По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, в прошлом году в стране было зафиксировано 18 таких уголовных дел. Из них две трети, или 12 дел, было зарегистрировано в южных регионах, и по два случая — на востоке, на западе и в центральной части страны, сообщает ranking.kz.
Проблема характерна не только для отдалённых сельских населённых пунктов, но и для крупных мегаполисов. Так, 6 из 12 «южных» уголовных дел по факту похищения женщин пришлось на Алматы, и единичный случай был зарегистрирован в Астане.
А вот количество зарегистрированных уголовных дел по смежному уголовному правонарушению — незаконному лишению свободы, которое происходит, когда женщину насильно удерживают в доме жениха — с 2018 года заметно сократилось: с 71 до 13 случаев.
Отмечается, что эта статистика лишь частично отражает ситуацию с уголовными правонарушениями, которые некоторые казахстанцы маскируют под старинный обычай «қыз алып қашу» (кража невесты).
Во-первых, в Казахстане нет отдельной статьи за похищение женщины с целью вступления с ней в брак, и поэтому похищения женщин с любой целью регистрируются только по одной, 125-й статье УК РК.
Во-вторых, большая часть похищений женщин для вступления в брак даже не входит в статистические отчёты, так как эти действия являются скрытыми.
В отчёте за прошлый год уполномоченный по правам человека в Казахстане Артур Ластаев пишет: «О реальных цифрах кражи невест приходится только догадываться. В обществе сохраняются стереотипы, не позволяющие женщинам сообщать о применении такого вида принуждения. В большинстве случае виновные и жертвы даже не осведомлены о преступном характере таких деяний и уголовной ответственности за них».
По данным, опубликованным омбудсменом в рамках Международной научно-практической конференции «Противодействие домашнему насилию: проблемы и пути решения», с 2019 года в Казахстане именно за похищение женщин было возбуждено 214 уголовных дел. Из них 94,3% были прекращены в связи с отсутствием состава преступления. В суды направили только 10 дел. К ответственности были привлечены 27 человек.
Уполномоченный по правам человека считает, что в Уголовный кодекс РК нужно ввести отдельную статью за похищение женщин с целью принудительного вступления в брак. Генеральная прокуратура, куда было направлено предложение, инициативу поддержала. Но пока поправки в законы не приняты.
Предложение омбудсмена основано на положительном опыте других центральноазиатских стран, которые тоже борются с этим искажённым старинным обычаем. Например, в уголовном законодательстве Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана есть особые статьи о похищении женщины с целью вступления в брак. Их принципиальное отличие от общей статьи о похищении человека — в том, что наказание за кражу невесты мягче. Так, в Узбекистане за подобное правонарушение могут всего лишь оштрафовать, назначить общественные работы, дать условный или реальный срок до 3 лет. По общей же статье преступника может ждать только тюремный срок от 3 до 15 лет. Аналогичная ситуация наблюдается и в Туркменистане.
А вот Кыргызстан, где ещё десять лет назад фиксировали от 8 тыс. до 12 тыс. случаев кражи невест в год, за похищение женщины для принудительного брака преступнику грозит уголовное наказание от 5 до 10 лет лишения свободы. Если девушка не согласна на брак и похититель её отпустил, он всё равно будет наказан, правда, отделается лишь штрафом или общественными работами.
В Туркменистане, Таджикистане и Казахстане учитывают примечание к статье за похищение, в котором мужчина просто освобождается от ответственности в случае, если отпускает женщину. Это объясняется целью защитить жертву от возможного убийства. Казахстанские правозащитники уже не раз выступали с инициативой отменить эту законодательную индульгенцию для агрессоров, ведь конституционные права похищенной, но освобождённой женщины всё же нарушены, она испытала психологическое давление, страх, унижение.
Более года назад эксперты Казахстанского института общественного развития проводили социологическое исследование по гендерной политике, в котором затрагивали и тему кражи невест. Опросы казахстанцев показали неоднозначные результаты. Хотя 76,4% респондентов негативно относятся к похищению невесты против её воли, почти пятая часть опрошенных считает, что в такой ситуации девушка должна сбросить платок и переступить через пожилую родственницу похитителя, но не сообщать о случившемся в полицию. Ещё 11,7% ответили, что в подобной ситуации невеста должна остаться и выйти замуж за похитителя.
Между тем, в Казахстане запущена петиция с требованием законодательного запрета «браков по шариату». Председатель общественного объединения «Демос» Турарбек Кусаинов сообщил, что в Казахстане ежегодно заключаются тысячи браков со «свидетельством о заключении брака по шариату», тем самым способствуя распространению в обществе многоженства и усилению тенденции к «токализации». Если обратиться к конкретным данным, в Республиканской главной мечети в Астане, в которой К.Бишимбаев и убитая им С.Нукенова дважды сочетались «шариатским браком», за последние 4 месяца 2023 года было заключено 5 тысяч «религиозных браков». И это цифры лишь по одной мечети.
В действительности, «шариатский» брак противоречит законодательству светского государства, в частности Кодексу РК «О браке (супружестве) и семье». Законом установлено, что: «Признаются только браки (супружество), заключенные государственными органами», «Брак (супружество), заключенный по религиозным обрядам и церемониям, не приравнивается к зарегистрированному в регистрирующих органах браку (супружеству) и не порождает соответствующих правовых последствий».
«Шариатские браки» ускоряют тенденцию к многоженству (токализации – полигинии), грубо нарушая права женщин и детей. Расторгнуть «шариатский брак» так же легко и быстро, как и заключить. По «законам шариата, мужчине достаточно произнести слово «талак», чтобы бросить свою жену с ребенком на произвол судьбы.
Мужчина, сказав своей жене «талак» и расторгнув с ней «узы шариатского брака», не дает своей фамилии их ребенку, тем самым осложняя им дальнейшую жизнь. В таких случаях женщина, получив «талак» и оставшись с ребенком на руках, вынуждена доказывать отцовство своего «шариатского мужа» с помощью экспертизы ДНК. Женщине, сочетавшейся «шариатским браком» с мужчиной, который затем разводится с ней, сложно отсудить алименты на ребенка, и в итоге очень много женщин остаются ни с чем, т.к. им отказано в доле в совместном имуществе, а их дети становятся сиротами при живых отцах, без средств к существованию.
Правительство РК приняло закон, ужесточающий наказание за домашнее насилие. Однако защита прав женщин и детей нуждается в дальнейшем усилении.