Как покончить с черной косметологией в Казахстане

Как сообщил первый заместитель Премьер-министра Роман Скляр, за 2023 год в Казахстане составили 674 административных протокола в связи с незаконной медицинской и фармацевтической деятельностью. Показатели более чем в два раза выше, чем в прошлом году.

Как покончить с черной косметологией в Казахстане

Натянули кожу...

«Всего за 2023 год поступило 68 обращений с жалобами на некачественные косметологические манипуляции и пластические операции, что в 1,8 раза больше, чем в 2022 году (37). Проверки были проведены в 33 случаях, из которых в 20 (61 процент) выявлены незаконная медицинская деятельность без сертификата, лицензии, несоответствие набора помещений, оснащения утвержденным требованиям, грубые нарушения правил и стандартов оказания медицинской помощи с причинением того или иного вреда здоровью», — привел данные Роман Скляр.

Всего сегодня Казнете можно найти рекламу 95 таких организаций. С ними пытаются бороться, но штрафы — пока единственная мера, которой можно воздействовать на подобных нарушителей — косметологов и хирургов. Несмотря на то, что к административной ответственности привлекли уже 27 организаций — их оштрафовали на 3,6 миллиона тенге, многие все еще продолжают свою деятельность.

«В настоящее время уполномоченный орган проводит последовательную работу по регламентации нормативно-правовой базы. Учитывая высокий риск бьюти-процедур, масштабы причинения вреда здоровью и жизни граждан субъектами предпринимательства, осуществляющими незаконную медицинскую деятельность, низкую эффективность предусмотренных законодательством мер, прорабатывается вопрос наделения надзорной функцией госоргана в сфере оказания медицинских услуг. Этот вопрос будет внесен на рассмотрение Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью при Генеральной прокуратуре», — заключил Роман Скляр.

Время лечит?

С какими же проблемами сталкиваются казахстанцы, получившие некачественные процедуры красоты, в действительности?

Как правило, в черной косметологии традиционно выделяют две категории. К первой относятся товары: подделки, контрафакт, препараты и медицинские изделия без регистрационных удостоверений. Все они могут существенно навредить здоровью клиента. Ко второй — процедуры, оказанные специалистами без высшего медицинского образования или в организациях без медицинской лицензии, а также на дому. Случается так, что косметолог без специального образования проводит инъекцию контрафактного ботулотоксина у себя дома.

Как заявляют представители хирургического сообщества в Алматы, люди умирают буквально на столах у таких непрофессионалов.

Обычно все трагедии начинаются банально: врач обещает сделать все «как надо», но позже, когда появляются первые признаки осложнений, объясняет, что «это нормально, спадет отек, тогда будет красиво...». Когда проходит время, картина в лучшую сторону не меняется, поэтому недопрофессионал обещает все переделать. Часто это приводит к еще большим осложнениям.

Проблема заключается в том, что не все подобные случаи доходят до суда. По сути, доказать, что здоровью причинен тяжкий вред, не так просто, даже несмотря на очевидные деформации тела. Да и суммы компенсаций потерпевшим обычно небольшие. Бывшим пациентам проще договориться с доктором о своей сумме компенсации и замять дело. Так жертва хотя бы вернет часть денег на последующую реабилитацию, а доктор не потеряет репутацию. Выгодно обоим. Но бывает и по-другому: дурная слава о хирурге все-таки доходит до общественности.

До сих пор Департамент охраны общественного здоровья сообщал как минимум о трех случаях неудачной хирургии в Алматы. Причем две смерти пришлись на одного хирурга — Дмитрия Писарева.

Тридцатилетняя Лаура Избасарова была бортпроводницей. Официальная причина смерти девушки — энцефалопатия неуточненная. Что любопытно, в больнице она оказалась сразу после операции на груди в одной из клиник пластической хирургии. Причина — ошибка хирурга, который ее оперировал. Любопытно, но ранее этот «специалист» так же неудачно прооперировал гражданку Украины. Доктора осудили, но от наказания освободили, так как срок давности истек. Однако проводить операции запретили и лишили лицензии. Впрочем, как выяснилось, на запрет он откровенно «забил».

Необходимо отметить, что свою вину хирург не признал. Наоборот, продолжил и дальше привлекать аудиторию в соцсетях, пополняя портфолио в Instagram. За причинение вреда внешности гражданки Украины врач серьезного наказания не понес.

В 2021 году по этому делу состоялся процесс в суде No 2 Бостандыкского района. Доктора признали виновным в уголовном правонарушении по статье 317 ч. 3 УК РК, но при этом освободили от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Все, чего смогла добиться потерпевшая сторона, — взыскания морального вреда в размере восьми миллионов тенге. Помимо этого, с хирурга взыскали госпошлину в размере 1458 тенге, процессуальные издержки в размере 53 290 тенге и обязали выплатить 24 050 тенге в Фонд компенсации потерпевшим. На этом все.

После этого в публичном пространстве появилась новость о том, что клиника, где работал хирург, временно закрылась. Но, как удалось выяснить журналистам, на самом деле учреждение и не думало закрываться.

Бизнес или медицина?

Как объясняют казахстанские юристы, в стране существует негласная проблема, напрямую влияющая на безнаказанность хирургов и косметологов. Получается так, что сами представители Департамента охраны общественного здоровья не знают, входит пластическая хирургия в перечень медуслуг или нет.

В одной из бесед с журналистами в департаменте обмолвились, что не входит. Однако в официальном ответе на запрос корреспондентам Информбюро ответили цитатой из Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохоранения»: «Медицинские услуги — действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную или паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку».

Также в ответе добавили, что реконструктивные пластические операции помогают устранить дефекты тканей и органов, а также улучшить качество жизни человека, помогая ему скрыть от потенциального супруга явные генетические дефекты. Чтобы получить более внятный ответ, журналисты снова позвонили в Департамент охраны общественного здоровья. «Это медуслуга», — ответила сотрудник департамента Айгерим Смагулова.

Что примечательно, мать Лауры Избасаровой просила это же ведомство проверить клинику, где оперировали ее дочь. Однако там развели руками, мол, манипуляции с грудью не являются медицинской услугой, и отказали в проверке.

Вот и получается, что мораторий на проверку малого и среднего бизнеса оказал казахстанцам медвежью услугу — бизнес стал смертельно опасным для клиентов.

Был гинеколог — теперь косметолог

Эту сферу не проверяют, а значит, те, кто занят на этом поприще, могут работать без лицензий, да и вообще без определенного опыта.

Сегодня многие специалисты, зарабатывающие косметологическими процедурами, обзавелись сертификатами. Их выдают различные частные клиники. Таким образом, сертификаты заменяют лицензии, а клиенты таких клиник как-то стесняются узнать подноготную доктора.

Еще больше вгоняет в ступор то, что среди косметологов сегодня часто встречаются люди с медицинским образованием, правда, совсем в другой сфере: оториноларингологи, терапевты, гинекологи.

Очевидно, этого недостаточно, чтобы делать уколы красоты. Если ввести филлер «коряво», это может закупорить жизненно важные артерии и в свою очередь привести к некрозу тканей лица и другим осложнениям. Не говоря уже о банальном анафилактическом шоке.

Как защитить себя от горе-хирургов и таких же косметологов? Самое простое — вообще отказаться от посещения таких кабинетов. Однако сегодня, когда красиво выглядеть хочется, а такие процедуры поставлены на поток, трудно слезть с этой иглы. Поэтому потенциальным клиентам бьюти-сферы можно посоветовать старые проверенные способы: прежде чем идти на какую-либо процедуру, необходимо узнать все о докторе, который ее оказывает, изучить отзывы о клинике и не стесняться задавать вопросы специалисту. По каждой проделанной процедуре необходимо брать чеки — так можно будет доказать, что ущерб здоровью причинили именно в этом, а не ином месте. Домашних специалистов лучше не посещать. Здесь уж точно не идет речи о соблюдении как минимум санитарных норм. Если нужны инъекции, необходимо узнать все о препарате, который вам вводят.

В том случае, если вас огорчает результат пластической операции или косметологической процедуры, юристы предлагают подать иск о возмещении морального и материального вреда. Однако если здоровью причинили реальный вред, это уже уголовная статья.

Согласно статье 317 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником», если вашему здоровью нанесли средний вред, это наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей или арестом до пяти суток.

Если вред тяжкий, это уже штраф в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей или ограничение свободы сроком до трех лет.

В случае летального исхода предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а если пострадал не один человек, то сроком от трех до семи лет. Во всех случаях врача временно лишают права заниматься медицинской деятельностью. Если же не сделать этого вовремя, то получится как с Писаревым — истекший срок давности не даст посадить мясника за решетку.

Красота требует жертв... Но стоит ли так рисковать? Подумайте еще раз.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру