Возвращение великого альпиниста

Денис Урубко снова в Алматы

Ранним утром первого дня лета встретились в студии алматинского художника Андрея Старкова. Он друг Дениса Урубко. Уезжая из страны, альпинист оставил в его доме часть своих вещей.

На этот раз Денис приехал в город, где прожил много лет, чтобы отблагодарить членов альпинистского сообщества. Напомню, минувшей зимой Урубко провалился в ледовую трещину в Каракоруме и обморозил руки, а его друг Борис Дедешко организовал сбор средств, которых хватило на медицинское обслуживание и перелет в Европу. На оставшиеся деньги Денис прилетел в Алматы, где провел несколько встреч, рассказывая о зимних экспедициях, развитии высотного альпинизма, тактике и стратегии, риске и принципах. С его стороны это был жест благодарности. Мы провели презентации двух книг — об Анатолии Букрееве, где одна из глав посвящена Денису Урубко, подхватившему эстафету легендарного горовосходителя, и книги «Погоня за снежным барсом», в которой Урубко описал восхождения на все пять семитысячников бывшего СССР за один сезон.

«В 2012 году я уехал из Казахстана в Россию по большой любви, — рассказывает Денис. — Однако хотел перебраться в Италию, где тепло и у меня много друзей. Я стал совершать выезды в горы, в том числе в Гималаи. В Альпах я ходил мало — у меня была хорошая казахстанская базовая подготовка, и совершать там технические восхождения уже не имело смысла, а вот бегал много. Я прошел новый маршрут на Канченджангу, руководил экспедициями, потому что люди мне доверяли, участвовал в зимних экспедициях поляков на К2, взошел соло на Гашербрум по новому маршруту в альпийском стиле. Я хотел воплотить проект, по которому первая женщина в мире сходит новый маршрут на восьмитысячник в альпийском стиле. Моя испанская подруга Мария Карделл пыталась, но неудачно».

Альпийский стиль — это восхождение без использования кислорода, без помощи шерпов, без предварительной обработки маршрута, то есть установки промежуточных лагерей, небольшим составом или соло. Из 14 восьмитысячников 10 находятся в Гималаях и четыре — в Каракоруме. В 2022 году Урубко предпринял марафон на восьмитысячники Каракорума. «На Гашербрум-1 сходить не удалось, но три других восьмитысячника я сделал, — отметил Денис. — В 2023-м мы с Марией Карделл сходили на Гашербрум-1, она стала первой женщиной из Андалузии и третьей в Испании, которая побывала на этой вершине, но новый маршрут нам не удался, потому что не повезло с погодой».

Шел к цели кратчайшим путем

С 1993 года он служил, много лет жил то в казарме, то на съемных квартирах. Пока не был призван в армию, был артистом в театре юного зрителя, случалось, ночевал в сквере на скамейке. Денис приехал в Казахстан, чтобы тренироваться в одной из лучших школ альпинизма и стать мастером. У него была цель, и он стоически переносил все невзгоды. «Я ночевал в вагончиках ЦСКА на Туюк-су, куда люди приходили на выходные, совершали восхождения и спускались в город, а наверху оставались какие-то продукты, которых мне хватало на пару дней», — вспоминает он.

Денис шутит, что родился журналистом. Еще в школьные годы его заметки публиковались в сахалинской газете. Родители пичкали его книгами, а сам он начал писать книги, когда совершил первое сложное восхождение. Публиковал рассказы в газетах и журналах. «Я писал рассказы, делясь с людьми своими эмоциями на бумаге. В 2001 году при помощи своего друга Андрея Игумнова я напечатал первую книжку, потом издал еще несколько. Люди стали интересоваться моими историями, а издатели поняли, что на этом можно зарабатывать. Я поступил в КазГУ на журфак, успев запрыгнуть в последний вагон, пока была небольшая плата за обучение. Учился заочно, преподаватели хорошо относились к спортсмену, который много и восторженно говорил о горах».

В 2020 году в Италии книга Дениса Урубко была удостоена главного европейского приза по аутдор-тематике. «Это приз «Золотой репейник» на фестивале в Тренто.

Среди 400 книг моя была признана лучшей. И мои книги стали издавать в Италии, Польше, России, Франции. Издание «Погони за снежным барсом» было спонсировано моим другом Антоном Кравченко, это история открытий и первовосхождений в Средней Азии. Известный итальянский альпинист Симонэ Моро, наслушавшись рассказов Анатолия Букреева, решил выполнить программу восхождений на все пять семитысячников СНГ за один сезон».

Звание «Снежный барс» присуждается восходителям за пять семитысячников бывшего СССР. Букрееву не удалось сделать это за один сезон. «Однажды это сделали Сувига, Грицук и Исметов, — говорит Денис. — Моро нашел спонсора — альпиниста Марио Курниса, они приехали в Казахстан и обратились к тренеру ЦСКА Ринату Хайбуллину, чтобы дал двух молодых спортсменов, которые помогли бы им на восхождениях и сами продвинулись в высотном альпинизме».

В итоге итальянцы отступили, а Денис Урубко с Андреем Молотовым за сорок дней сходили на все пять семитысячников на Памире и Тянь-Шане: пики Ленина (7134 метра), Корженевской (7105), Коммунизма (7495), Хан-Тенгри (7010) и Победы (7439). «Вокруг этой спортивной программы образовалась интересная культурная составляющая, которую я положил на бумагу, и эта книга сейчас переиздается в России. На ее страницах прослеживается преемственность поколений — задумки великого альпиниста Букреева перешли к парню, который по его следам выполнил эту сложную программу».

Умей отдать, умей делиться

Своими знаниями и навыками, полученными в казахстанской школе альпинизма, Денис Урубко делился с альпинистами в нашей стране и за рубежом. Как отметил однажды альпинист Казбек Валиев, если Анатолий Букреев взял все лучшее в нашей школе для себя, то Денис Урубко взял, но и отдал, работая в качестве тренера в ЦСКА. Под его руководством прошло несколько успешных экспедиций в разных горных системах мира.

Борис Дедешко впервые увидел Дениса Урубко во время альпиниады на пик Комсомола, когда тот пробежал мимо, участвуя в скоростном забеге. «Я следил за его творчеством в горах, — рассказывает Борис, — а в 2006 году мы оказались в одном отделении в школе инструкторов. Он был звездой, мастером спорта международного класса, а у меня был второй разряд с превышением».

Борис Дедешко влился в армейскую секцию в 2007-м, он не пропускал ни одного восхождения и вскоре стал основным напарником Дениса. «Он завершал программу восхождений на все 14 восьмитысячников, ему не хватало двух гор — Чо-Ойю и Макалу. На Чо-Ойю он хотел сделать скоростное восхождение и побить рекорд Букреева, а Макалу взять зимой».

Тридцать лет прошло со времени первой попытки зимнего восхождения на Макалу, но ветер был такой, что на перевале Макалу-Ла от склона оторвало Сергея Самойлова. «Мы поехали на Макалу весной, чтобы Денис мог сходить на разведку. А для меня это был первый высотный опыт, под руководством Урубко я быстро прогрессировал в альпинизме. В 2006-м взошел на пик Талгар в Заилийском Алатау, через год — на Хан-Тенгри на Центральном Тянь-Шане, а в 2008-м — на Макалу в Гималаях. Естественно, это было бескислородное восхождение, и Денис запретил мне покупать нормальные высотные ботинки. Сказал: «А вдруг высота не пойдет». И я пошел туда в «мыльницах». В тот год Китай из-за Олимпиады закрыл Эверест, Шишапангму и Чо-Ойю, со стороны Тибета никто не мог совершать восхождения на эти вершины. Китайцы несли на Эверест Олимпийский огонь, и именно поэтому большое количество альпинистов собралось под Макалу. А у нас было много приключений — не прилетел вертолет с нашим снаряжением и продуктами, в кроссовках и трекинговых ботинках мы ходили на акклиматизацию до высоты 6100. Не было еды, но все были рады видеть Дениса в своей столовой».

Но Денис улыбнулся — нас кормили благодаря Светлане Шариповой. Она единственная в РК женщина, которая под руководством Дениса Урубко взошла на два восьмитысячника — Макалу и Дхаулагири — без применения кислородного оборудования. До нее на вершине Эвереста с кислородом побывали Екатерина Иванова, родившаяся в Восточном

Черная бабочка

В 2008 году армейцы ходили крутые маршруты в Ала-Арче и на Тянь-Шане. «Денис был лучшим альпинистом РК, я был вторым номером, потому что стал его напарником, — говорит Дедешко. — Мы сделали несколько «шестерок», совершили первопроход на пик Восьми альпинисток и были номинированы на «Золотой ледоруб Азии». Денису оставался один восьмитысячник для завершения программы «14». В 2009 году Китай снова закрыл Тибет из-за волнений, и попытка скоростного восхождения на Чо-Ойю по классике отменялась, но можно было сходить на гору со стороны Непала, а там — крутая стена. В пустом ущелье находились только пять человек — мы с Денисом, художник, повар и его помощник».

«Первый раз в Гималаи я попал в 2000-м во многом благодаря Андрею Старкову, — вспоминает Денис. — Он был в высочайших горах мира с экспедицией Букреева и уже знал Гималаи. В 2009 году Андрей поехал с нами под Чо-Ойю снимать пейзажи и писать этюды. А я привез из Италии «Золотой ледоруб», который мы с Борисом Дедешко получили за первопроход стены Чо-Ойю, и Андрей сегодня взял его в руки впервые».

«Благодаря Андрею у нас есть хорошие фотографии, — добавил Борис. — На одной из них мы с Денисом стоим на фоне ледника под Чо-Ойю. Она была напечатана в журнале National Geographic. Мы наблюдали за стеной, видели, где падают камни и сходят лавины. На вершине — пустота, над головой — звезды, позади — Тибет, а под нами — огромная вертикальная стена. Понимали, что шансов спуститься у нас нет».

Денис отметил, что благодаря подготовке в школе альпинизма они следовали инструкциям, ловили «погодные окна», шаг за шагом приближаясь к спасительной горизонтали. Испытания сблизили их, они стали на этой стене братьями.

«Особенно страшно было на спуске, когда выпало много снега. Я барахтался в лавине, — вспоминает Борис, — но Денис настоял на том, чтобы я прокопал сантиметров 80 снега и закрутил в лед ледобуры. Лавина додавила меня до конца веревки, на котором мы завязали узел, и спусковое устройство уперлось в него. Это полная вертикаль, и порой я висел на веревке, не доставая до стены».

«Мы использовали все железо. Восхождение было рассчитано на семь дней. Непальцам сказали: «Если нас не будет через десять дней, значит, мы погибли и вам надо уходить». Мы четко осознавали, что взяли билеты в один конец, — вспоминает Денис. — С запасом продуктов и газа на семь дней мы зависли на стене и по непогоде спустились на одиннадцатый день в базовый лагерь. Были уверены, что в ущелье никого нет, но палатки стояли, и повар уже грел для нас воду».

В тот день на руку Старкову села иссиня-черная бабочка. Уже три дня не было сообщений от Дениса, и он воспринял это как дурной знак. Ну откуда в центре Алматы тропическая красавица? А через несколько минут зазвонил пэйджер: «Мы спустились...».