«Учитель Казахстана»: разбор полетов

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 20

В прошлый раз, воспоминая о своей бурной журналистской юности, автор завел читателя в ведомственную газету казахстанских педагогов, которая носила незамысловатое название «Учитель Казахстана». Газета помещалась в самом центре Алма-Аты на 6-м этаже здания Министерства просвещения КазССР на углу улиц Джамбула и Красина и занимала весьма почтенные площади, в которых и располагалась редакция.

Записки свежеиспеченного ветерана казахстанской журналистики, часть 20

Заметка про мальчика

Честно говоря, я не могу признаться в своей любви к «Учителю Казахстана» так, как расписывался в чувствах к «Ленсмене». Почему? Потому что ничего подобного к этому изданию, сухому и скучному (так мне казалось), не испытывал. Да и, честно говоря, мелькал там весьма фрагментарно. Из всех журналистов газеты могу назвать только Витю Медведева, встреча с которым стала прологом приятельских отношений, которые длятся и доселе.

Но с этой неординарной личностью я познакомлю читателя позже, а сегодня предлагаю разобрать номер «Учителя Казахстана» от 28 июля 1983 года. Почему его? Да потому, что он единственный обнаружился в моем журналистском архиве. Что неслучайно. Ибо там была помещена моя заметка с глубокомысленным названием «Ощутимая помощь». О чем? О школьном лесничестве в Боровом, где я проводил то благословенное лето.

Ввиду лаконичности фрагмента приведу текст полностью не для того, чтобы увековечить свое скромное участие еще в одном уважаемом издании, а затем, чтобы дать представление о типичном стиле и контенте «Учителя Казахстана». Чтобы так писать, много журналистского мастерства не нужно. А для чего тогда? А для нескольких рублей гонорара. Итак... «В лесу...» Раздавался топор дровосека? А вот и нет...

«В лесу можно увидеть таблички: «Школьное лесничество на базе Боровской средней школы No 7».

— Наше лесничество, — говорит директор школы Виктор Степанович Сухин, — существует всего третий год. За каникулы лесную практику здесь проходит более сотни ребят, в основном учащихся седьмых классов (по 35 человек одновременно).

Рядом с посадками молодого леса на кордоне Сабатас стоят два дома, в одном из них и живут ребята вместе со своими педагогами-наставниками. Каждое утро после линейки, на которой дается разнарядка на работы, машина развозит юных лесников по местам.

— Помощь детей в уходе за лесными культурами, — говорит главный лесничий Боровского лесного хозяйства В.П. Канцев, — весьма ощутима. В перспективе мы вместе с администрацией школы No 7 думаем расширить лесничество и перейти на круглогодичную работу. Думаем передать под «контроль» учащихся всю зону на озере Боровое.

А. Михайлов, с. Боровое, Кокчетавская область».

Ну так вот как-то. Таких заметок и более крупных материалов из Борового в тот год я выдал предостаточно. И появлялись они не только в экзотических изданиях вроде «Учителя Казахстана», но и в родной «Ленсмене» (где я числился «на договоре») и даже в самой «Казправде». Дополнительные пять рублей праведного гонорара карман не тянули и даже напротив — всегда были очень кстати. Зачем? Ну хотя бы для продления сезона в Боровом. Теоретически таковая сумма могла позволить просуществовать на курорте лишние 2-3 дня. Один рубль в сутки отдавался за постой («койку» в сарае гражданке Никаноровой), а на 70 копеек непьющему журналисту (такие случались, я встречал... одного) можно было сносно прохарчиться продуктами из продмага.

Когда я в тот год попал в Боровое в начале июля (случайно заехал!), то подумал, что... а чего бы не остаться тут до конца лета? (О, благодатные времена юности, позволявшей такие шальные отклонения от магистральных направлений жизни!) Потому как сразу влюбился. Влюбился в эти сосны над гранитами, в эти черные силуэты гор на фоне вольных разливов сливающихся небес и вод на закате, в этих отчаянно кидающихся сверху в воду чаек, в это суетливое клацанье беличьих лапок о кору стволов, в эти замшелые дикие камни и... в этих юных девочек (а как без них?), вырвавшихся на волю, осознавших свое неодолимое величие и дозревших-таки до своих первых курортных романов...

Птица-передовица

Впрочем, о высокой поэзии курортной жизни я уже вспоминал ранее. Но ныне, рассказывая о номере «Учителя Казахстана» от 28 июля 1983 года, обращусь к суровой прозе. Ибо именно таким выверено-безапелляционным стилем принято было излагать «передовицы» газет, непременные зачины всех номеров в эпоху владычества партийной печати.

Обычно «передовица» посвящалась какому-нибудь важному событию, которое, по мнению советских идеологов, должно было живо волновать наибольшее количество читателей. Может быть, в первые годы народной власти так оно и бывало, но в рассматриваемую эпоху все уже происходило с точностью до наоборот. Читатель разворачивал свежий номер и начинал свое движение с задней полосы. А до «передовицы», коль и добирался, то в самую последнюю очередь. Конечно, если ему не нужно было готовиться к какой-нибудь «политинформации».

Номер учительской газеты, на первой полосе которой красовался портрет Ленина, был посвящен важной дате: «80 лет назад, 30 июля 1903 г., открылся Второй съезд РСДРП, на котором была создана большевистская партия. Съезд завершил процесс объединения революционных марксистских организаций России на идейных, политических и организационных принципах, разработанных Владимиром Ильичем Лениным. На историческую арену вышла партия нового типа — партия рабочего класса, партия научного коммунизма, партия социалистической революции и коммунистического созидания».

Вот о чем писала передовица: «На разных этапах истории Страны Советов партия ставила перед общеобразовательной школой соответствующие задачи. Сегодняшние задачи школы определены июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС.

Партия указывает на необходимость воспитывать молодежь в духе преданности идеалам коммунизма, развивать у нее чувство гордости своей страной, готовность к защите Отечества, классовое сознание, высокую культуру труда и поведения. Проявляя озабоченность запоздалым гражданским становлением, политической наивностью, иждивенческими настроениями некоторой части молодежи, ЦК КПСС подчеркивает непреходящее значение ленинского завета о том, что главное в деле воспитания и обучения подрастающих поколений — формирование коммунистической нравственности. И партия требует от всех идеологических институтов, в том числе и от общеобразовательной школы, всей своей деятельностью ярче раскрывать подлинный гуманизм нашей коллективистской морали, вести неотступный бой против бездуховности, эгоизма, мещанства...»

Сказано верно, но... Как-то скучно.

Учителя, которые сгорели вместе с эпохой

Многие материалы в «Учителе Казахстана» были посвящены учителям или написаны самими учителями. Оно и понятно. Это был их (печатный) орган. Вот и в этом номере можно найти очерк о ветеране просвещения Казахстана, члене КПСС с 1921 года Валентине Тихоновне Чесноковой из Каргалинской школы имени Некрасова, которая так вспоминала свою юность: «Мы не жили тогда. Горели. Поручений не ждали. Искали, требовали, творили. Вот субботники... Они у нас в любой день недели возникали. Вагоны разгрузить, железнодорожные пути расчистить, улицы, дворы привести в порядок, деревья посадить — только клич брось, никого просить не надо».

Понятно, что мог передать своим воспитанникам человек с такой закалкой. Мог передать, но (внимание на время!) уже не мог привить. Почему? Знать бы...

Кстати, многое из педпрактики советского времени могло бы стать подспорьем в воспитании нынешних поколений казахстанцев. Теоретически. Ну вот, к примеру, «дворовые клубы», тему которых поднимала газета. Не стоит путать их с детскими площадками и спорткомлексами, которыми могут гордиться дворы и улицы современного Казахстана. Тогда в 404 дворовых клубах республики за досугом детворы следили еще и 519 «дворовых педагогов», труд которых был бесплатным для родителей, так как оплачивался из бюджета.

А вот еще любопытная заметка.

«...Отдел народного образования Ленинского района Алма-Аты создал учебно-оздоровительный лагерь «Юный математик». Он открыт на базе районного спортивно-оздоровительного лагеря «Олимпиец». Здесь отдыхают учащиеся VII-IX классов, хорошо успевающие по физике и математике. Направляются они по бесплатным путевкам из школ. Первая половина дня в лагере уходит на учебные занятия по физике и математике, конечно, не такие, как в обычных школах, по более углубленной программе. Именно в этом их привлекательность для ребят. Здесь и лекции научных работников, и решение задач, и всевозможные олимпиады, как, например, «Геометрия на асфальте». Особой популярностью пользуются выступления Анны Дмитриевны Харлип, младшего научного сотрудника Института математики и механики АН КазССР. В спокойной, доступной форме она рассказывала ребятам о матрицах, об электронно-вычислительных машинах, о теореме Ферма...

Вторая половина дня рассчитана на экскурсии, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Экскурсии также обычно носят «научный» характер. Ребята посетили институты математики и механики, физики высоких энергий, ядерной физики, астрофизики, вычислительный центр АН КазССР...»

(Продолжение следует.)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру