Независимости», после чего меня пригласили в пресс-службу Президента, где я полгода был завсектором. И тогда я придумал концепцию Телерадиокомплекса Президента, нашел поддержку и проработал там пять лет заместителем директора. За эти годы мы собрали лучших кино-документалистов Казахстана и сняли около 100 картин на различные темы: биографические, этнографические, раскрывающие белые пятна истории. Потом после смены руководства я 11 месяцев проработал на «Хабаре», что было нелегко. Угнетала атмосфера заискивания и чинопочитания, но спасала работа. Это было время празднования 10-летия Независимости Республики Казахстан. К этой дате мы сняли 10 фильмов о 10 бизнесменах, причем смогли добиться права выбора. Снимали людей, которые стали бизнесменами благодаря своим личным качествам, упорству, таланту, работоспособности. Это были не блатные, сделанные властью бизнесмены. А еще с Володей Рерихом мы сняли пять фильмов «Пять вечеров. Незнакомый Назарбаев».

— Возглавив киностудию «Казахфильм» в 2003 году, вы стали продюсировать игровое кино. Какие фильмы хотели бы отметить?

— Исторический блокбастер «Кочевник», который снимали три режиссера, «Мустафа Чокай» режиссера Сатыбалды Нарымбетова, «Остров Возрождения» Рустема Абдрашева, картины Гуки Омаровой «Шиза» и «Баксы».

— Сергей Жумабаевич, вы возродили международные кинофестивали «Евразия» и «Бастау», годами встречали звездных гостей, потом приглашали их на свои картины. Расскажите об этом.

— Первый МКФ «Евразия» прошел в 1998 году. Наша с Сергеем Русаковым картина «Дом на обочине» получила Специальный приз жюри. Потом семь лет фестиваля не было. Сразу скажу, что возрождать сложнее, чем открывать, но нам это удалось в 2005 году. К нам приезжали звезды мирового кино, которые возвращались в Казахстан по моему приглашению.

Учредив кинокомпанию «Танарис», я приступил к съемкам фильма «Рай для мамы» по сценарию иранского режиссера, сценариста Мохсена Махмальбафа, который на МКФ «Евразия» был у нас и конкурсантом, и гостем, и членом жюри. Режиссером-постановщиком выступил Актан Арым Кубат из Бишкека, призер и член жюри наших фестивалей. В фильме снимались Наталия Аринбасарова, Михаил Жигалов, Ольга Ландина. В картине «Поздняя любовь» у нас с Наталией Аринбасаровой, Натальей Гвоздиковой, Нуржуманом Ихтымбаевым снимался Жерар Депардье. Ему сценарий понравился, он комфортно чувствовал себя в Тюлькубасском районе. Депардье приехал на премьеру фильма на кинофестиваль «Евразия», выходил на сцену и благодарил съемочную группу. У меня к Жерару было одно требование — сухой закон на все время съемок, и он выдержал. А вот мои друзья хотели организовать для него романтический вечер с дамами, но он сразу отказался, сказав, что этот вопрос его давно не волнует. По сценарию Ираклия Квирикадзе мы сняли фильм «Однажды в детском доме», завоевавший призы кинофестивалей.

— Еще вы профессор КазНАИ имени Жургенова, но помогаете молодым кинематографистам не только как педагог, но и как продюсер!

— Кинокомпания «Танарис» поддержала молодых кинематографистов. Могу назвать картину «Карлыгаш» совместного производства учебной киностудии ВГИКа и кинокомпании «Танарис». Она была отобрана в основной конкурс МКФ в Шанхае. Режиссер фильма — выпускница ВГИКа Малика Мухамеджан. Фильмы «Глобус» режиссера Даулетжана Махмута, «Абиль» режиссера Елзата Ескендира — производства киностудии «Казахфильм» совместно с нашей кинокомпанией «Танарис». По моему мнению, «Абиль» — это серьезная, осмысленная, очень ответственная, правдивая и профессиональная работа, снятая с большой болью за свой народ.

Из негатива, произошедшего в стране за последние 30 лет, я могу назвать убийство казахского аула. Где сейчас наши чабаны? А ведь это было нациообразующей профессией. У Елзата Ескендира душа болит за все это. Оператором на его картине выступила Иоланта Дылевская, снимавшая фильм «Тюльпан» Сергея Дворцевого. Главная причина нашего участия — искреннее желание поддержать и помочь молодым дебютантам именно тогда, когда государство не может это сделать в силу многих причин и прежде всего нежелания многих киноруководителей брать на себя ответственность. Но ведь кто-то должен помогать молодым коллегам, и мы продолжаем эту трудную работу.

— Творческая жизнь у вас сложилась. А личная?

— Все хорошо, у меня есть семья, дети, внуки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру