Казахстанские полицейские возобновили практику применения квадрокоптеров

Зачем полиции нужен воздушный контроль и насколько законно применение таких «инструментов»?

Казахстанские полицейские возобновили практику применения квадрокоптеров

Две полоски или одна — неважно

Практически весь прошлый месяц полицейские Алматинской области проводили рейды, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их называют по-простому, квадрокоптеров. Уже в самом начале отработки стало очевидным, что систематические нарушения на областных дорогах — норма.

«За три дня отработки патрульные составили более 1800 адмпротоколов, 53 автомобиля водворили на штрафстоянку, 25 человек доставили в медвытрезвитель, трех водителей оформили за пересечение одиночной сплошной. Проведенный анализ показывает, что основными причинами ДТП все еще являются превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, а также несоблюдение требований дорожных знаков и разметки. В этой связи на участках с высоким уровнем дорожно-транспортных происшествий для предупреждения аварийности и выявления нарушителей задействован специальный дрон-квадрокоптер. С его помощью мы намерены навести порядок на дорогах и минимизировать нарушения правил», — пояснил начальник ДП Алматинской области Бауржан Аленов.

Напомним, что в начале мая в ПДД РК введен новый пункт (62-1), согласно которому «на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, разделенные дорожной разметкой 1.1 (одинарная сплошная) и (или) обозначенные знаком 3.20 (обгон запрещен), запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных правилами». То есть теперь за пересечение как двойной, так и одинарной сплошной линии водителю грозит лишение права на управление транспортными средствами на срок шесть месяцев (пункт 3 статьи 596 КоАП РК).

В Казнете нововведение вызвало бурную дискуссию, многие водители негодовали, утверждая, что эта мера слишком жесткая. В защиту своей позиции автолюбители приводили весьма спорный аргумент. Мол, если на дороге попадется грузовик, движущийся с малой скоростью, то теперь придется «телепаться за ним часами». Отдельные персонажи пошли еще дальше и утверждали, что якобы полицейские специально «запускают свой грузовик», чтобы тот целенаправленно медленно ездил на определенных участках дороги, «провоцируя людей на обгон по встречке».

Так ли это на самом деле, неизвестно. Однако фактом остается то, что львиная доля ДТП со смертельным исходом, а также с тяжелыми последствиями, приходится как раз на те эпизоды, когда водители выезжают на встречную полосу там, где это запрещено. Речь идет в первую очередь о загородных трассах, где действительно нередко попадаются большегрузные машины, однако стоит отметить, что разметка 1.1 наносится не везде, а лишь на тех участках дороги, где данный маневр совершать опасно: на подъемах или спусках, в местах ограниченной видимости, на крутых поворотах и так далее.

Нацелена эта поправка и на тех, кто любит объезжать городские заторы по встречной полосе. Да, сейчас в Алматы или Астане таких водителей не так много, как, например, в начале 2000-х. Но отметим, что в южных регионах страны многие водители относятся к дорожной разметке крайне пренебрежительно.

Роботы на страже

Существуют ПДД, и они для всех едины. Если какие-то торопыги выезд на встречку считают нормой, то от этой вредной привычки им необходимо избавляться. В противном случае велики шансы перейти в ряды пешеходов, по крайней мере на полгода. И это еще если повезет! Ведь пренебрежение ПДД может повлечь за собою как смерть самого нарушителя, так и гибель других участников дорожного движения. Собственно говоря, и ранее полицейские привлекали к ответственности за выезд на встречку. Почему волна возмущений автолюбителей поднялась после того, как органы правопорядка начали использовать квадрокоптер?

Ответ очевиден и лежит на поверхности. Как правило, те водители, кто привык выезжать на встречную полосу или вклиниваться в ряд на поворот перед самым светофором (нарушая тем самым правило разметки), делают это лишь тогда, когда в поле зрения нет полицейской машины. То есть совершая рискованные маневры на трассе, они больше внимания уделяют не дорожным знакам, обозначающим опасные участки, а высматриванию патрульной машины.

Что же происходит в случае с применением дрона? Он, как правило, висит в воздухе и не попадает в поле зрения водителя-нарушителя. Тот маневрирует в привычной для себя манере, игнорируя знаки, а после его останавливает полиция и предъявляет нарушение. То есть просто высматривать полицейских на дороге уже не получается. Следовательно, им придется ездить как всем — по правилам, а это то, к чему они попросту не привыкли.

Отработка в Алматинской области закончилась, и о результатах месяца «воздушной охоты» полицейские обещали отчитаться чуть позже. Сейчас известно, что с конца мая дрон для выявления нарушений ПДД будут применять на загородных трассах в области Улытау, а также в других областях страны.

Если бы подобные отработки проводились чаще или данная практика была введена на постоянной основе, численность серьезных ДТП снизилась бы в разы. В первую очередь за счет того, что рецидивистов на дорогах Казахстана стало бы в разы меньше.

К слову, работа в этом направлении ведется. И не где-нибудь там, в Европе, а в соседней России, практику которой казахстанские эксперты перенимают очень оперативно.

В частности, сотрудники Новосибирского государственного университета (НГУ) показали собственную разработку — дрон-полицейский с искусственным интеллектом и способностью ориентироваться в пространстве без GPS. БПЛА опирается на интеллектуальную навигацию по подстилающей поверхности. Авторы проекта говорят, что планируют научить дроны принимать решения, опираясь на ИИ. Учитывая, что разработка позиционируется как полицейский дрон, решения принимать ему придется в различных сложных ситуациях. Заявленная дальность полета квадрокоптера — около 30 километров, а батареи должно хватать на полтора часа работы, что очень и очень немало.

«Он полностью автономен, может выполнять задачи десятки минут, ни к кому не обращаясь и в полностью автономном режиме. Мы хотим туда попробовать «прикрутить» современные большие языковые модели, чтобы он в необычной ситуации мог сам принимать решения, то есть это не результат работы программы, четкого алгоритма, а на основе большого количества примеров и знакомых ситуаций он сам решает, что ему делать. Это должно повысить и выживаемость, и гибкость этой системы», — сказал директор высшего колледжа информатики НГУ Алексей Окунев.

К концу текущего года авторы проекта планируют выпустить опытные партии в несколько десятков дронов.

Конечно, сейчас еще рано говорить о полноценном роботе-полицейском, но стремительное развитие технологий дает право сделать смелое предложение, что уже в скором будущем самостоятельные БПЛА будут нормой.

Последнее слово за Фемидой

Вернемся в Казахстан, где сам факт эксплуатации полицейскими дронов обсуждается не меньше законности использования полученных с него видеозаписей: вопросы по метрологии, сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов наблюдения и так далее.

И вот здесь на самом деле возникает весьма интересная история. Вспомним, почему вообще тема сертификации столь остро воспринимается общественностью. Если отмотать время немного назад, скажем, до 2000-х, на дорогах происходило много неприятных историй с участием дорожной полиции. Тогда некоторые скоростомеры и алкотестеры работали с невероятно большой погрешностью, если работали вообще. Нечистые на руку полицейские вкладывали в мундштук алкотестера смоченный в спирте ватный шарик или, пользуясь ручным радаром, показывали превышение другого автомобиля. Всякое бывало...

Здесь же все прозрачно. Машина выехала на встречную полосу, видеофиксация правонарушения есть — не поспоришь. Конечно, остаются риски коррупционной составляющей, но и здесь можно их минимизировать. Это если, как и в случае с системой «Сергек», данные будут поступать сразу в единый центр информации.

Наши коллеги из Kolesa.kz поднимали вопрос законности использования при фиксации нарушений ПДД такого оборудования, как дроны. Полицейские дали развернутый ответ.

«В соответствии со статьей 778 научно-практического комментария КоАП РК суд, орган (должностное лицо) и участники производства по делу об административном правонарушении вправе использовать и предоставлять фактические данные, полученные при использовании научно-технических средств, если они обеспечивают эффективность производства по делу.

При этом использование технических средств для фиксации фактов совершения уголовных или административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел указано и в пп.19 п. 2 ст. 6 Закона об ОВД РК.

Фактические данные, полученные при использовании научно-технических средств, отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении. В этой связи суд принимает решение о принятии данных сведений в виде вещественных доказательств после установления их подлинности», — пояснили в Департаменте полиции Алматинской области.

Простыми словами, полицейские могут использовать дроны для выявления грубых нарушений ПДД, во всяком случае суд такие вещдоки может признать действительными.

Есть ли место полицейским дронам над дорогами Казахстана — вопрос риторический. Но с уверенностью можно говорить, что внедрение новых технологий позволяет оздоровить дорожный трафик. После того, как в южной столице появилось достаточное число камер фиксации ПДД, все научились соблюдать рядность, не заезжать за стоплинию и даже пристегивать ремни безопасности, что плохим результатом точно не назовешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру