Наоми Уэмура - одинокий альпинист

Одна история японского путешественника

«Наоми Уэмура любил бродяжничать по самым диким уголкам нашей планеты. Будь то горы или полярные просторы. Он был путешественником-одиночкой». Так писал об известном японце Крис Бонингтон — представитель послевоенного поколения английских альпинистов.

Одна история японского путешественника

Между прочим, Бонингтон первым из британцев прошел северные стены Чима Гранде и Эйгера по «диретиссиме» (то есть по прямой). Преодолел он и юго-западный контрфорс Пти-Дрю, ребро Валькера на Гранд Жорас, а также совершил первовосхождения на некоторые гималайские вершины. Вехой в истории альпинизма считается первопрохождение участниками экспедиции Бонингтона южной стены Аннапурны. За руководство успешной экспедицией 1975 года на Эверест по юго-западной стене Бонингтон награжден Орденом Британской империи и медалью Королевского географического общества. Он написал несколько книг, в том числе книгу о приключениях других экстремалов. Книга «В поисках приключений» (Москва, «Прогресс», 1987 год) составлена из рассказов о самых разных путешествиях. Рассказ «В одиночку к полюсу» Крис Бонингтон посвятил Наоми Уэмуре.

Одиночка

Психолог Ганс Айзенк в книге «Измерения личности» утверждает, что мозг экстраверта менее возбудим, чем мозг интроверта. Экстраверты легче реагируют на различные ситуации и мало заботятся о том, что думают о них окружающие. «Мозг интроверта более возбудим, что делает его неустойчивым к перемене настроения и заставляет вести насыщенную внутреннюю жизнь. В результате внутренней эмоциональной перегрузки, являющейся своеобразной формой самозащиты, интроверты стараются избегать слишком активных социальных контактов, которые они расценивают как психологически токсичные. Или ввиду того, что они ведут активную внутреннюю жизнь, они просто не испытывают потребности в глубоком социальном взаимодействии» (Том БатлерБоудон, «50 великих книг по психологии», Москва, 2018 год). Восприятие интровертов находится на более высоком уровне. Они насторожены, сдержанны, пессимистичны, склонны к переживанию постоянного чувства вины и заниженной самооценке.

Как неуверенный в себе японец Наоми Уэмура мог стать выдающимся путешественником? Это произошло после того, как он осознал, что комплекс неполноценности является движущей пружиной его существования! К 29 годам он взошел на высочайшие вершины пяти континентов, стал первым японцем, достигшим вершины Эвереста, в одиночку сплавился по Амазонке, преодолев по воде 6000 километров, десять месяцев провел у эскимосов Гренландии, после чего соло прошел на собаках по северным странам. В 1978 году Наоми Уэмура первым в одиночку достиг Северного полюса. К сожалению, в 1984-м он пропал без вести при попытке одиночного зимнего восхождения на Мак-Кинли (Аляска).

Нападение белого медведя

Наоми Уэмура говорил: «Когда нам тяжело, больно, мы, люди, уже сдаемся. Собаки же сдаются только тогда, когда умирают... Во время этой экспедиции я понял, что человеку очень важно кому-то верить и кого-то любить. И натолкнули меня на эту мысль собаки. За это время я не раз попадал в беду, но собаки меня и выручали, и успокаивали».

Одним утром Уэмура проснулся в своей палатке от собачьего лая. Он находился на льду только четвертые сутки и накануне целых 16 часов прорубал путь сквозь бесконечные торосы, ворочая ломом глыбы льда и перетаскивая через них груженые нарты, а потому крепко спал, завернувшись в спальный мешок. Лай собак стал удаляться, то есть они отвязались. «Затем он услышал другой звук — чью-то тяжелую шаркающую поступь, от которой дрожал лед, сотрясая его ложе. Это мог быть только белый медведь. Путешественник не осмеливался произвести хотя бы малейший шум, малейшее движение, чтобы не привлечь внимание зверя, он только слушал, как тот рвал когтями мешки с тюленьим мясом, а затем, громко чавкая, глотал мороженое мясо всего в нескольких метрах от палатки».

Уэмура вдруг ощутил всепоглощающее сожаление и покорность судьбе, но продолжал сражаться с медведем, не выдавая себя ни единым звуком. Он молился, чтобы медведь наелся мясом тюленя и китовым жиром, а зверь навалился боком на палатку и ткнулся носом в спальный мешок. Когда он ушел, «Уэмура глубоко вздохнул, но продолжал лежать неподвижно, прерывисто дыша, дрожа всем телом от охватившего его возбуждения. Пола палатки была распорота, продовольствие разбросано по льду. Большая часть его была съедена или испорчена, однако сам он остался жив, а ведь все случилось, едва он начал свое путешествие к полюсу. Горы острова Элсмир все еще маячили на горизонте и до цели оставалось 427 миль».

Медведь обязательно вернется, когда проголодается, и надо зарядить винтовку. Уэмура нашел своих собак и радировал, чтобы ему доставили новую палатку и продовольствие. Бонингтон пишет — поддержка с воздуха означала, что Уэмура мог путешествовать относительно налегке и его дополнительно снабжали с самолета, но в случае смертельной опасности никто не мог бы ему помочь.

В своей книге «Один на один с севером» Наоми Уэмура описал эпизод встречи с медведем. «Звуки его неторопливо приближающихся шагов говорят, что он идет прямо на меня. С треском рвется палаточная ткань.

Меня обдает вонючим дыханием, и огромная лапа наступает мне на висок. «Ну все, крышка мне, — мелькает в голове. — Настал мой конец. Съест он меня сейчас». Получаю резкий пинок, переворачиваюсь вместе со спальником и теперь лежу вниз лицом. Стоявшая на ящике печка падает на меня. Теперь двинуться невозможно. Ртом и носом я уперся в пол. Пытаюсь дышать. Не могу. А шевельнуться нельзя. Вдруг палатка перестала сотрясаться. Но не успел я даже обрадоваться, как с громким сопением медведь вновь набросился на нее. Мало-помалу мною овладевает какое-то безразличие к собственной судьбе. «В конце концов, будь что будет», — думаю я».

Медведь с хрустом грыз что-то около нарт. Нельзя шевелиться, нельзя дышать, иначе заметит. Уэмура думал: «Что же все-таки с собаками? Если убежали, их уже не найдешь. А без собак какое путешествие? Придется возвращаться». Медведь перестал есть, теперь он ходил вокруг стоянки, и палатка сотрясалась от его движений. Но вот медвежьи шаги начинают удаляться. «Спасен? Спасен! Неужели действительно спасен?» Я не переставал благодарить судьбу».

Не преуспел ни в школе, ни в спортзале

Он родился в Японии в 1941 году в семье, где было семеро детей. Жили на ферме. Ни в школе, ни в спорте Наоми Уэмура себя не показал. Он изучал сельское хозяйство и увлекся горами, а когда получил диплом, отправился в США, имея 110 долларов в кармане. Поработав в Америке, в 1964 году он приехал во французский Шамони на родину альпинизма и поставил палатку рядом со станцией канатной дороги «Эгюйль дю Миди». Языка Уэмура не знал и пошел на Монблан в одиночку, едва не погибнув в ледовой трещине. Его спас рюкзак, задержавший падение в узком месте.

Крис Бонингтон пишет, что, будучи посредственным лыжником, японец нашел работу в лыжном патруле на небольшом курорте. А через год отправился в Гималаи. Он путешествовал по свету в основном в одиночку, располагая весьма скудными средствами. Совершал восхождения, сплавился на плоту по Амазонке, а в 1969 году его пригласили в экспедицию, которая совершала разведку юго-западной стены Эвереста. «На следующий год японцы вернулись, но разделили свои усилия между юго-западной стеной и маршрутом, идущим через Южную седловину». Первая группа застряла на скальном поясе, а Уэмура достиг вершины в группе, которая шла по более простому маршруту через седловину.

«Уэмура не специализировался на прохождении технически сложных маршрутов и являлся всесторонне подготовленным альпинистом. Большую часть восхождений он сделал по простым маршрутам, но теперь желал расширить свой диапазон, найти новую сферу деятельности и в то же время сохранить репутацию одного из самых выдающихся искателей приключений Японии».

В 1974-76 годах он совершил 7500-мильное путешествие через Северную Канаду от Гренландии до Аляски, в одиночку передвигаясь на собачьей упряжке зимой и оставаясь на месте летом. «Однако больше всего Уэмуру привлекал Северный полюс, особенно мысль отправиться туда в одиночку. Пройдя основательную школу в Арктике, он одновременно заручился необходимым покровительством и поддержкой для осуществления этого предприятия». Одно из крупнейших издательств Японии заинтересовалось проектом. Кроме радиопередатчика для связи с базой «Резольют-бей» у него был передатчик, посылавший сигналы на спутник, находившийся на орбите. Когда спутник находился над полюсом, определялось положение Уэмуры, и группа поддержки знала о его местонахождении.

Выступив к полюсу с мыса Колумбия в марте 1978 года, он шел с 17 собаками, прокладывая себе путь с помощью ледоруба и лома. «Уэмура питался пищей эскимосов и был одет в их одежду: брюки из медвежьего меха, парку из шкуры северного оленя карибу». Когда произошла вторая встреча с медведем, японец был вынужден стрелять. Он находился в прибрежной полосе льдов, где плавучие поля, упираясь в неподвижную массу острова Элсмир, сжимаются, и здесь ему удавалось преодолевать в день не более двух миль.

Общаясь с собаками, Уэмура изучил повадки каждой из них, и в один из дней заметил, что одна ждет щенят. Собак, получавших увечья в драках и при переходах, Уэмура отправлял самолетом на землю, а самолет мог сесть только на подходящие льдины. Первую пару новорожденных щенят загрызла стая, и путник забрал сучку Широ в палатку, где на свет появились еще четыре щенка. Один родился мертвым, а троих он завернул в шкуру и уложил на нарты. Потом родились еще трое щенков, но один замерз, пока Уэмура устраивал малышей на борту самолета.

В одиночку или командой?

Ему приходилось объезжать разводья или ждать, когда они сомкнутся. На это уходили целые дни. Он совершал переходы с одной льдины на другую, используя нарты в качестве моста. Если бы Уэмура упал в воду в своих меховых одеяниях, спасение было бы невозможно. «Самое страшное наступало, когда начинал взламываться лед. И тогда то, что было поначалу надежным ледяным островом, быстро превращалось в обыкновенную глыбу, которая могла перевернуться в любое мгновение, опрокинув его, собак и нарты в ледяную воду».

Другим маршрутом к полюсу шла еще одна японская экспедиция, где члены команд решали все проблемы вместе. А Наоми Уэмура за 54 дня своего путешествия пережил вселенское одиночество и подвергался стрессу всякий раз, когда под ним трещал лед. В критических ситуациях он мог полагаться только на себя. Команда обогнала его, раньше достигнув полюса, а Уэмуру забрал самолет и доставил его в «Резольют-бей». На следующий год он стал первым человеком, который пересек с севера на юг Гренландское плоскогорье, покрытое вечными льдами.

Наоми Уэмура пропал на склоне МакКинли во время зимней экспедиции 1984 года. В свой день рождения он находился на высшей точке Аляски и Северной Америки, где оставил флаг Японии. По рации 13 февраля он сообщил, что намерен спуститься в базовый лагерь через два дня. Потом погода испортилась, и связи с ним больше не было. В сборнике «Параметры риска» писали: «Последний раз его заметили с самолета 15 февраля на склоне на высоте 5180 метров. Жив, кажется, здоров, улыбался и махал пилоту рукой». Наоми Уэмура был посмертно награжден премией Народного почета.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру