Записки хронолога

Религия для казахов: между Буддой и Христом. Трест, который лопнул: имя Колпаковского не спасло от банкротства. Лето пионерское: «В коммуне... среди природы на свежем воздухе». Дело врачей в Алма-Ате: 100 лет все было еще печальнее

Записки хронолога

История 1: как казахов пытались обратить в буддизм и христианство

Казахов издревле считали непоследовательными мусульманами. И пытались «исправить ситуацию», обратив их в «правильную веру». Одним из тех, кто раньше других озаботился религиозным состоянием казахов, стал джунгарский хан Галдан, вступивший на престол в 1671 году и продержавшийся на нем четверть века.

Изначально Галдан не стремился к светской власти, а всецело посвятил себя служению высшему. Он много лет жил в Лхасе и дружил с Пятым Далай-ламой. Однако вынужденно взойдя на трон, опустевший после убийства предыдущего иерарха — его родного брата Сэнгэ, Галдан снял с себя монашеские обеты.

Вот тут-то Галдан и решил, что казахи ввиду своеобразия их отношения к религии вполне подходят для восприятия ламаизма. Казахи, правда, так не считали и по сообщению русского источника «не похотели по калмыцки в Далай-ламу веровать и за то де были у них бои великие...»

Ну а в XVIII — XIX веках в процессе присоединения Казахстана к России слабая религиозность казахов-мусульман, понятно, более всего смущала уже русское правительство. Каких-то всеохватных миссионерских проектов в Степи не существовало, и про масштабные переходы казахов в православие и системное крещение слышать не приходилось. Но попытки обращения случались. Особенно на региональных уровнях.

Вряд ли стоит вести речь о каком-то насильственном принуждении степняков к православию. Скорее речь идет про переманивание адептов административно-экономическими способами — принявших православие и крестившихся казахов автоматически записывали в казачье или мещанское сословие со всеми из этого вытекающими привилегиями. Такой мирный метод вовлечения неофитов, кстати, успешно использовали многие. Хотя бы и тот же ислам. Достаточно вспомнить массовое вхождение в мусульманство византийских греков в Османской империи, даровавшей всем новообращенным равные права со всеми.

Об одной из попыток вовлечения казахов в православие упоминал Чокан Валиханов в одной из своих последних работ «О мусульманстве в степи»: «Мера эта похвальная в христианском смысле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргиз с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным».

То есть в казахском обществе эти неофиты становились своеобразными изгоями (вроде безлошадных джатаков), но не факт, что они при этом становились полноценными жителями русских сел, станиц и городов. Однако для того, чтобы быть полноценным христианином, необходимо было регулярно посещать церковь.

Как свидетельствует наиболее авторитетный географический справочник Российской империи «Россия» (том XVIII. Киргизский край. 1903 г): «Христианство прививается в киргизах весьма туго; деятельность семипалатинской и тургайской миссий не принесла заметных результатов; некоторый успех имеет проповедь только среди бедняков (джетаков или байгушей), для которых в числе побудителей к принятию христианства не последнее место сохраняют чисто материальные расчеты; случаи обратного перехода в магометанство нередки».

Река Или

История 2: почему Илийское пароходство оказалось на мели

Казалось, притекающая к нам из Китая река Или являет собой идеальную транспортную артерию. Но не один водный трансграничный проект в Семиречье толком реализован не был. Хотя случались весьма обещающие попытки. Например, «Илийское пароходство», организованное в 80-е годы инженером Иваном Козелл-Паклевским и знаменитым уйгурским купцом (олигархом!) Валиахуном Юлдашевым.

Дело в том, что после возвращения Китаю оккупированного в течение десятилетия (1871-1881) Илийского края возникла не только насущная потребность, но и экономическая перспективность в короткой связи Семиречья и Кульджи. В те годы самыми естественными путями, напрямую связывавшими города и народы, почитались водные. Предполагалось, что между Кульджой и пристанью Илийска начнут ходить настоящие пароходы. И возить туда дешевый хлеб и другие продукты из Семиречья, а оттуда — каменный уголь для нужд края.

Первый пароход доставили в Семиречье из... Англии! В разобранном виде. Вот как описывал его один из самых увлеченных краеведов советского периода Николай Петрович Ивлев: «Летом 1882 года начинается сборка корпуса и машин парохода. Корпус имел длину 56, ширину 10 и высоту 6 футов, грузоподъемность 800 пудов, осадку с грузом 4 фута. Это была машина высокого давления с паровиком локомотивного типа... 14 марта 1883 года пароход был спущен на воду. Имя ему дано «Колпаковский» в знак благодарности верненскому губернатору за моральную и материальную поддержку Илийскому судоходству».

Несмотря на сложности фарватера, «Колпаковский» совершил в тот год несколько рейсов до Кульджи и даже спускался до Балхаша. Так что партнеры начали строить радужные планы по расширению предприятия. Собирались закладывать новые пароходы и специализированные пристани. Но...

Эйфория скоро рассеялась, предприятие оказалось убыточным, партнеры рассорились, Паклевского объявили банкротом, а «Колпаковского» бурей выбросило на мель, где он и ржавел на реке близ Илийска несколько десятилетий.

К идее Илийского судоходства и международного сообщения с Китаем по реке, правда, вернулись позже. Уже при советской власти. Но и тогда предприятие не увенчалось успехом. А потом...

А потом, в конце XX века, в трансграничные процессы активно включился сам Китай.

История 3: отчего алмаатинцы бросали своих тяжелобольных родственников

В 1925 году в Алма-Ате проживало около 50 000 человек. В это же время в городе на местном бюджете состояло всего пять лечебно-санитарных учреждений: Пастеровская станция, психбольница на 30 кроватей, горбольница на 70 коек, амбулатория и санитарный надзор. Штатное расписание предусматривало наличие в этих заведениях 106 человек врачей и обслуживающего персонала. Но из-за дефицита того самого бюджета на деле за здоровье алмаатинцев отвечало всего 19 людей в белых халатах.

Любопытные сведения об отношении жителей и врачей того времени можно почерпнуть из отчетного доклада Алма-атинского горсовета: «Отказы в приеме больных очень часто вызывают сильное возмущение и сопровождается угрозами и руганью. Нередко бывают случаи, когда родственники бросают тяжелобольных и уезжают. И больнице волей-неволей приходится их устраивать как-нибудь».

Понятно, что тогда алмаатинцы старались по пустякам к врачам не обращаться. (Как, впрочем, и ныне. Хотя теперь — не по причине отсутствия кадров.)

Пионерский лагерь «Аксай»

История 4: про то, чем должны были заниматься пионеры-лагерники

Все жители Казахстана из старших поколений наверняка хоть однажды за жизнь, да побывали в пионерском лагере. И им не надо объяснять, что такое пионерский поход, пионерский костер, пионерская линейка и полдник с киселем и серым хлебом.

В Советском Союзе считалось, что летом дети трудящихся должны набираться сил и бодрости в некотором отдалении от дома и давать передых своим родителям. Оплатить путевку было под силу даже самым низкооплачиваемым инженерам (впрочем, профсоюз в этом деле всегда готов был оказать помощь). Да и с местами особых проблем не отмечалось. Так, в 1973 году в СССР функционировало 40 000 пионерлагерей, в которых провели лето 9,3 миллиона ребятишек.

Но мало кто знает, что замышлялось все не только ради забавы и детский отдых пионеров имел изначально идеологическую подоплеку. Вот как определялись задачи в 1929 году.

«Лагери пионерские, летние организации-коммуны городских отрядов пионеров. Устраиваются в сельских местностях. Жизнь в коммуне, постоянное общение с деревенскими пионерами и помощь им, жизнь среди природы, все время на свежем воздухе способствуют, с одной стороны, физическому оздоровлению пионеров-лагерников, с другой — ставят их в обстановку общественно-трудовой и коллективной жизни, укрепляют смычку города и деревни. Работа пионеров на селе заключается главным образом в проведении бесед с сельскими детьми, организационной помощи местным пионерским организациям, работе в избе-читальне, специальной стенгазете, постановке инсценировок и пр.»

Не отставала от остальных в лагерном движении и Казахская ССР. Только в Алма-Ате работало более 40 загородных и 100 школьных лагерей, где в начале 80-х отдыхало свыше 50 000 человек в год. А первый лагерь вблизи нашей бывшей столицы открылся в 1933 году. Что до фотографии, то она ничем не примечательна. Кроме даты.

Снимок, представленный тут, сделан в пионерлагере «Аксай» в июне 1941 года. Через несколько дней началась война...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру