От слов к действиям
Останавливаюсь на перекрестке, со мной равняется мопедист, причем объехавший пробку по встречной полосе. Спрашиваю: «Готов к новым правилам?». А он в ответ с полной уверенностью выдает: «Да кто этим заниматься будет? Как проходить регистрацию, у меня на раме даже VIN-кода нет. Поболтают да забудут». Мы попрощались, и он, не дождавшись зеленого света, с крайнего левого ряда «нырнул» направо и укатил в перпендикулярном направлении. В этой ситуации отражена вся суть происходящего — вера в безнаказанность и полная уверенность в том, что ничего не изменится.
О том, что движение мопедов на дорогах должно обрести цивилизованный вид, редакция пишет на протяжении нескольких лет. Аргументы просты и понятны: аварийность и смертность с участием водителей скутеров и мопедов растет от года к году, только в 2023-м было зафиксировано 750 ДТП, что в четыре раза больше, чем в 2022 году. Отметим, что в эту статистику включены не все происшествия, а лишь те аварии, после которых пришлось вызывать дорожную полицию. То есть в большинстве своем с серьезными последствиями.
Самое страшное в этой ситуации то, что многие водители мопедов, которые являются полноценными участниками дорожного движения, попросту не хотят соблюдать ПДД. Большинство грубейших нарушений настолько очевидно, что понятно даже школьнику. Мы постоянно наблюдаем за тем, как взрослые люди ездят, мягко говоря, как им вздумается.
О том, что вопрос нужно как-то решать, чиновники, как и представители МВД, говорят давно, но лишь в 2024 году помимо разговоров начались конкретные действия.
В марте текущего года замглавы МВД Игорь Лепеха сообщил: «Все мопеды, вне зависимости от того, какой у них объем двигателя, отнесут к транспортным средствам. И для того, чтобы ими управлять, нужны будут водительское удостоверение категории «А1» и возраст от 16 лет. Соответственно, все мопеды нужно будет ставить на учет и регистрировать».
В апреле депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении поправки в Закон «О дорожном движении», предполагающие приравнивание мопедов к транспортным средствам с последующей их регистрацией. Документ дорабатывался в течение месяца, и на прошлой неделе, 15 мая, депутаты Мажилиса уже во втором чтении одобрили соответствующие поправки. Свершилось! Что-то утвердили, какие-то аспекты по-прежнему остались размытыми, но, как говорил Остап Бендер: «Лед тронулся, господа...».
Мопед мопеду рознь
Первое и главное, на наш взгляд, изменение заключается в том, что вскоре для управления мопедами водителям нужно будет регистрировать своих железных коней и получать ГРНЗ (государственный регистрационный номерной знак). То есть регистрировать мопеды и скутеры независимо от объема двигателя нужно будет всем. Также статус водителя нужно будет подтвердить — требование получения водительского удостоверения категории «А1» тоже оставили. И это единственное правильное решение, которое позволит изменить ситуацию на дорогах.
Сейчас одной из причин, по которой нарушителей сложно привлечь к ответственности, является отсутствие ГРНЗ. После принятия поправок ездить на «безымянных матарашках» будет запрещено. Прежде сторонники мопедов парировали, мол, как регистрировать скутер, если на нем нет ни VINкода, ни других данных для идентификации. И в этом они правы.
Действительно, чтобы пройти регистрацию и получить техпаспорт, нужны конкретные данные. В автосреде это VIN-код. Он уникален и, как отпечатки пальцев у человека содержит в себе много полезной информации, включая характеристики конкретного транспортного средства, страну-производителя и так далее. Есть такой код и на мотоциклах. А вот на мопедах — далеко не на всех.
Дело здесь не только и не столько в производителях этих самых мопедов, сколько в самих «наездниках». Как нам удалось выяснить, достаточно большая часть мопедов, которые рассекают по дорогам Казахстана без номеров, на самом деле оборудованы двигателями объемом больше 50 кубических сантиметров. То есть для легального использования такового вида транспорта и сейчас, по «старым» правилам, нужно регистрировать мопед, получать ГРНЗ и иметь права категории «А».
Чтобы этого избежать и эксплуатировать мопеды без оформления, некоторые водители маскируют их под транспорт с малым объемом. Чтобы не попасться, табличку с тем самым VIN-кодом, который может дать подлинную информацию, многие просто демонтировали. Идентифицировать мопед на глаз, а уж тем более объем его двигателя — идея так себе. Казалось бы, тупик?
Нет. Решение, как идентифицировать таких безымянных, нашлось. Причем простое и понятное. С теми, у кого VIN-коды есть, вопросов не возникает, а тем, у кого нет, будут присваивать и набивать на раму. Так что отвертеться не получится ни у кого.
Отметим, что поскольку мопеды будут считаться полноценным транспортным средством, то и требования к ним будут соответствующие. То есть в будущем недостаточно будет просто узаконить свой байк, также ежегодно нужно будет проходить технический осмотр и оформлять страховой полис.
Здесь некоторые автоэксперты выступают с критикой, утверждая, что в Казахстане нет регламентов проверки безопасности мопедов, как и соответственно аккредитованных для этого лабораторий. А ведь проверять пригодность мопедов к выезду на улицы будет нелишним уже при первичной постановке на учет.
Здесь, на наш взгляд, нет больших сложностей. Во-первых, есть требования к мотоциклам, и они во многом схожи. Во-вторых, ранее и опыта такого у Казахстана не было. Со временем и лаборатории запустят, и стандарты пропишут. Ведь сейчас во главе угла стоит безопасность! Если же углубляться в каждый аспект, то принимать поправки можно и 10 лет, на протяжении которых хаос на дорогах продолжался бы.
Мы полагаем, что полицейские будут проводить визуальный осмотр при постановке мопедов на учет, и искренне верим в то, что откровенный хлам узаконивать не станут, отправив владельца устранять недостатки в транспортном средстве.
Конечно, сложно будет проверить соответствует ли заявленный объем двигателя реальному... На первой волне, полагаем, недобросовестным гражданам удастся узаконить байки с большими объемами и «прописать» их в категории мопедов «50 минус». Но со временем и в этом вопросе в МВД порядок наведут.
Теперь по-взрослому
Сейчас в вопросе быстрой легализации заинтересованы сами мопедисты. Ведь поправки в Закон «О дорожном движении» направили в Сенат и далее — на подпись Президенту. Как уже известно, на легализацию и получение прав чиновники дали шесть месяцев со дня опубликования законодательных изменений. Так что предполагаемый дедлайн — конец текущего года. То есть к открытию мотосезона-2025 пройти легализацию обязаны будут все.
Полисы ОСГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности) — вообще отдельная тема для разговора. Ведь прежде, даже если водитель мопеда не скрывался после ДТП, получить с него компенсацию в должном размере было непросто. Да, с юридической точки зрения это можно было сделать, обратившись в гражданский суд, однако на практике история могла затянуться не на один месяц. Теперь же, когда все будет решаться через страховую компанию, урегулировать финансовый вопрос будет в разы проще и спокойнее для всех участников ДТП.
С регистрацией мопедов все понятно. Если он в нормальном техническом состоянии, то сложностей возникнуть не должно. А вот получить водительское удостоверение так же быстро, как пройти регистрацию, не получится.
Да, мопедисты очень лихо маневрируют в дорожном потоке, однако умение ездить дыбом на заднем колесе не является основанием для выдачи прав. Здесь со всеми водителями на равных — нужно будет сдавать и практику, и теорию. То есть взять в руки учебник и вызубрить ПДД все-таки придется.
Напомним, что с недавнего времени в Казахстане отменили так называемую самоподготовку, и для того, чтобы претендента допустили к экзамену по вождению, нужно пройти курс в автошколе. Отдельных школ для мопедистов мы не нашли. Зато есть большой выбор мотошкол, что по технике управления максимально приближено к особенностям езды на мопедах. Курс в среднем стоит от 40 до 70 тысяч тенге со сроком обучения от нескольких недель до 1,5 месяца. Выбор есть. Дорого ли это? Не дороже последствий с травмами или летальным исходом, которые сейчас происходят как раз из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков.
Получение прав — это не только большая гордость, но и ответственность. Водители мопедов будут привлекаться по аналогии с водителями автомобилей. И разница между «до» и «после» очень большая.
Сейчас мопедистов привлекают только по статье 615 КоАП РК «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения». По сути, эта статья приравнивает переход пешехода в неположенном месте с проездом мопедиста на запрещенный сигнал светофора или с выездом на полосу встречного направления движения — в любом из случаев предусмотрен штраф в размере 2 МРП, или 7384 тенге на 2024 год. А вот после принятия норм водители мопедов будут нести весь спектр ответственности. То есть за проезд на запрещающий сигнал светофора водителям мопедов будет грозить штраф в размере 10 МРП, или 36 920 тенге.
По части движения «против шерсти» тоже все серьезно. Не только движение, но и пересечение даже одиночной сплошной с выездом на встречную полосу подпадает под пункт 3 статьи 596 КоАП РК: «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом, влечет лишение права на управление транспортными средствами на срок шесть месяцев».
Еще строже для тех нарушителей, которые злоупотребляют спиртным. Сейчас управление мопедом в пьяном виде влечет штраф в размере 5 МРП. После принятия норм — арест на 15 суток и лишение прав на семь лет. Не секрет, что в числе мопедистов есть и те водители, которых лишили автомобильных прав за грубые нарушения, допущенные при вождении автомобиля. Текущий сезон они еще смогут откатать на мопедах, а вот дальше...
Не стоит испытывать судьбу. Поправки примут, в этом сомнений нет, поэтому лучше уже сейчас заняться изучением ПДД и пройди обучение в автошколе, ведь желающих будет много, а автоЦОНы имеют придел пропускной способности. Оставлять на потом себе дороже. А тем, кто решит понадеяться на авось, нелишним будет знать, что после принятия поправок «лица, не имеющие и не получавшие права, привлеченные к ответственности за нахождение за рулем, не будут допускаться к сдаче экзаменов на получение такого права в течение семи лет».