Раскрыта уникальность среднестатистического казахстанца

Гостеприимство выше щедрости, а лень — трудолюбия

После глобального статистического опроса по всей стране выяснились особенности культурного ДНК-кода казахстанцев: что читают, кого любят, какие черты считают нехарактерными.

Гостеприимство выше щедрости, а лень — трудолюбия

Неушедшая эпоха

Результаты эксклюзивного отраслевого исследования были представлены на бизнесконференции 33-й Международной выставки моды Central Asia Fashion Spring-2024 в Алматы. В рамках данного мероприятия для аудитории регулярно готовят интересные отчеты. На этот раз детальному профессиональному изучению экспертов подвергся неповторимый культурный ДНК-код казахстанцев.

В группу целевой аудитории онлайнопроса, проведенного в конце февраля 2024 года, вошли казахстанцы из большого сектора в возрасте от 14 до 60 лет. Участниками опроса стали жители основных городов Казахстана областного значения, а также городов республиканского значения Алматы, Астаны и Шымкента. Всего географический охват составил 20 основных городов страны с численностью населения более 200 000 человек.

В своем отчете эксперты отмечают немаловажный факт: при заполнении анкеты респонденты могли выбрать любой из предпочтительных языков — русский или казахский. Такой подход в формировании выборки исследования позволил охватить различные социально-демографические группы населения и собрать репрезентативные данные по городскому населению Казахстана.

С помощью онлайн-опроса казахстанский эксперт Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент «Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка» (КАПИОР), рассмотрела пристрастия казахстанцев с точки зрения таких различных аспектов культуры, как музыка, литература, киноискусство, культовые герои, популярные медиа.

Для начала исследователи-аналитики определили, какие художественные фильмы знает и любит практически каждый казахстанец. Что примечательно, готовых ответов опросник не предлагал. Такой подход позволяет сделать исследование более прозрачным. Это дает возможность сформировать более правдоподобную картину.

«О популярном казахстанском кино вариантов ответов было огромное множество, — делится результатами исследования эксперт Наталья Оспанова. — Однако в целом мы увидели тренд, что в основном, если говорить именно о киноискусстве, казахстанцы вспоминают фильмы советской эпохи 60-х — 70-х годов. Так, в тройку лидеров попали небезызвестные кинокартины «Меня зовут Кожа» (15 процентов опрошенных), классическая история любви «Кыз-Жибек» (10 процентов) и легендарный фильм «Ангел в тюбетейке» (восемь процентов).

Если же рассматривать полученные данные опроса с точки зрения возрастов, то можно увидеть, как резко меняются предпочтения. Например, в возрасте с 25 лет и старше казахстанцы выбирают уже знакомые классические казахстанские фильмы. Тогда как молодое поколение школьников говорит о современном киноискусстве. На первом месте у старшеклассников фильмы «Дастур» и Жаужурек мын бала». Причем обе картины довольно новые».

Кто, если не Абай

Эксперты также узнали, что любят смотреть жители страны с точки зрения языкового контекста. Так, выяснялось, что 93 процента казахстанцев предпочитают фильмы на русском языке, 38 процентов смотрят кино на казахском языке и только 10 процентов готовы выбирать для просмотра кино английский язык.

Когда эксперты рассмотрели этот вопрос с точки зрения разных групп, то увидели, что казахскоязычное население на самом деле нужно отнести к билингвам (людям, владеющим двумя языками), потому что они потребляют почти равноценно как казахскоязычные фильмы, так и русскоязычные. Но что особенно интересно, молодежь в возрасте от 14 до 29 лет, в свою очередь, очень заинтересована в фильмах как на казахском, так и на английском языках.

В возрастном разрезе русскоязычное кино больше всего предпочитают люди в возрасте от 45 до 60 лет. В то же время самый большой показатель казахскоязычного контента — 50-53 процента — был отмечен в возрастной группе от 20 до 29 лет. Англоязычное кино показало высокий показатель в самой молодой категории от 14 до 19 лет с индексом 22 процента.

Не менее интересные результаты получились в разделе популярности музыки и литературы. Исследуя культурный ДНК-код казахстанцев, эксперт Наталья Оспанова ответила на вопрос, какую музыку знает и любит практически каждый казахстанец.

«В ходе опроса респонденты также могли назвать абсолютно любое произведение или исполнителя. Так, в результате онлайнопроса было выявлено, что на первом месте государственный гимн. Он набрал 18 процентов голосов респондентов. А среди исполнителей на первом месте в рейтинге популярности небезызвестный Димаш Кудайберген, у которого шесть процентов голосов. При этом в списке любимых исполнителей казахстанцев также были названы Кайрат Нуртас, Адай, Чина и классический казахстанский композитор Шамши Калдаяков», — говорит Оспанова.

По результатам исследования выяснилось, что самоидентификация казахстанцев в срезе казахстанской литературы довольно слабая. Так, 26 процентов респондентов вообще затруднились назвать какого-либо персонажа, который олицетворяет казахстанского человека. В качестве литературных лидеров были названы писатель Абай Кунанбаев (11 процентов респондентов) и роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая» (45 процентов), сказочный герой Алдар-Косе (14 процентов) и литературное произведение «Кочевники» (девять процентов).

Достархан — и точка

Большой интерес вызвала секция «В чем уникальные особенности жителей Казахстана», согласно которой гостеприимство стоит выше всех остальных критериев, а лень все-таки немного превышает трудолюбие.

«Прежде всего мы спросили у казахстанцев, какие характеристики присущи нашему народу, и предложили определенный список. Исходя из этого перечня составили рейтинг и увидели, что казахстанцы воспринимают себя положительно — как гостеприимных, щедрых, открытых и коммуникабельных.

Интересно, что в результате исследования в TOP-десятку главных казахстанских черт попали в основном положительные характеристики. Так, 64 процента опрошенных считают нашим главным отличительным качеством гостеприимство. На втором месте по значимости казахстанцы считают своей отличительной чертой щедрость, которую указали 34 процента опрошенных. Такие характеристики, как религиозность, терпимость и уважение к другим людям, отмечают 29 процента опрошенных казахстанцев.

При этом нужно не упускать тот факт, что среди общего перечня упоминается такая негативная характеристика, как лень. В рейтинге она упоминается практически на одном уровне с трудолюбием. Эту черту как одну из характеристик казахстанского народа отмечают 26 процентов опрошенных. В то время как трудолюбие отметили 24 процента респондентов.

В нашем рейтинге отличительных качеств казахстанцев есть характеристики, которые имеют положительный оттенок, но, с точки зрения опрошенных, они менее ярко выражены у нас. Возможно, было бы интересно посмотреть, насколько мы можем приближаться к этим положительным чертам», — полагает Оспанова.

Есть и характеристики, которые, на взгляд опрошенных, не очень свойственны казахстанцам. В их числе эмоциональность, решительность, любопытство, послушание, бережливость, наивность, бескорыстие, эрудированность и прочие. Каждая из этих характеристик набрала не более 13 процентов упоминаний. По данным исследования, не свойственны казахстанцам такие негативные характеристики, как недисциплинированность, жадность, которые упоминаются у 13-14 процентов опрошенных. Такие негативные характеристики, как грубость, лицемерие, эгоизм, бестактность, отмечают только 8-10 процентов довольно самокритичных казахстанцев.

Живее всех живых

В конце аналитической сессии бизнесконференции была озвучена весьма актуальная и очень щепетильная тема — источники получения информации. Исследования показали, что в общем числе опрошенных главными площадками для потребления информации выступают различные интернетисточники и только потом уже всевозможные традиционные СМИ. По мнению экспертов, именно они сейчас в основном формируют мнение казахстанцев. Здесь стоит отметить блогосферу, которая пусть и не так амбициозна, но уже оказывает достаточно большое влияние на формирование мнения.

«Особый интерес у аудитории бизнесконференции вызвала информация о народном рейтинге популярных казахстанских блогеров, инфлюэнсеров и селебрити.

Нам стало интересно — кто из селебрити, которые имеют аккаунты в социальных сетях, популярен среди казахстанцев? В итоге мы собрали облако тегов исходя из того, кого упоминали казахстанцы в нашем опроснике. Мы заметили, что наибольшее количество упоминаний имеют именно те блогеры, которые больше рассказывают о саморазвитии и предпринимательстве. А это значит, что казахстанцам очень близка эта тема и они хотят стремиться именно к такому образу жизни.

При этом, по результатам работы аналитиков, аккаунты известных казахстанских персон пока еще не набрали той мощи, как, например, в соседних странах СНГ. Но если посмотреть с точки зрения возрастных категорий, то можно заметить, что в кластере 14-19 лет этот источник набирает большой вес: телевидение, форумы-блоги и аккаунты известных персон в этой возрастной категории уже расположены практически на одном уровне. Примечательно, что для определенной возрастной аудитории телевидение все еще остается очень важным источником информации. Однако при этом нельзя не заметить, что радио и печатные СМИ практически изживают себя», — подытожила эксперт Наталья Оспанова.

Изживут ли себя печатные СМИ или нет — вопрос спорный, ведь о «скоропостижной кончине» говорится на протяжении последних 20 лет, однако печатные типографские станки все так же бойко отбивают ритм живой печати. Здесь, наверное, интереснее было бы говорить о трансформациях в СМИ и выводе печатных изданий в совершенно новую, элитную категорию. Как говорится, поживем — увидим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру