Контроль над таксистами усилят в Казахстане

Наказывать планируют отстранением от профессии

На фоне борьбы с самокатчиками и мопедистами как-то в тени остались тема таксистов, стиль и манера вождения многих из которых оставляет желать лучшего. Министерство транспорта и МВД подписали меморандум с крупнейшими агрегаторами такси в Казахстане, благодаря которому ездить в такси будет безопаснее, правда, пока только в теории.

Наказывать планируют отстранением от профессии

Эволюция перевозок

«Наши люди в булочную на такси не ездят», — крылатая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне четко отражает высокий, я бы сказал, недосягаемый уровень услуги в период Советского Союза. В то время такси было государственным. Заказать его было тяжело, стоило оно дорого. Для сравнения проезд в общественном транспорте стоил три-пять копеек, а в такси одна только посадка обходилась в 20 копеек, плюс еще по 20 копеек накручивал счетчик за каждый километр пути. Поездка протяженностью 10 километров обходилась в 2,2 рубля, что очень дорого при средней заработной плате около 120 рублей/месяц. Отсюда, собственно, и важное поведение таксистов, которые в то время ездили на роскошных для того времени «Волгах». Соответствующим был и стиль вождения — вальяжный, неторопливый, что с позиции безопасности — огромный плюс.

Затем пришли лихие 90-е, в которых тот классический таксопарк был попросту уничтожен, а к 2000-м годам четко закрепилась «мода» голосования «с берега». Тогда стоило поднять руку, стоя у обочины, как моментально выстраивалась очередь из желающих тебя отвезти. Причем прожженные таксисты, завидев потенциального клиента, могли сманеврировать из крайнего левого в крайний правый ряд дороги. Это часто приводило к ДТП, были смертельные случаи.

К 2020 годам набрала популярность другая схема таксования — посредством так называемых агрегаторов такси. То есть таксист не ездит по городу порожняком, выискивая клиентов, а ждет и даже выбирает в приложении, какой заказ взять. Это своего рода симбиоз классической схемы таксопарка, когда водитель работает в связке с диспетчером, раздающим заказы, и современными интернет-технологиями. Сейчас водитель является одновременно и таксистом, и диспетчером.

Хаоса на дорогах стало меньше, не поспоришь, однако привычка ездить «шашками» и совершать другие опасные маневры у некоторых водителей осталась до сих пор. Превышение скорости по-прежнему возглавляет ТОП-3 нарушений. Как следствие, Министерство транспорта, МВД РК, InDrive и Яндекс Go подписали меморандум, который предусматривает поэтапное принятие операторами мобильных приложений мер для соблюдения перевозчиками такси требований законодательства в сфере автотранспорта. Часто нарушающих скоростной режим водителей агрегаторы могут отстранить от выполнения заказов.

«В Казахстане всего 10 агрегаторов такси, среди которых крупные Яндекс GO и InDrive. Мы подписали с ними меморандум для обеспечения безопасности пассажиров. В первую очередь водители должны соблюдать режим сна. Проработав восемь часов, они должны отдыхать следующие восемь часов. Также обязательным будет прохождение медосвидетельствования», — заявил Министр транспорта Марат Карабаев.

Также стало известно, что в рамках реализации стратегического документа планируется проведение тренингов для водителей-партнеров платформ в онлайни офлайн-форматах на тему соблюдения ПДД, правил общения с пассажирами и правил безопасности на междугородних трассах.

«Главная цель разработки меморандума — это повышение безопасности пользователей на междугородних трассах республиканского и местного значения, а также на внутригородских дорогах. Также, по словам представителей компаний, до конца второго квартала 2024 года планируется внедрение дополнительного функционала, который позволит сообщать об индивидуальных пожеланиях пользователей с особыми потребностями и необходимости наличия детского кресла», — говорится на сайте министерства.

Ход конем

Как известно, агрегаторы не контролируют своих «подопечных» и по большому счету все сводится исключительно к добросовестности тех самых водителей. А к ним есть масса претензий в первую очередь по части безопасности перевозок. Ни для кого не секрет, что, желая заработать больше денег, многие таксисты находятся за рулем по 12 часов в сутки и более, что, естественно, абсолютно не безопасно. Агрегаторы предпринимали попытку по ограничению доступа к сервисам таких водителей, но таксисты с легкостью обошли эту «преграду». Они создали по два-три аккаунта, что до сих пор позволяет им работать с нарушением безопасного рабочего режима.

Отметим, в своем выступлении министр говорил, что планируется добавление функции фейс-контроля для водителей. Если ее действительно внедрят, то, вероятно, ситуация может незначительно измениться. Но вряд ли этот шаг можно назвать действием эффективным. Ведь ту же авторизацию по лицу можно сделать на брата/свата/соседа. Откатал с раннего утра под своим «фейсом», а на обеденном перерыве зашел под другим, так, как будто за руль сел уже он. В правовом срезе никаких нарушений не будет, поскольку на одном автомобиле может ездить любое число водителей — закон разрешает. Другое дело, если агрегаторы запретят привязывать к одному транспортному средству несколько аккаунтов, что действительно могло бы повысить безопасность.

Как уже говорилось выше, подписанный меморандум предусматривает народный контроль, при котором таксистов планируют наказывать, опираясь на отзывы пассажиров. С одной стороны, такая норма видится по-настоящему рабочей, поскольку каждый пользователь такси заинтересован в том, чтобы получить комфортную и безопасную услугу. Однако это работа постфактум. Прежде чем агрегатор узнает, что тот или иной водитель допускает агрессивное или опасное вождение с превышением скоростного режима, пассажир вынужден будет его прочувствовать на себе. И потом не стоит забывать о том, что оценка пользователя — показатель субъективный. Таким образом «наказать» таксиста можно просто так, если у кого-то плохое настроение.

Гораздо эффективнее выглядит функция, позволяющая отслеживать скорость передвижения в режиме онлайн. Ведь все скоростные ограничения по городам уже давно оцифрованы и отображены в разных сервисах. Например, в том же 2GIS легко можно отслеживать скорость передвижения, установленный скоростной режим, дорожную обстановку и т.д. При этом все приложения агрегаторов отслеживают передвижение «своих» таксистов в том же режиме онлайн.

Таким образом, было бы хорошо, если бы уведомления таксистам-гонщикам приходили бы в режиме реального времени. То есть система должна работать именно на предупреждение правонарушения.

Поддержи наших

Понятно, что на реализацию интеграции такого функционала потребуются вложения, но, будем честными, агрегаторы такси и без того получают солидные «бонусы», особенно когда им подыгрывает погода. Стоит пойти даже небольшому дождю, цены на услуги моментально поднимаются вверх, и чем больше осадков, тем выше становится прайс за поездку. Понятно, что в такие периоды на услугу повышается спрос. Но затраты топлива, как и временные затраты, остаются практически без изменений. Таксист, как и агрегаторы, получает сверхприбыль — ее-то и можно направить на создание более безопасных услуг.

Одной из причин возможности поднятия цен является относительная монополия на рынке. Со слов Карабаева, на рынке работают 10 агрегаторов, однако большинству знакомы лишь два вышеупомянутых. Очевидно, что развитие других сервисов, желательно отечественных, могло бы привести вопрос ценообразования к более приемлемому показателю. Выходить на рынок, когда на нем уже разместились гиганты отрасли, достаточно сложно, но, как утверждают чиновники, работа в данном направлении ведется.

В прошлом месяце Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров сообщал, что Агентство по защите и развитию конкуренции согласовало антимонопольный комплаенс с одним из крупнейших агрегаторов.

«Яндекс» введет ограничения на повышение тарифа выше трехкратного коэффициента в условиях максимального спроса на услуги такси. Например, в непогоду или праздничные дни (выше данного уровня будет не более пяти процентов поездок в квартал). За первый квартал текущего года с трехкратным коэффициентом стоимости осуществлено 238 000 заказов, или 0,15 процента от их общего количества», — отметил Нурлан Байбазаров.

Агентство должно создать специальную мониторинговую группу с экспертами для контроля исполнения этого антимонопольного комплаенса. При этом министр подчеркнул, что для продвижения и популяризации отечественных платформ в сфере оказания услуг по автомобильным перевозкам представители уполномоченных госорганов проводят встречи с казахстанскими сервисами. В частности компания по транспортным перевозкам Relog, сервис пассажирских перевозок «Такси5+», Choco Holding, сервис для вызова такси Metanoia, сервис пассажирских перевозок Aparu, сервис пассажирских перевозок «Толем Такси».

Учитывая актуальность вопроса, на постоянной основе ведется работа по оказанию необходимой поддержки отечественным компаниям в сфере онлайн-платформ для их дальнейшего развития, заверил Нурлан Байбазаров.

Несомненно радует, что Правительство обращает внимание на данную сферу услуг, и хотелось бы верить, что все предложения будут доведены до логического завершения. Если так, то уже в обозримом будущем пользоваться-таки будет не только безопаснее, но и значительно дешевле.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру