Смерть в тихий час

Почему в казахстанских детсадах умирают дети

Трагический инцидент произошел 6 мая в одном из детских садов Акмолинской области. По данным полиции, там умер ребенок. Это лишь один из примеров гибели детей в казахстанских дошкольных учреждениях. Тут возникает вопрос: неужели в местах, где за детей должны нести ответственность по умолчанию, этого не делают? Или же причина кроется в трагическом стечении обстоятельств?

Почему в казахстанских детсадах умирают дети

Виновата рассеянность?

«По факту смерти малолетнего ребенка в одном из детских садиков Бурабайского района возбудили уголовное дело. В настоящее время назначена судебно-медицинская экспертиза, обстоятельства выясняются», — сообщили в полиции Акмолинской области.

Во время тихого часа воспитатель обратила внимание на ребенка из-за того, что на его кожных покровах возникла синюшность. Немедленно вызвали медицинскую сестру этого учреждения, а также скорую помощь. До приезда скорой медсестра оказывала реанимационную помощь, но безуспешно. Была констатирована биологическая смерть.

Еще один случай произошел 10 мая текущего года. Воспитатель одного из частных детских садов Астаны отправила в родительский чат видео, на котором бьет ребенка по голове. Заметив ошибку, она срочно удалила сообщение.

Кадры с рукоприкладством опубликовал отец девочки.

«Некоторое время назад мы с женой отдали дочь в детский сад «Арай-Нур» по адресу: Жаханша Сейдалина, 1. В понедельник, 6 мая, в 18.12 в чат WhatsApp отправили видео, которое снимали специально на 9 Мая. Когда мы начали смотреть видео, оказалось, что отправили отрывок, где Раушан апай бьет ребенка по голове. Моя жена сразу же написала личные сообщения воспитателю и заведующей, которая удалила видео из чата. А воспитатель сказала, что такое видео получилось из-за видеоредактора. Я думаю, это произошло не в первый раз, моя дочь стала закрытой», — пишет пользователь под ником Сейткарим Базарбаев.

Мужчина после увиденного попросил отправить полное видео, но воспитатель сказала, что оно удалилось.

И это еще не все...

В сентябре 2023 года правоохранители сообщили еще об одном трагическом случае. Ребенок погиб после падения в септик на территории детского сада Алматинской области. Власти говорят, что люк был закрыт, но у родных мальчика другое мнение.

По информации телеканала «Астана», мальчик играл с другими детьми, когда вдруг исчез. Его нашли на дне канализационного люка — он еще дышал, но до больницы малыша живым не довезли. Заведующую уволили, но мальчика это не спасло.

В Кызылорде ребенок попал под колеса автомобиля, привозившего детей в сад. Воспитательница, встречавшая малышей, не заметила, что один подопечный остался на улице. Ребенок скончался по дороге в больницу.

В ноябре 2021 года в детском саду в Талгаре случилось ЧП — умерла четырехлетняя девочка. Экспертиза показала, что в гортани малышки застрял инородный предмет. Что именно проглотила девочка, родители узнали не сразу. Результаты экспертизы показали, что причиной смерти явилась маленькая пластмассовая бусина.

Отец девочки уверен, что его дочь погибла из-за равнодушия чиновников областного управления образования.

«Нам сейчас очень тяжело. Звонят сотрудники акимата и следователи. Вчера похоронил дочь. На 25 детей не должно быть одного воспитателя. Безопасность не поддерживается. К педагогу претензий нет. Ответственным является областное управление образования», — сказал Жарас Чингизов.

В Темиртау вообще произошло нечто из ряда вон выходящее: воспитательница душила одеялом девочку, чтобы та перестала плакать. Суд признал женщину виновной и назначил наказание — 120 часов общественных работ с лишением права занимать должности, связанные с работой с несовершеннолетними, сроком на три года.

В Актобе четырехлетний малыш упал с лестницы в частном детском саду. Он получил серьезную травму в области горла. После просмотра видеозаписи выяснилось, что воспитательница совершенно не смотрела за детьми и находилась на другом этаже помещения. Пострадавший самостоятельно отправился в уборную, чтобы смыть кровь. Другие дети помогли товарищу переодеть запачканную футболку и позвали воспитательницу на помощь.

Сотрудница не оповестила родителей о случившемся. А когда они пришли забирать ребенка и потребовали разъяснений, воспитательница заявила, что не нужно приводить ребенка, раз им не нравится детский сад. По данному факту руководителя детского сада оштрафовали на 50 МРП.

Общественники констатируют, что, к сожалению, государство не может контролировать условия, которые создают в частных дошкольных учреждениях, проверять квалификацию воспитателей и соблюдение санитарных норм. В связи с этим рассматривается вопрос о возвращении процедуры лицензирования детских садов. Вполне вероятно, что главная причина недостаточной безопасности в казахстанских дошкольных учреждениях — его отсутствие.

Поможет ли это?

Травмы, которые дети получают в стенах детских дошкольных учреждений, несомненно, говорят о низком качестве контроля за подопечными. В территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования ежедневно поступает информация о получении детьми различных травм в стенах детских садов.

Как говорят общественники, если ввести лицензирование, детские сады должны будут доказать, что соответствуют всем требованиям безопасности. Только тогда они смогут получить лицензию. Если в заведении все хорошо, проблем с этим не будет, а если не очень — дошкольному учреждению дадут время на исправление недочетов.

По мнению правозащитников, будет лучше, если за лицензирование будут отвечать не только государственные ведомства, но и независимые организации, способные критически подойти к своей миссии и исключить коммерческие риски. Преимущество неправительственных организаций в том, что они, как правило, «ближе к народу», который пострадал от недобросовестности.

При этом представители Ассоциации непрерывного образования считают, что лицензирование не спасет казахстанских детей. Они уверены, что оно не поднимет качество педагогического состава и уж точно не убережет детей от жестокого обращения.

Это подтверждают наглядные примеры. Так, в государственном детском саду в Павлодаре избили ребенка. И это несмотря на то, что заведение имело все документы, разрешения и даже камеры видеонаблюдения.

Помимо прочего казахстанские родители часто говорят о санкциях для воспитателей, которые не справляются со своими обязанностями. Есть и те, кто с сочувствием относится к виноватому педагогу — мол, попробуй уследить за 30 суперактивными детьми. В итоге воспитатели, в обязанности которых входит обеспечение безопасности несовершеннолетних, привыкают к тому, что им все сходит с рук.

Дело в том, что выиграть суд и получить компенсацию за сломанную ребенком руку или ногу в казахстанских реалиях довольно сложно. Такие примеры нужно еще поискать.

Зато есть другие, когда досудебные расследования по подобным фактам прекращают.

Так, в 2015 году в Ауэзовском районном суде No 2 города Алматы прошел суд над женщиной-водителем, которая насмерть сбила пятилетнюю Каусар Жолдыбай на территории детского сада.

Как сообщал из зала суда корреспондент Kapital.kz, около двух недель Татьяна Семченко находилась под стражей. Как утверждали защитники женщины, свою вину она полностью признает. Кроме того, родители погибшей девочки не имели претензий к подозреваемой в связи с тем, что она полностью возместила ущерб.

Нужен новый закон?

По мнению психологов, то, что происходит с ребенком до шести-семи лет, становится основой его взрослой жизни. Поэтому крайне важно, чтобы в детсадах с детьми находились профессионалы, которые знают, психологию детей, учитывают их возрастные особенности, а не пускают в ход кулаки. Это в любом случае говорит о пережитой взрослым педагогом травме.

В качестве одной из мер, направленных на решение проблем насилия в дошкольных учреждениях, общественники предлагают ввести обязательное видеонаблюдение. Но, как мы уже писали выше, это не спасает детей от жестокого обращения. С помощью видеонаблюдения можно лишь постфактум подтвердить грубое нарушение. Вряд ли это поможет исправить трагедию, если она случилась.

Как считают правозащитники, в этом смысле Казахстану могли бы помочь специальные комитеты по этике, где разбираются все случаи подобного характера, то есть проявление насилия, халатности или другое неподобающее поведение педагога. Этим должны заниматься непредвзятые люди, независимые от конкретного учебного учреждения. Они могли бы рассматривать каждый случай отдельно.

Конечно, для этого необходимо разработать специальные документы — кодексы, в которых будет подробно прописано, что такое буллинг, насилие, какие действия носят уничижающий или оскорбительный характер, каким образом педагог должен следить за безопасностью детей.

Как отмечают эксперты, чаще всего, чтобы решить проблему, родители пострадавшего ребенка не разбираются с руководством, а молча забирают документы и переводят чадо в другой детсад. Так они избегают большой потери ресурсов. Судебные разбирательства стоят дорого. Это касается не только денег, но и времени, потраченного на них.

При этом сражаться с системой образования не так просто. Любые попытки восстановить справедливость воспринимаются как «война против целой образовательной системы».

В этом смысле Казахстану не хватает действующих правозащитных организаций, которые стояли бы на защите интересов учащихся. Правозащитники в стране, конечно, есть, но они в основном занимаются другими вопросами в сфере семейно-бытового насилия.

Не лишним будет провести отдельную работу с родителями. Они должны знать, как действовать в экстренных ситуациях, когда их ребенок пострадал от обстоятельств или педагога в учебном учреждении.

Установку «прав тот, кто сильнее» необходимо менять. Перемены должны идти с самого верха — в Министерстве просвещения нужно устанавливать высокие морально-этические нормы поведения по отношению друг к другу, сотрудникам и подчиненным, чтобы агрессия и неуважение не передавались по цепочке.

Необходимо на всех уровнях демонстрировать уважительное отношение к личности, достоинству, правам человека, даже самого маленького.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру